Предупреждение Правительству Санкт-Петербурга

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
16.10.2017
Управление:
Санкт-Петербургское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

В ходе государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельных положения Порядка проведения квалификационного отбора организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», в части ограничения на участие в квалификационном отборе организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт, юридических лиц, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей.

 

Статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26,07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26,07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В Санкт-Петербурге существует сложившийся рынок розничной торговли товарами детского ассортимента и продуктами детского питания. На данном рынке действует значительное количество предприятий розничной торговли. Вместе с тем, в результате реализации Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (ранее Закона Санкт-Петербурга № 587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге») в Санкт-Петербурге сформировался отдельный сегмент данного рынка, обеспеченный гарантированным платежеспособным спросом населения посредством приобретения товаров и услуг с использованием пластиковых карт «Детская» и «Дошкольная». Количество предприятий розничной торговли, работающих в данном сегменте ограничено, что обусловлено административной процедурой квалификационного отбора предприятий.

 

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 (ред. от 14.04.2017) «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок проведения квалификационного отбора организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт (далее - Порядок), пунктом 2 которого определено понятие:

претенденты - организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в Санкт-Петербурге, осуществляющие деятельность по реализации товаров и услуг, имеющие магазины (специализированные отделы с отдельными расчетными узлами), расположенные на территории Санкт-Петербурга, реализующие товары для детей и(или) продукты детского питания (в том числе специальные молочные продукты детского питания, безглютеновые продукты детского питания) в ассортименте, предусмотренном в пункте 13 настоящего Порядка, и направившие организатору заявку на участие в квалификационном отборе (далее - заявка), а также организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в Санкт-Петербурге, осуществляющие реализацию товаров и услуг дистанционным способом в Санкт-Петербурге, имеющие складские площади в Санкт-Петербурге не менее 300 кв. м, реализующие указанные в настоящем абзаце товары для детей и(или) продукты детского питания и направившие организатору заявку.

Таким образом, в соответствии с Порядком для участия в квалификационном отборе допускаются только:

- юридические лица.

Участие в квалификационном отборе индивидуальных предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов (п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции) Порядком не предусмотрено;

- юридические лица, имеющие регистрацию в Санкт-Петербурге.

Участие в квалификационном отборе хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в иных регионах Российской Федерации, Порядком не предусмотрено.

Таким образом, вхождение новых хозяйствующих субъектов на данный рынок возможно только в установленном Порядке, и только из числа тех хозяйствующих субъектов, которые прямо поименованы в пункте 2 Порядка.

В указанной норме Порядка усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26,07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает … органу государственной власти субъекта Российской Федерации … предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

В связи с наличием признаков нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отдельных положения Порядка проведения квалификационного отбора организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Санкт-Петербургское УФАС России предупреждает Правительство Санкт-Петербурга о необходимости в срок до 12 ноября 2017 года изменения акта - постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» путем внесения изменений в Порядок проведения квалификационного отбора организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт в части снятия ограничения на участие в квалификационном отборе организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт, юридических лиц, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением .

 

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Федерального закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.