Решение и предписание по жалобе ООО «СБО»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
20.03.2017
Управление:
Санкт-Петербургское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ 78/7380/17,78/7381/17
Номер дела:
№ Т02-153/17

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-153/17

15 марта 2017 года                                                                        Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей от  ОАО «РЖД» (далее – Организатор торгов); от ООО «СБО» (далее – Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.03.2017 № 4972-ЭП/17) ООО «СБО» на действия Организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме (по Положению ОАО «РЖД») № 478/ОАЭ-ОКТ/17 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра (извещение № 31704739073), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

31 января 2017 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31704739073 о проведении открытого аукциона в электронной форме (по Положению ОАО «РЖД») № 478/ОАЭ-ОКТ/17 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра (далее – закупка), включая Документацию о закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.07.2016 г., на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

313 927 894,42 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.01.2017

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

06.03.2017 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок

15.03.2017 в 09:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и заявок

191036, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д.85/Д, каб. 132

6.

Дата проведения аукциона

17.03.2017 в 12:00 (МСК)

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки № 31704739073 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях, установленных в Документации:

1) Заявитель в своей жалобе указывает, что в Документации отсутствует Приложение № 2 к Техническому заданию, которое поименовано в п. 3.1.1.1 Документации.

2) По мнению Заявителя, Организатор торгов неправомерно объединил в один лот оказание клининговых услуг на объектах Октябрьской железной дороги, расположенных в разных регионах.

3) Заявитель считает, что Организатором торгов в Документации неправомерно установлено требование о том, что участник должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в Приложении № 4 Документации.

Вместе с тем, Заявителем в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены в письменном виде дополнительные доводы, помимо изложенных в жалобе:

4) Заявитель полагает, что Организатор торгов неправомерно установил требование к участникам в п. 5.3.3.1 Документации об отсутствии у участника недоимки по налогам,  сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

5) Также в п. 2.2 Документации установлено излишнее, по мнению Заявителя, требование о том, что участник должен располагать квалифицированным персоналом для оказания услуг мойки фасадов, в том числе, не менее 1 (одного) специалиста, имеющего действующее удостоверение о допуске к работам на высоте.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6325/17 от 10.03.2017 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

1) По доводу жалобы об отсутствии в составе Документации Приложения № 2 к Техническому заданию, которое поименовано в п. 3.1.1.1 Документации, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 3.1.1.1 Документации перечень и стоимость оказываемого комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра на 2017-2019 год приведен в Приложении № 2 к Техническому заданию.

Кроме того, согласно п. 3.2.1 Документации исполнитель должен оказать комплекс услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных услуг на объектах Административно-хозяйственного центра в объемах и в соответствии с Приложением №2 перечень и стоимость оказываемого комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг к техническому заданию оказываемых услуг согласно техническому заданию.

Согласно п. 5.3.1 Документации заявка участника должна соответствовать требованиям Технического задания. Несоответствие данному требованию является основанием для не допуска к участию в процедуре закупки.

Комиссия СПб УФАС России установила, что в составе Документации отсутствует поименованное в п. 3.1.1.1 и п. 3.2.1 Документации Приложение
№ 2 к Техническому заданию.

Представитель Организатора торгов на заседании Комиссии СПб УФАС России пояснил, что в Документации была допущена техническая ошибка в части указания на Приложение № 2 к Техническому заданию.

Вместе с тем, Представитель Организатора торгов отметил, что Таблица № 1 к Техническому заданию содержит исчерпывающие сведения о стоимости, объемах и видах оказываемого комплекса услуг по предмету процедуры закупки.

Таким образом, отсутствие Приложения № 2 к Техническому заданию в составе Документации может привести к сокращению числа потенциальных участников, которые должны в полной мере соответствовать требованиям Технического задания в соответствии с п. 5.3.1 Документации.

Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, путем указания ссылки на Приложение № 2 к Техническому заданию в составе Документации вследствие технической ошибки.

2) По второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России выявила следующее.

В соответствии с п. 1.3 Документации предметом процедуры закупки является «оказание комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра».

Согласно Таблице № 2 Технического задания комплекс услуг по уборке помещений должен быть оказан в г. Санкт-Петербурге, в г. Москве, в г. Мурманске, в г. Волхове и в г. Петрозаводске.

Представитель Организатора торгов подчеркнул, что согласно приложению к уставу ОАО «РЖД», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585, филиалы и подразделения компании находятся на территориях различных субъектов Российской Федерации, в силу чего оказание услуг по уборке требуется в различных местах их производственной деятельности. Объекты, по которым необходимо оказывать услуги по уборке помещений, расположенные на территории различных субъектов Российской Федерации, находятся на балансе производственной деятельности Административно-хозяйственного центра Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

По второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не выявила в действиях Организатора торгов нарушений Закона № 223-ФЗ.

3) По доводу жалобы о неправомерном установлении требования о том, что участник должен предоставить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в Приложении № 4 Документации, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

Согласно п. 8.1.1 Документации исполнение договора может обеспечиваться как предоставлением банковской гарантии, так и внесением денежных средств на указанный заказчиком в пункте 1.7 аукционной документации счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Кроме того, в соответствии с п. 8.1.8 Документации при выборе способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник должен представить банковскую гарантию, выданную одним из банков, указанных в Приложении № 4 к Документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 (один) месяц.

В соответствии с Приложением № 4 к Документации установлен список банков, чьи гарантии ОАО «РЖД» принимает для обеспечения надлежащего исполнения договора  (перечень банков утверждается ОАО «РЖД»):

Банк

 
 

1

ПАО Сбербанк

 

2

Банк ВТБ (ПАО)

 

3

Банк ГПБ (АО)

 

4

АО "Россельхозбанк"

 

5

ВТБ 24 (ПАО)

 

6

ПАО Банк "ФК Открытие"

 

7

АО "АЛЬФА-БАНК"

 

8

АО ЮниКредит Банк

 

9

ПАО РОСБАНК

 

10

АКБ "Абсолют Банк" (ПАО)

 

Вместе с тем, п. 8.1.9 Документации установлено, что победитель или участник, сделавший предпоследнее предложение о цене (в случае если победитель признан уклонившимся от заключения договора и принято решение о его заключении с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене), единственный участник, допущенный к участию в аукционе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям аукционной документации.

Таким образом, исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, предоставленной иным банком, помимо перечня банков, изложенных в Приложении № 4 к Документации. Кроме того, участнику доступен альтернативный способ обеспечения договора – внесение денежных средств.

Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений Закона № 223-ФЗ по данному доводу жалобы.

Комиссия СПб УФАС России при рассмотрении дополнительных доводов жалобы по существу, не выявила нарушений Закона № 223-ФЗ в действиях Организатора торгов при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу (от 06.03.2017 № 4972-ЭП/17) ООО «СБО» на действия Организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме (по Положению ОАО «РЖД») № 478/ОАЭ-ОКТ/17 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра (извещение № 31704739073), обоснованной.
  2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, путем не указания поименованного в п. 3.1.1.1 и п. 3.2.1 Документации Приложения № 2 к Техническому заданию.
  3. Выдать Организатору торгов ОАО «РЖД» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.   

 

ПРЕДПИСАНИЕ

15 марта 2017 года                                                                        Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 15.03.2017 по жалобе № Т02-153/17 на действия Организатора торгов ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме (по Положению ОАО «РЖД») № 478/ОАЭ-ОКТ/17 на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений, территорий и иных дополнительных клининговых услуг на объектах Административно-хозяйственного центра (извещение № 31704739073), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ

1. Организатору торгов ОАО «РЖД совершить действия, направленные на устранение нарушений процедуры торгов путем:

- возврата поступивших на участие в процедуре закупки (извещение № 31704739073) заявок;

- внесения изменений в Документацию в соответствии с резолютивной частью решения;

- продления сроков подачи заявок по процедуре закупки (извещение № 31704739073) на 5 (пять) дней.

- завершения процедуры (извещение № 31704739073) в строгом соответствии с требованиями Положения о закупках, Документации и действующего законодательства.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 3 апреля 2017 года с приложением подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.