Предупреждение Правительству Санкт-Петербурга

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
25.12.2017
Управление:
Санкт-Петербургское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 

 

Санкт-Петербургское УФАС России в ходе рассмотрения заявления НП «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению» (вх.№27835/17 от 23.11.2017) выявило в действиях Правительства Санкт-Петербурга признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению хозяйственной деятельности субъектам, не имеющим пятилетний опыт работы в сфере оказания социальных услуг, путем установления в пункте 2.7 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1286 «О порядке формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге» (далее - Порядок) не предусмотренного федеральным законодательством требования о наличии опыта работы по предоставлению социальных услуг не менее пяти лет со дня государственной регистрации, что ограничивает право таких субъектов на включение в реестр поставщиков социальных услуг.

В силу пункта 3.5 Порядка, представление поставщиком социальных услуг неполных и (или) недостоверных сведений и документов, указанных в пункте 2.7 Порядка, является основанием для отказа во включении поставщика социальных услуг в реестр поставщиков.

Согласно преамбуле данного постановления Порядок утвержден в рамках реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) и в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом № 442-ФЗ установлены правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг (часть 1 статьи 1).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:

- правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1);

- формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг (пункт 7).

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона № 442-ФЗ реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона № 442-ФЗ поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Часть 3 статьи 25 Федерального закона № 442-ФЗ определяет содержание реестра поставщиков социальных услуг, устанавливает перечень информации, подлежащей включению в реестр поставщиков социальных услуг.

Пунктом 14 части 3 статьи 25 указанного Федерального закона установлено, что реестр поставщиков социальных услуг содержит информацию об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет. Данная норма не устанавливает требования к потенциальным поставщикам социальных услуг, а лишь содержит требования к перечню информации, подлежащей включению в реестр.

Из положений Федерального закона № 442-ФЗ не следует, что отсутствие опыта работы именно в сфере социального обслуживания не менее 5 лет до подачи заявки является основанием для отказа во включении претендента в реестр поставщиков социальных услуг. Ограничений на включение в реестр поставщиков социальных услуг лиц, осуществляющих деятельность менее пяти лет, Федеральный закон № 442-ФЗ не устанавливает.

 

Статья 25 Федерального закона № 442-ФЗ не содержит требований о включении в Реестр информации о наличии опыта работы по предоставлению социальных услуг не менее пяти лет со дня государственной регистрации. В свою очередь, иная, не предусмотренная указанной нормой, информация, которая подлежит включению в Реестр, может быть определена только Правительством Российской Федерации (пункт 15 части 3 статьи 25 Федерального закона № 442-ФЗ).

 

Таким образом, у Правительства Санкт-Петербурга отсутствовали основания для включения в Порядок вышеназванного требования.

Включение Правительством Санкт-Петербурга в пункт 2.7 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1286 «О порядке формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге» условия о представлении информации о наличии опыта работы по предоставлению социальных услуг не менее пяти лет со дня государственной регистрации, необходимой для включения поставщика социальных услуг в реестр поставщиков, устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные требования к поставщикам социальных услуг, применение которых ведет к ограничению конкуренции, что содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Правительство Санкт-Петербурга о необходимости изменения в срок до 31 января 2018 года акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства - постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1286 «О порядке формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге», путем исключения (изменения) установленного в пункте 2.7 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг в Санкт-Петербурге требования о представлении информации, необходимой для включения поставщика социальных услуг в реестр, о наличии опыта работы по предоставлению социальных услуг не менее пяти лет со дня государственной регистрации и приведения указанной нормы в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.