ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОБРАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Тип документа:
Предупреждения и предостережения
Дата публикации:
10.04.2018
Управление:
Санкт-Петербургское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов властиАнтимонопольное регулирование
Номер документа:
№ исх. 78/10944/18 от 10.04.2018
Номер дела:

 

Законодательное Собрание

Санкт-Петербурга

190107, Санкт-Петербург,

Исаакиевская пл., 6

 

 

Председателю Комитета по законодательству

Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Четырбоку Д.А.

190107, Санкт-Петербург,

Исаакиевская пл., 6

 

 

 

 

 

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
О НЕДОПУСТИМОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ,
КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

На официальном сайте Законодательного Собрания Санкт-Петербурга http://www.assembly.spb.ru размещена ПОПРАВКА (к док.2675) к проекту Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в статью 7-1 Закона Санкт-Петербурга «О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург» (далее – ПОПРАВКА, проект Закона СПб), согласно которой исключительными полномочиями наделяются предприятия и учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, по выполнению работ и оказанию услуг по инвентаризации земельных участков по функциональному использованию территории в целях получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - инвентаризация земельных участков).

 

Санкт-Петербургское УФАС России рассмотрело опубликованную ПОПРАВКУ и выявило в проекте Закона СПб в части наделения предприятий и учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, исключительными полномочиями по выполнению работ и оказанию услуг по инвентаризации земельных участков признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Указанные отношения были предметом рассмотрения антимонопольного дела № 1-00-72/78-03-17, по результатам которого Санкт-Петербургское УФАС России признало в действиях Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга:

- нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном применении пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении государственного контракта № 27832000076 17 000049 от 21.03.2017 (государственного контракта от 20.03.2017 № 24) с единственным исполнителем – Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН»), что привело к недопущению конкуренции за право исполнения государственного контракта (за право оказания за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуг по инвентаризации земельных участков в целях получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена), необоснованно воспрепятствовало осуществлению деятельности по исполнению контракта иными хозяйствующими субъектами, а также обеспечило ГУП «ГУИОН» в отсутствие конкуренции доступ на товарный рынок услуг по инвентаризации земельных участков по функциональному использованию и создало ГУП «ГУИОН» преимущественные условия деятельности на указанном товарном рынке.

Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга выдано обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего закупки работ/услуг по инвентаризации земельных участков в целях получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по инвентаризации земельных участков по функциональному использованию, по изготовлению ведомости инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории, справки о размере доли земельного участка и т.п. осуществлять посредством конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

В ходе рассмотрения дела № 1-00-72/78-03-17 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по инвентаризации земельных участков по функциональному использованию в целях получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Санкт-Петербургское УФАС России установило наличие иных хозяйствующих субъектов, имеющих в штате необходимых специалистов, техническую возможность, а также соответствующих требованиям, установленным законодательством к таким хозяйствующими субъектам, способных выполнить работы и оказать услуги по инвентаризации земельных участков.

Кроме того, выявлено, что на протяжении ряда лет ГУП «ГУИОН» привлекает иные хозяйствующие субъекты в качестве соисполнителя (субподрядной организации) в рамках исполнения государственных контрактов на оказание за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуг по инвентаризации земельных участков в целях получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки., находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Данное обстоятельство подтверждает, что товарный рынок, исключительными полномочиями осуществления деятельности на котором планируется в соответствии с проектом Закона СПб наделить предприятие или учреждение является конкурентным, деятельность на нем осуществляют (могут осуществлять) хозяйствующие субъекты различных форм собственности и организационно-правовых форм (п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции).

 

Внесение изменений в Закон СПб в соответствии с ПОПРАВКОЙ приведут к недопущению конкуренции за право оказания услуг по инвентаризации земельных участков по функциональному использованию, создадут преимущественные условия деятельности предприятию, которому вне конкурентных процедур будет предоставлено исключительное право осуществлять инвентаризацию земельных участков в целях получения информации, необходимой для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, изготавливать ведомости инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, необоснованно воспрепятствует осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами, поскольку они будут лишены возможности конкурировать за право заключения государственного контракта.

Такие действия образуют состав нарушения, запрещенного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции, который предполагает реализацию конкретных мероприятий: ограничение созданий унитарных предприятий на конкурентных рынках, снижение в два раза количества нарушений органов власти к 2020 году.

05 апреля 2018 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина в Кремле состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране.

Выступая на заседании Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что фундаментальная значимость конкуренции определена Конституцией России; это направление - одно из магистральных для достижения масштабных целей, поставленных перед страной; отметил, что власти регионов придают недостаточно внимания вопросам развития конкуренции, в том числе путем создания приоритетов для региональных ГУПов и МУПов.

Одной из основных проблем В.В.Путин назвал отсутствие проконкурентных подходов в деятельности органов власти. Причина в привычном, устоявшемся стиле бюрократического мышления, в отсутствии стремления выстраивать выгодную и региону, и его жителям экономику государственного или муниципального заказа, - считает Президент. «Сегодня государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки. Как следствие, идёт процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела».

Владимир Путин призвал включиться в решение задач по укреплению экономики страны всех - и гражданское общество, и бизнес, и органы власти всех уровней. «Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, её динамичного движения вперёд во всех сферах жизни», - сказал он.

Санкт-Петербургское УФАС России на основании статьи 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предостерегает Законодательное Собрание Санкт-Петербурга от совершения планируемых действий по принятию проекта Закона СПб в редакции опубликованной ПОПРАВКИ, в связи с тем, что такие действия приведут к нарушению  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Полагаем, что принятие ПОПРАВОК идет вразрез с Национальным планом развития конкуренции и противоречит целям и задачам, поставленным Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, по развитию приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции.

 

 

ВРИО руководителя управления В.А.Тукаев