Решение б/н РЕШЕНИЕ № 15-24/ов от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 15-24/ов

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2015 года                                                                          г. Саратов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

  1. ... – руководитель управления, председатель Комиссии;
  2. ... - заместитель руководителя управления, член Комиссии;
  3. ... – начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 15-24/ов по признакам нарушения администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области (413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 12) (далее – Администрация), муниципальным казенным учреждением муниципального образования город Балаково «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (далее - МКУ «УДХБ», учреждение) (413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Факел Социализма, д. 16/1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление ООО "Энерготопливная компания" (исх. № 487 от 22.05.2015) с жалобой на действия администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Администрация), выразившиеся в установлении Администрацией необоснованных условий получении субсидий в Положении о предоставлении субсидий на возмещение части затрат в связи с проведением мероприятий по текущему содержанию автодорог и средств организации дорожной инфраструктуры города; с проведением мероприятий по ремонту дорог города; содержанию сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения; проведением мероприятий по переходу на селективный сбор твердых бытовых отходов с территории г.  Балаково, утвержденном постановлением Администрации № 351 от 28.01.2015 (далее – Положение).

По результатам рассмотрения данного заявления Саратовским УФАС России было возбуждено дело № 15-24/ов по признакам нарушения МКУ «УДХБ»,  Администрацией ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Изучив представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

28.01.2015 Администрацией принято Положение.

В соответствии с п. 3.1. Положения субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, связанных с проведением мероприятий по текущему содержанию автодорог и средств организации дорожной инфраструктуры; содержанием сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения; проведением мероприятий по переходу на селективный сбор твердых бытовых отходов с территории города; содержанием безнадзорных животных, на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования город Балаково на текущий финансовый год и плановый период.

Согласно п. 3.6 Положения перечисление субсидий осуществляется  МКУ «УДХБ» со своего лицевого счета, открытого в комитете финансов Администрации.

В соответствии с п. 3.7 Положения субсидии предоставляются из бюджета муниципального образования город Балаково в соответствии со сводной бюджетной росписью и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МКУ «УДХБ» на указанные цели.

 МКУ «УДХБ» создано с целью централизации и координации деятельности по дорожному хозяйству и благоустройству на территории муниципального образования город Балаково, а также в целях формирования, финансового обеспечения и контроля выполнения муниципальных заказов по унитарным предприятиям, отнесенным к сфере компетенции учреждения (п. 2.2 Устава МКУ «УДХБ»).

В п. 2.3.1 и 2.3.2 Устава указано, что учреждение формирует муниципальный заказ муниципальным унитарным предприятиям по вопросам и объектам, отнесенным к компетенции учреждения, а так же осуществляет функции муниципального заказчика по размещению муниципальных заказов на содержание, обслуживание, ремонт и создание объектов казны, отнесенных к сфере компетенции Учреждения, путем заключения на конкурсной основе с подрядными организациями всех форм собственности муниципальных контрактов.

Как следует из материалов дела № 15-24/ов, 02.02.2015 МКУП "БалАвтоДор" обратилось в МКУ "УДХБ" с заявлением для предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

04.02.2015 МКУП "БалАвтоДор плюс" обратилось в МКУ "УДХБ" с аналогичным заявлением.

МКУ "УДХБ" утвердило, а МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс" согласовали муниципальный заказ на 2015 год для МКУП "БалАвтоДор" и для МКУП "БалАвтоДор плюс", приложением № 1 к которым являются технические задания по содержанию магистральных дорог, тротуаров и инженерных сооружений на них на территории г. Балаково (с 01.01.2015 по 31.12.2015), также утвержденные  МКУ "УДХБ" и согласованные МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс".

Согласно данным документам МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс" обязаны выполнять работы по текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог.

В силу п. 2.1. Положения право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг  оказывающие услуги по проведению мероприятий по текущему содержанию автодорог и средств организации дорожной инфраструктуры города;  проведению мероприятий по ремонту дорог города; содержанию сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения; проведению мероприятий по переходу на селективный сбор твердых бытовых отходов
с территории города Балаково (далее - получатель субсидии).

В соответствии с п. 2.2. Положения критерии отбора юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, состоят
из совокупности следующих показателей:

2.2.1. Юридическое лицо (за исключением муниципального учреждения), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, должно быть зарегистрировано на территории Российской Федерации и содержать в Уставе
(для юридических лиц) следующие виды деятельности: сбор мусора
с придорожных зон (ручная уборка), восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий, выполнение работ по текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог, средств организации дорожного движения, объектов благоустройства и озеленения, селективный сбор твердых бытовых отходов, выполнение работ по ремонту дорог.

2.2.2. Наличие техники типа КАМАЗ-мультилифт с объемом контейнера 27 м3 не менее 2 единиц;

- Наличие техники для ремонта дорог:

а) катки дорожные 1,5т. и 3,0т. не менее 2 единиц;

б) наличие компрессора с отбойным молотком;

в) наличие оборудования для ямочного ремонта типа Р-310;

г) наличие емкости для хранения битумной эмульсии объемом 20 м3 не менее 1 единицы;

- Наличие КНС (канализационной насосной станции) для перекачки ливневых вод не менее 2 единиц;

- Наличие дежурных операторов насосных станций в круглосуточном режиме.

- Наличие КАМАЗ-манипулятора в объеме не менее 18 м3;

- Наличие лапового снегопогрузчика не менее 1 ед.;

- Наличие транспорта для перевозки людей, автобус ПАЗ и ГАЗ  Вахтовый;

- Наличие бульдозерной техники не менее 3 ед.;

- Наличие экскаватора типа ЭО-2621;

- Наличие диспетчерского пункта с круглосуточным режимом работы;

- Наличие каналопромывочной техники Илосос КО-507 АМ с высотой подъема или не менее 8 метров;

- Наличие подметальной техники КАМАЗ типа «Вихрь» в количестве не менее 2 ед.;

- Наличие погрузчиков не менее 10 ед.;

- Наличие автогрейдеров не менее 3х ед.;

- Наличие коммунально-уборочной техники типа КДМ (пескотряс + бочка) не менее 5 единиц;

- Наличие подметальной техники на базе МТЗ-82 (плуг, щетка) не менее 10 ед.;

- Наличие самосвалов не менее 10 ед.;

- Наличие оборудования для ямочного ремонта в зимних условиях (рециклер) не менее 1 единицы;

- Наличие битумозаливщика типа ЭД-235 м.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. № 01-20/2733 от 25.06.2015) письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис приняты и введены в действие «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования». Данные рекомендации включают в себя комплекс мероприятий по содержанию и ремонту улично-дорожной сети муниципального образования город Балаково. В связи с чем, перечень автомобильной техники, указанный в п. 2.2.2 Положения, является необходимым для надлежащего содержания, ремонта, восстановления автомобильных дорог, средств организации дорожного движения, объектов благоустройства и озеленения, удаления сточных вод, отходов.

Вместе с тем, Администрацией представлена копия расчета спецтехники и оборудования, необходимой для организации механизированной уборки автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры МО г.  Балаково в 2015 году, утвержденного директором МКУ "УДХБ" (далее – Расчет).

Однако, в данном Расчете отсутствуют основания для установления критериев, указанных в п. 2.2.2 Положения.

Иных пояснений по вопросу расчета техники и оборудования, необходимых для предоставления субсидий в соответствии с п. 2.2.2 Положения Администрацией не представлено.

В соответствии с п. 3.1 Положения субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат, связанных с проведением мероприятий по текущему содержанию автодорог и средств организации дорожной инфраструктуры; содержанием сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения; проведением мероприятий по переходу на селективный сбор твердых бытовых отходов  с территории города; содержанием безнадзорных животных, на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования город Балаково на текущий финансовый год и плановый период.

Из письменных пояснений Администрации (исх. № 01-20/2733 от 25.06.2015) следует, что п. 3.1 Положения (выполнение работ по содержанию безнадзорных животных) включен в него Администрацией в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ от 31.03.2015 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 14.1 и 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения органов местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района отнесено осуществление мероприятий по отлову и  содержанию безнадзорных животных на территории соответствующего муниципального образования.

Администрацией принято Положение 28.01.2015.

Таким образом, положения указанного закона в данном случае не применимы.

Как следует из письменных пояснений Администрации (вх. № 5805 от 16.09.2015), включение в п. 3.1, 3.2 Положения выполнения работ по содержанию безнадзорных животных является технической ошибкой, субсидирование из бюджета затрат, связанных с содержанием безнадзорных животных, Положением не регулируется.

Также из данных пояснений следует, что отбор юридических лиц, претендующих на получение субсидий из бюджета муниципального образования г. Балаково осуществляется не Администрацией, а МКУ «УДХБ» на основании поступивших в адрес учреждения документов.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно решениям Совета муниципального образования город Балаково от 29.11.2012 № 441 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения поселения органов местного самоуправления муниципального образования город Балаково органам местного самоуправления Балаковского муниципального района», от 25.12.2012 № 447 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления муниципального образования город Балаково органам местного самоуправления Балаковского муниципального района», с 01.02.2013 отдельные полномочия по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления муниципального образования город Балаково, в частности формирование местного бюджета поселения, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, в пределах, установленных бюджетным законодательством РФ, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации были переданы органам местного самоуправления Балаковского муниципального района.

Согласно части 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В частях 1 и 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В силу части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно письму ООО "Энерготопливная компания" (исх. № 675 от 12.10.2015) оно обладает следующей автомобильной техникой: каток дорожный самоходный ДУ-47Б,  каток дорожный самоходный ДУ-48В, компрессор с отбойным молотком в комплекте с трактором МТЗ-80, оборудование для ямочного ремонта типа Р-310 с фрезой дорожной гидравлической на базе трактора МТЗ-82, емкости для хранения битумной эмульсии объемом 20 куб.м., 40 куб.м., 50 куб.м. – 6 ед., автогрейдер ДЗ-112А, насосные станции ROBIN SUBARU PTG 307, БЭН-20А.

Также, согласно данному письму, ООО "Энерготопливная компания" может осуществлять, в том числе, эксплуатацию и текущее содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

В соответствии с информацией, представленной МБУ "БалАвтоДор" (исх. № 1003/15 от 04.09.2015), МКУП "БалАвтоДор" обладает автомобильной техникой в соответствии с п. 2.2.2 Положения.

Согласно информации, представленной МКУ «УДХБ» (исх. № 4523 от 01.12.2015), МКУП "БалАвтоДор плюс" обладает следующей техникой: катки дорожные 1,5т. и 3,0т. не менее 2 единиц; компрессор с отбойным молотком; оборудование для ямочного ремонта типа Р-310; емкость для хранения битумной эмульсии объемом 20 м3 не менее 1 единицы; также обладает КНС (канализационной насосной станции) для перекачки ливневых вод не менее 2 единиц; дежурными операторами насосных станций с круглосуточным режимом работы в соответствии с п. 2.2.2 Положения.

Таким образом, Положением установлены не категории, а конкретные получатели субсидий – МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс", а также критерии для конкретных получателей субсидий - МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс", что является нарушением антимонопольного законодательства.

Работы по содержанию дорог в городе Балаково осуществляются за счет бюджетных средств. Выполнение данных работ относится к вопросам местного значения поселения.

Таким образом, МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс" субсидии предоставлялись на содержание дорог в городе Балаково на основании муниципальных заказов, утвержденных директором МКУ «УДХБ» и технических заданий, являющимися приложениями к муниципальным заказам, которые были обязательными для исполнения указанными унитарными предприятиями.

Следовательно, данные предприятия, получающие субсидии, не определяли самостоятельно вид, объем работ и объект.

Из материалов, представленных МКУ "УДХБ" следует, что МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс" в адрес заказчика (МКУ "УДХБ") предоставляют в начале нового месяца отчет-заявку по выполнению муниципального заказа за прошедший месяц согласно ежедневным отчетам.

Таким образом, данные материалы свидетельствуют о том, что со стороны МКУ «УДХБ» выполнялся заказ на определенный вид работ по содержанию дорог, а предприятия выполняли работы в соответствии с этим заказом и предъявляли требование об их оплате за счет субсидий.

Согласно письменным пояснениям МКУ «УДХБ», и представленным МКУ «УДХБ» копиям платежных поручений (исх. № 4133 от 03.11.2015) субсидии выделялись МКУП "БалАвтоДор" и МКУП "БалАвтоДор плюс" на возмещение затрат по Положению, а именно в связи с текущим содержанием автомобильных дорог за 2015 год.

Как поясняла представитель МКУ «УДХБ» на заседании Комиссии, МКУ «УДХБ» проводится проверка сумм по отчетам-заявкам МКУП "БалАвтоДор" по выполнению муниципального заказа за каждый месяц и данные суммы возмещаются МКУП "БалАвтоДор" за счет субсидий.

Таким образом, поскольку выполняемые работы и оказываемые услуги носили возмездный характер, их финансирование не соответствовало понятию субсидий, приведенному в статье 78 БК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Работы по текущему содержанию и восстановлению автомобильных дорог, средств организации дорожного движения, объектов благоустройства и озеленения являются муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой, т.к. потребность в данных работах возникает у муниципального образования, а не у отдельных заявителей.

В силу статей 1, 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о закупках) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товар, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Вместе с тем, довод Администрации о возможности размещения муниципального заказа в муниципальных казенных предприятиях в силу ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», согласно которой собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, Саратовским УФАС России отклоняется в силу следующего.

Из части 1 статьи 2 Закона о закупках следует, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о закупках.

Применение Закона о закупках обязательно при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ или услуг для муниципальных нужд. Финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд должно осуществляться за счет средств местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов.

Таким образом, факт доведения до единственных исполнителей – МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс" обязательного для исполнения муниципального заказа на выполнение работ по содержанию дорог в городе Балаково без проведения торгов, привел к лишению неограниченного круга хозяйствующих субъектов возможности претендовать на исполнение этого заказа и, соответственно, на получение дохода. Одновременно с этим, МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс" были созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности возможно только в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции, который предусматривает в т.ч. закрытый перечень целей в которых муниципальная преференция может быть предоставлена, а также необходимость её согласования с антимонопольным органом.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В пункте 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены случаи, когда предоставление преимущества отдельному хозяйствующему субъекту не будет являться преференцией. В рассматриваемом случае предоставление муниципальной преференции МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс" не подпадает под действие части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, цели предоставления муниципальной преференции в рассматриваемом случае не соответствуют целям, определенным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, можно сделать вывод, что субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс", были представлены из районного бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области с нарушением положений статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Предоставление  государственной или муниципальной преференции в нарушение установленных требований запрещено пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Во исполнение Положения МКУ «УДХБ», созданное с целью централизации и координации деятельности по дорожному хозяйству и благоустройству на территории муниципального образования город Балаково, осуществляло доведение до МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс" обязательных для исполнения муниципального заказа и технического задания.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в установлении в п. 2.2.2. Положения указанных критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, а также конкретных получателей субсидий – МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс", а также действия МКУ "УДХБ" по возмещению МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс" затрат в рамках исполнения муниципального заказа за счет субсидий в соответствии с Положением, являются нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как могут привести к ограничению конкуренции на рынке работ по содержанию дорог на территории города Балаково, поскольку предоставляют преимущества конкретным хозяйствующим субъектам – МКУП «БалАвтоДор» и МКУП "БалАвтоДор плюс".

Согласно постановлению Администрации № 2929 от 16.07.2015 постановление Администрации № 351 от 28.01.2015 "Об утверждении положения о предоставлении субсидий на возмещение части затрат в связи с проведением мероприятий по текущему содержанию автодорог и средств организации дорожной инфраструктуры города; с проведением мероприятий по ремонту дорог города; содержанию сетей ливневой канализации и дренажа общегородского назначения; проведением мероприятий по переходу на селективный сбор твердых бытовых отходов с территории г.  Балаково" отменено.

В связи с вышеизложенным у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания Администрации, МКУ "УДХБ".

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи  49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ "УДХБ" нарушившими ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Предписание администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ "УДХБ" не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

   Председатель Комиссии                                                             

 

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны