Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № 10-12/ов от 17 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 10-12/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2015  года

Решение в полном объеме изготовлено  6 августа 2015 года                                                            г. Саратов                                                                                

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. ... – руководитель управления, председатель Комиссии;
  2. ... – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  3.   ... – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,

 рассмотрев дело № 10-12/ов по признакам нарушения МКУ «Административно-хозяйственного управления Балашовского муниципального района» (далее – МКУ "АХУ"), администрацией Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация), советом муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – Совет) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

23.03.2015 в Саратовское УФАС России поступило представление прокуратуры Балашовского района Саратовской области (исх. № 7-2015 от 16.03.2015) о возбуждении дела о антимонопольного законодательства с жалобой на ограничивающие конкуренцию действия МКУ "АХУ" и МУСПП «Ритуал», выразившиеся в размещении старшего специалиста МКУ "АХУ" ... в помещении МУСПП «Ритуал».

20.04.2015 было возбуждено дело № 10-12/ов в отношении МКУ "АХУ" по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

15.08.2014 Администрацией принято постановление № 126-П, которым утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения (подзахоронения), выдача удостоверений о захоронении (подзахоронении), выдача справок о произведенных захоронениях или об их отсутствии на муниципальных кладбищах муниципального образования г. Балашова, выдача разрешения на монтаж, демонтаж надмогильных сооружений (надгробия), ограды» (далее  - Регламент).

Согласно п. 1.2 Регламента получателями муниципальной услуги являются юридические и физические лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, иные хозяйствующие субъекты в сфере погребения и похоронного дела, обратившиеся в уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела с заявлением о предоставлении места для захоронения.

На основании п. 2.2 Регламента предоставление муниципальной услуги осуществляется МКУ "АХУ".

Уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела муниципального образования г. Балашов является Администрация. Выполнение административных процедур осуществляется специалистами МКУ "АХУ".

На основании приказа № 83 от 12.08.2014 руководителя МКУ "АХУ" ... был принят на должность старшего специалиста по земельным отношениям отдела архитектуры, градостроительства и земельных отношений МКУ "АХУ".

На основании приказа директора МУСПП «Ритуал» № 202 л.с. от 12.08.2014 ... принят на должность главного инженера МУСПП «Ритуал».

На основании договора от 31.01.2014 отдельно стоящее здание, площадью 474,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Балашов, ул. Луначарского, д. 2, закреплено на праве хозяйственного ведения Администрацией за МУСПП «Ритуал». Документы, подтверждающие право других организаций, кроме МУСПП «Ритуал», размещаться в данном здании, отсутствуют.

Согласно п. 2.2 Регламента адрес предоставления муниципальной услуги: 412309, Саратовская обл., г.  Балашов, ул. Луначарского, 2.

Как следует, из информации, представленной МУСПП «Ритуал» (исх. № 159 от 14.07.2015), согласно трудовому договору и графику работы главного инженера МУСПП «Ритуал» ... осуществляет исполнение своих должностных обязанностей по адресу МУСПП «Ритуал»: 412309, Саратовская обл., г.  Балашов, ул. Луначарского, 2 с 13:00 до 17:00.

На заседании Комиссии ... пояснял, что график его работы как старшего специалиста МКУ "АХУ" с 08:00 до 12:00, однако, муниципальная услуга в соответствии с Регламентом оказывается им и после 12:00.

Также в соответствии с письменными пояснениями Администрации (исх. № 1896-02 от 17.07.2015) муниципальная услуга в соответствии с Регламентом в МКУ "АХУ" после 12:00 оказывается старшим специалистом МКУ "АХУ" ...

Согласно пп. а) п. 3 определения Саратовского УФАС России об отложении рассмотрения дела № 10-12/ов МКУ "АХУ" необходимо было предоставить документально подтвержденную информацию о месте и графике работы старшего специалиста МКУ "АХУ" ... в настоящее время.

По информации, представленной МКУ "АХУ" (вх. № 743 от 15.07.2015), в своей деятельности ... руководствуется Регламентом.

 Согласно п. 2.2 Регламента график работы МКУ "АХУ": понедельник – пятница с 08:00 до 17:00, обеденный перерыв с 12:00 до 13:00, суббота, воскресенье – выходной.

Федеральным законом от 10.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронений отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органами местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в частности запрещается:

- предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

- создание дискриминационных условий.

Таким образом, действия МКУ "АХУ", выразившиеся в оказании муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения (подзахоронения), выдача удостоверений о захоронении (подзахоронении), выдача справок о произведенных захоронениях или об их отсутствии на муниципальных кладбищах муниципального образования г. Балашова, выдача разрешения на монтаж, демонтаж надмогильных сооружений (надгробия), ограды» старшим специалистом МКУ "АХУ" ..., являющимся главным инженером МУСПП "Ритуал", является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, предоставляют преимущества конкретному хозяйствующему субъекту - МУСПП «Ритуал» и приводят к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Балашовского муниципального района.

В связи с изложенным, Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение выдать МКУ "АХУ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: не допускать действий, связанных с оказанием муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения (подзахоронения), выдача удостоверений о захоронении (подзахоронении), выдача справок о произведенных захоронениях или об их отсутствии на муниципальных кладбищах муниципального образования г. Балашова, выдача разрешения на монтаж, демонтаж надмогильных сооружений (надгробия), ограды» старшим специалистом МКУ "АХУ" ..., являющимся главным инженером МУСПП "Ритуал", как и другими сотрудниками МКУ "АХУ", в случае исполнения ими должностных обязанностей в иных хозяйствующих субъектах, оказывающих ритуальные услуги на территории Балашовского муниципального района Саратовской области.

28.05.2015 определением Саратовского УФАС России по делу № 10-12/ов Администрация привлечена в качестве ответчика в связи с принятием 15.08.2014 постановления № 126-П, которым утвержден Регламент, т.к. в соответствии с п. 2.2 Регламента адрес предоставления муниципальной услуги: 412309, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Луначарского, 2, который, согласно п. 1.4, 1.5 Устава МУСПП «Ритуал», утвержденного распоряжением Администрации № 308-р от 03.02.2014, является почтовым адресом и адресом место нахождения МУСПП «Ритуал.

Федеральным законом от 10.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, выразившиеся в закреплении в п. 2.2 Регламента предоставления муниципальной услуги по адресу конкретного хозяйствующего субъекта МУСПП «Ритуал», являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как предоставляют преимущества конкретному хозяйствующему субъекту - МУСПП «Ритуал» и приводят к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Балашовского муниципального района.

В соответствии с письмом Администрации (исх. № 1637-02 от 22.06.2015) 22.06.2015 принято постановление Администрации № 112-п "О внесении изменений в постановление администрации Балашовского муниципального района от 15.08.2014 № 126-п", в соответствии с которым в п. 2.2 Регламента внесены изменения в части изменения адреса предоставления муниципальной услуги с  412309, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Луначарского, 2 на 412309, Саратовская область, г.  Балашов, ул. Советская, 178.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ данный адрес является юридическим адресом Администрации.

Таким образом, у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для выдачи Администрации предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

28.05.2015 определением Саратовского УФАС России по делу № 10-12/ов Совет привлечен в качестве ответчика в связи с принятием 28.03.2012 решения № 46/8 «Об утверждении тарифов на услуги МУСПП «Ритуал» (далее – Решение № 46/8), которым утвержден прейскурант цен МУСПП «Ритуал» на ритуально-погребальные услуги и принадлежности (далее – прейскурант).

Согласно п. 3 указанного прейскуранта:

- рытье могил вручную на свободном участке пер. Поворинский (старое), рытье могилы вручную рядом с родственной, пер. Поворинский (старое), рытье могилы на 1-м секторе, квадрат 10 (по аллее от сторожки) пер. Поворинский (старое) – 4961 р.;

- рытье могил вручную на 3-м секторе – 6363 р.;

- рытье могилы вручную р-н 2-й Ветлянки – 2827 р.;

- рытье могилы на кладбище с.  Хоперского – 4254 р.;

- рытье могилы вручную на кладбищах района – 3535 р.;

- рытье могилы экскаватором с зачисткой вручную р-н 2-й Ветлянки (новое) – 1400;

- рытье могилы детской, применять коэффициент 0,5 к ценам прейскуранта соответствующего кладбища;

- при производстве работ по эксгумации на услугу "Рытье могилы" применять коэффициент 2, 5 к ценам действующего прейскуранта.

В соответствии с письмом Совета (исх. № 71 от 18.06.2015) Решение № 46/8 было принято в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы для муниципальных учреждений и предприятий.

Экономическое и (или) технологическое, иное обоснование установления для МУСПП «Ритуал» различных цен на рытье могил Советом не представлено.

Из письма МУСПП «Ритуал» (исх. № 117 от 18.05.2015) следует, что в настоящее время МУСПП «Ритуал» предоставляет услуги населению на основании прейскуранта цен, утвержденного 28.03.2012 решением Совета.

Согласно информации, представленной МУСПП «Ритуал», тарифы на все виды оказываемых услуг утверждаются по планово-расчетным калькуляциям.

16.04.2015 на заседании Комиссии Саратовского УФАС России по делу № 8-41/тр директор МУСПП «Ритуал» пояснил, что установление различных цен на рытье могил в калькуляциях обусловлено, в том числе, различными видами почв на кладбищах Балашовского района.

Из представленных МУСПП «Ритуал» в дело № 8-41/тр калькуляций следует:

- рытье могил вручную на свободном участке пер. Поворинский (старое), рытье могилы вручную рядом с родственной, пер. Поворинский (старое), рытье могилы на 1-м секторе, квадрат 10 (по аллее от сторожки) пер. Поворинский (старое) – 4961 р.;

- рытье могил вручную на 3-м секторе – 6363 р.;

- рытье могилы вручную р-н 2-й Ветлянки – 2827 р.;

- рытье могилы на кладбище с.  Хоперского – 4254 р.;

- рытье могилы вручную на кладбищах района – 3535 р.

При этом, в данных калькуляциях отсутствует экономическое, технологическое обоснование установления различных цен на рытье могил МУСПП «Ритуал» в связи с различными видами почв на кладбищах Балашовского района.

В соответствии с информацией ФАС России, размещенной на официальном сайте http://www.fas.gov.ru/, доля МУСПП «Ритуал» на рынке ритуальных услуг на территории Балашовского муниципального района Саратовской области составляет более чем пятьдесят процентов.

Если доля лица на рынке определенного товара превышает 50%, то в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение такого лица признается доминирующим, если не доказано иное.

Таким образом, МУСПП «Ритуал» занимает доминирующее положение на рынке ритуальных услуг на территории Балашовского муниципального района Саратовской области.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

При этом, в отношении действий (бездействия), указанных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Поскольку МУСПП «Ритуал» занимает на вышеуказанном товарном рынке доминирующее положение, то на него распространяется действие норм антимонопольного законодательства, в том числе в части обязанности по недопущению совершения действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен на ритуальные услуги. Эти действия прямо запрещены п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 10.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, Комиссией Саратовского УФАС России не опровергается наличие у Совета права на установление для МУСПП «Ритуал» различных цен на рытье могил. Однако, данное право должно быть реализовано Советом для МУСПП «Ритуал», занимающего доминирующее положение на соответствующем рынке, без нарушения установленного п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрета на установление экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на одну и ту же услугу.

Из ст. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Совета муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области, выразившиеся в экономически, технологически и иным образом необоснованном утверждении в п. 3 прейскуранта МУСПП «Ритуал» на ритуально-погребальные услуги и принадлежности, утвержденного Решение № 46/8, различных цен на рытье могил, является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как приводят к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Балашовского муниципального района, поскольку произвольный подход Совета в утверждении цен на указанные услуги МУСПП «Ритуал» приводят к ущемлению интересов потребителей, создают условия для неоправданного и бесконтрольного удорожания услуг на данном рынке.

В связи с тем, что в настоящее время Решение № 46/8 является действующим, Комиссия Саратовского УФАС России приняла решение выдать Совету предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отменить решение совета муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области № 46/8 «Об утверждении тарифов на услуги МУСПП «Ритуал» от 28.03.2012 в части установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен на услуги МУСПП «Ритуал».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать МКУ "АХУ", администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области, Совет муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства администрации Балашовского муниципального района Саратовской области не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.
  3. Выдать МКУ "АХУ" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  4. Выдать Совету муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии: 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10-12/ов

23 июля 2015 года                                                                                         г. Саратов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. ... – руководитель управления, председатель Комиссии;
  2.   ... – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  3.   ...– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, 

на основании своего решения № 10-12/ов от 23.07.2015, принятого по результатам рассмотрения дела № 10-12/ов по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении МКУ «Административно-хозяйственного управления Балашовского муниципального района» (далее – МКУ "АХУ"), администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, совета муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области,   

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МКУ "АХУ":

1. В срок до 28.09.2015 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: не допускать действий, связанных с оказанием муниципальной услуги «Предоставление мест захоронения (подзахоронения), выдача удостоверений о захоронении (подзахоронении), выдача справок о произведенных захоронениях или об их отсутствии на муниципальных кладбищах муниципального образования г. Балашова, выдача разрешения на монтаж, демонтаж надмогильных сооружений (надгробия), ограды» старшим специалистом МКУ "АХУ" ..., являющимся главным инженером МУСПП "Ритуал", как и другими сотрудниками МКУ "АХУ", в случае исполнения ими должностных обязанностей в иных хозяйствующих субъектах, оказывающих ритуальные услуги на территории Балашовского муниципального района Саратовской области.

2.  О выполнении предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                            

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 10-12/ов

23 июля 2015 года                                                                                         г. Саратов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

  1. ... – руководитель управления, председатель Комиссии;
  2.   ... – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
  3.   ...– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии, 

на основании своего решения № 10-12/ов от 23.07.2015, принятого по результатам рассмотрения дела № 10-12/ов по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении МКУ «Административно-хозяйственного управления Балашовского муниципального района» (далее – МКУ "АХУ"), администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация), совета муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области (далее – Совет),   

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Совету муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области:

1. В срок до 28.09.2015 отменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно: отменить решение совета муниципального образования г. Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области № 46/8 «Об утверждении тарифов на услуги МУСПП «Ритуал» от 28.03.2012 в части установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен на услуги МУСПП «Ритуал».

2.  О выполнении предписания сообщить в Саратовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения. Информация о выполнении настоящего предписания должна быть подтверждена документально.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                            

 

Члены Комиссии

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны