Решение б/н Решение № 04-01/01-2017 в отношении ООО «Газпром межрегионга... от 2 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Смоленск

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2017 года.

В полном объёме решение изготовлено 15 мая  2017 года.

 

Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<…>, заместитель руководителя – начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

члены Комиссии:

<…>, ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России;

<…>, специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России,

в присутствии лиц, участвующих в деле,

от Заявителя (ООО «Коммунальные системы «Катынь») – <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт);

от Ответчика (ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск») – <…> (доверенность, паспорт <...> <…> (доверенность, паспорт),

рассмотрев материалы дела № 04-01/01-2017 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» настоящего дела послужило заявление ООО «Коммунальные системы «Катынь» (далее – Заявитель), указывающее на наличие в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении поставки газа на котельные Заявителя.

ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» из-за непогашения образовавшейся задолженности за приобретённый газ прекращало 24.07.2015 и 12.08.2015 поставку газа на котельные Заявителя, расположенные в с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области.

Прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» 24.07.2015 и 12.08.2015 поставки газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь» привело к тому, что последнее не имело возможности выполнить свои обязательства перед добросовестными потребителями, исправно производящие оплату за потреблённые коммунальные услуги.

На заседаниях комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела № 04-01/01-2017, состоявшихся 25.01.2017, 14.02.2017, 01.03.2017, 15.03.2017, 05.04.2017, 26.04.2017, представители Заявителя в полном объёме поддержал требования, изложенные в заявлении, и сообщили, что ООО «Коммунальные системы «Катынь» обязано в свой работе соблюдать Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с указанными правилами ООО «Коммунальные системы «Катынь» не имеет право ограничивать или приостанавливать предоставление коммунальной услуги «горячее водоснабжение» потребителям, полностью выполняющим обязательства по оплате.

Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что между сторонами не было заключённого в соответствии с пунктом 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок № 1), соглашения, ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» не имело право прекращать поставку газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь».

Прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» 24.07.2015 и 12.08.2015 поставки газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь» привело к тому, что были нарушены права добросовестных потребителей на бесперебойное получение коммунальной услуги «горячее водоснабжение».

Неправомерность действий ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» по прекращению 24.07.2015 и 12.08.2015 поставки газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь», расположенные в с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области, подтверждено вступившими в силу решениями арбитражных судов по делам № А62-5782/2015, № А62-8612/2015, № А62-9633/2015. В результате указанных действий ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» причинило ООО «Коммунальные системы «Катынь» убытки в размере 11960 руб., которые связаны с оплатой отключения и подключения газоиспользующего оборудования котельных. В соответствии с решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.10.2016 по делу № А62-8612/2015 указанные убытки были взысканы с ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» в пользу ООО «Коммунальные системы «Катынь» (том I, л.д. 205-212).

Представители Заявителя также сообщили, что согласно режимным картам на водогрейные котлы, установленные в котельных с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области, минимальный суточный объём газа, необходимый для работы указанного оборудования составляет соответственно 39 и 41 м³/час, а в месяц – 28470 м³ и 29930 м³.

Таким образом, сокращение поставки газа ниже, чем указанные объёмы, недопустимо, так как это может привести к остановке водогрейных котлов.

Представители ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» не согласились с наличием в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства и сообщили, что обязанность по предоставлению добросовестным потребителям с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в необходимых для них объёмах лежит непосредственно на Заявителе, в связи с чем именно Заявитель обязан был рассчитать и предоставить ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» информацию об объёме газа, необходимого для выработки таким потребителям на своих котельных того или иного объёма коммунальной услуги «горячее водоснабжение». Однако такая информация в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» от Заявителя не поступала.

Прекращая 24.07.2015 и 12.08.2015 поставку газа на котельные Заявителя ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» действовало с соблюдением норм, установленных Порядком № 1, и пунктами 3.3 и 3.3.1 договора поставки газа от 11.11.2014 № 48-5-4433/15, заключённого между обществом и Заявителем.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона  «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (в редакции, действующей на момент прекращения поставки газа на котельные) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» в 2015 году состояло в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, на товарном рынке – услуги по торговле газообразным топливом, подаваемым по трубопроводам, торговля газообразным топливом, подаваемым по газораспределительным сетям ОКПД 40.22.12, с долей на рынке более 65% в географических границах Смоленской области (приказ Смоленского УФАС России от 26.10.2011 № 207/67).

Комиссией установлено, что поставка газа необходима Заявителю для производства котельными коммунальных ресурсов – тепловой энергии и горячей воды, которые Заявитель, действуя как ресурсоснабжающая организация, поставляет конечным потребителям с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области.

Прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» 24.07.2015 и 12.08.2015 поставки газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь» привело к тому, что последнее не имело возможности выполнить свои обязательства перед добросовестными плательщиками, тем самым были нарушены их права на бесперебойное получение коммунальной услуги «горячее водоснабжение».

Обстоятельства наличия договорных отношений между Заявителем и потребителями-гражданами подтверждаются представленным в качестве примера в материалы дела типовым договором горячего водоснабжения от 14.01.2014 (том I, л.д. 129-141).

Наличие у Заявителя договорных отношений с шестнадцатью юридическими лицами с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области подтверждается письмом ООО «Коммунальные системы «Катынь» от 24.09.2015 № 163 (том I, л.д. 128).

Заявитель в соответствии с договорами аренды б/н от 20.10.2014 и б/н от 21.10.2014, заключёнными соответственно между Заявителем и муниципальным образованием Катынское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, и между Заявителем и муниципальным образованием Сметанинское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, арендует газовые котельные и трубопроводы горячей воды, расположенные в указанных муниципальных образованиях.

Между Заявителем и ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» заключён договор поставки газа от 11.11.2014 № 48-5-4433/15 (далее – Договор) с протоколом разногласий сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2017.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора поставщик (ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск») обязуется поставлять с 01.01.2015 по 31.12.2017 газ горючий природный, цена которого является государственно регулируемой, для целей обеспечения подачи топливно-энергетических и/или коммунальных ресурсов абонентам покупателя (ООО «Коммунальные системы «Катынь»), своевременно оплачивающим поставляемые ресурсы, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ на условиях Договора.

Пунктом 2.1.1 Договора определена поквартальная и помесячная разбивка годового объёма поставки газа.

Согласно пункту 3.3 Договора поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.

Под нарушением сроков оплаты стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.6 Договора.

Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в порядке и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

Поставщик обязан уведомить покупателя о сокращении или полном прекращении поставки газа не менее чем за 5 суток до сокращения и за 1 сутки до прекращения поставки газа.

Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию поставщика покупателем самостоятельно, а в противном случае – принудительно поставщиком либо ГРО (по указанию поставщика). Покупатель обязан возместить поставщику фактические затраты на ограничение (прекращение) и возобновление поставки газа по каждой точке подключения. Возобновление подачи газа без оплаты понесенных расходов не производится.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Договора в случае принятия поставщиком решения об ограничении (прекращении) поставки газа последний направляет покупателю письменное уведомление об ограничении (прекращении) поставки газа, в котором указывается на изменение настоящего Договора в части уменьшения договорных объёмов поставки/потребления газа на период ограничения (прекращения) поставки газа до уровня, соответствующего соотношению фактически оплаченной покупателем стоимости газа к стоимости фактически поставленного/потребленного газа. Письменное уведомление направляется покупателю по почте с уведомлением о вручении, либо нарочно с проставлением покупателем отметки о получении, либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения покупателем уведомления.

Объёмы поставки газа считаются измененными с момента получения Покупателем письменного уведомления Поставщика.

Обязательство Поставщика поставлять газ и обязательство покупателя принимать газ в объёме, указанном в письменном уведомлении поставщика, действует до момента полной оплаты покупателем просроченной задолженности по Договору. В случае погашения задолженности по оплате поставленного газа, снабженческо-сбытовых услуг, специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, услуг по транспортировке газа в полном объеме, поставка газа осуществляется в объемах, указанных в пункте 2.1.1 Договора.

Стороны договорились о том, что выборка покупателем газа в объёме, превышающем объем, установленный в письменном уведомлении поставщика, свидетельствует о поставке покупателем тепловой энергии потребителям, несвоевременно оплачивающим потребленную тепловую энергию. В этом случае поставщик имеет право прекратить поставку газа в день, когда до истечения календарного месяца поставки объём газа, указанный в уведомлении, за месяц (а в случае изменения объемов не с первого числа месяца – за период с начала изменения до конца месяца) будет выбран полностью. При этом поставщик не менее чем за одни сутки обязан сообщить покупателю день и время прекращения подачи газа. Ответственность за недопоставку тепловой энергии добросовестным потребителям полностью возлагается на покупателя в связи с тем, что последним объём газа, предназначенный для выработки тепловой энергии добросовестным потребителям, использовался для выработки тепловой энергии недобросовестным потребителям. Поставка газа в объёме, установленном в письменном уведомлении поставщика, возобновляется с начала следующего месяца.

Пунктом 5.5 Договора стороны установили, что расчётным периодом является один календарный месяц, объём поставленного газа, за который оплачивается покупателем в сроки, установленные Договором. Сроком платежа стороны определили дату, не позднее которой покупателем должна быть оплачена установленная сторонами часть стоимости договорного объёма поставки газа.

Согласно пункту 5.6 Договора стоимость потреблённого газа, ПССУ, тариф на транспортировку газа по сетям ГРО и специальная надбавка к тарифу на транспортировку по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), оплачивается покупателем на счёт поставщика ежемесячно, не позднее 10 числа месяца следующего за месяцем поставки, на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12(газ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключённый коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 утверждён Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

Как следует из пункта 1 Порядка № 1 (в редакции, действующей на момент прекращения поставки газа на котельные), данный порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

Согласно пункту 2 Порядка № 1 данный порядок распространяется на объекты жилищно-коммунального хозяйства, к которым относятся котельные Заявителя.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 1 при неоплате организацией- потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 1, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.

Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Порядка № 1 подача топливно-энергетических ресурсов возобновляется по соглашению сторон.

При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора, который может предусматривать на срок до одного квартала сокращение периода платежа, а также выставление организацией-потребителем аккредитива или предоставление иных гарантий платежа.

После возобновления подачи топливно-энергетических ресурсов энергоснабжающая или газоснабжающая организация не обязана поставлять организации-потребителю недоданное в результате введения ограничения или прекращения подачи количество топливно-энергетических ресурсов, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Такое соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного Договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено главой 29 ГК РФ.

Наличие такого соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающей организацией подачи газа организации-потребителю во избежание нарушения прав абонентов последнего, являющихся добросовестными плательщиками.

Письмом от 18.03.2015 № 54 Заявитель, имея задолженность за потреблённый коммунальный ресурс, в целях соблюдения прав добросовестных плательщиков на получение ими коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Порядка № 1 направил в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» два экземпляра подписанного со своей стороны Соглашения об условиях прекращения или ограничения подачи газа в случае неоплаты (далее – Соглашение).

К этому письму Заявителем были приложены на 15 листах сведения о своих потребителях, имеющих и не имеющих задолженность за услуги отопления и горячего водоснабжения по состоянию на 01.03.2015.

Так, по состоянию на 01.03.2015 у Заявителя были недобросовестные  плательщики – одно юридическое лицо и сто двадцать семь физических лиц, имеющих задолженность более чем за три месяца.

Письмом от 09.04.2015 № 16-09/718 ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» сообщило Заявителю о готовности подписать вышеуказанное Соглашение при условии исключения из него пунктов 9 и 13, предоставляющих Заявителю возможность своими действиями либо бездействием в любой момент прекратить действие Соглашения.

Письмом от 13.04.2015 № 71 Заявитель уведомил ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» о готовности подписать Соглашение, исключив из него пункты 9 и 13, и направил в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» два экземпляра подписанного со своей стороны Соглашения в новой редакции.

Письмом от 17.04.2015 № 12-04/806 ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» сообщило Заявителю, что рассмотрело предложенный Заявителем вариант Соглашения, и готово его подписать при условии исключения из пункта 5 Соглашения следующих слов: «.. в необходимых им объёмах при обеспечении установленных законодательством требований к качеству коммунальных услуг».

Письмом от 28.04.2015 № 81 Заявитель уведомил ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» об отказе исключения из пункта 5 соглашения вышеуказанной фразы, в связи с тем, что объём и качество коммунальных услуг являются существенными условиями договора поставки горячей воды добросовестным плательщикам и напрямую зависит от объёма поставляемого ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» газа.

Письмом от 17.08.2015 № 154 Заявитель сообщил Смоленскому УФАС России, что ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» письмом от 04.08.2015 № 12-18/1828 направило в его адрес подписанное и заверенное печатью со своей стороны Соглашение, датированное 13.04.2015, срок действия которого установлен с 01.01.2015 по 31.12.2015.

Пунктами 1 и 2 Соглашения установлено, что оно заключено в целях исполнения требований Порядка № 1 в правоотношениях сторон по Договору.

На дату заключения Соглашения список абонентов покупателя полностью оплачивающих полученные коммунальные услуги установлен на основании информации, предоставленной покупателем (Заявителем).

Согласно пункту 3 Соглашения в подтверждение данных, приведённых в пункте 2 Соглашения, покупатель обязуется предоставлять поставщику по электронной почте актуальные сведения в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений по факсу или электронной почте.

Пунктом 4 Соглашения установлено, что покупатель обязуется производить текущие платежи за поставляемый газ согласно условиям Договора из средств абонентов, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, а также использовать иные возможные источники денежных средств.

При условии надлежащего исполнения покупателем пунктов 2-4 Соглашения, поставщик обязуется по настоящему соглашению обеспечить подачу газа, в количестве, необходимом для поставки коммунальных услуг абонентам, своевременно оплачивающим поставляемые ресурсы в необходимых им объёмах при обеспечении установленных законодательством требований к качеству коммунальных услуг (пункт 5 Соглашения).

Пунктом 6 Соглашения установлено, что покупатель обязуется по настоящему Соглашению обеспечить предоставление коммунальных услуг абонентам, своевременно оплачивающим поставляемые ресурсы в необходимых им объёмах и надлежащего качества.

Следует отметить, что заключённое между Заявителем и ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» Соглашение не содержит существенного условия – о конкретных объёмах газа, необходимых для выработки добросовестным плательщикам коммунальной услуги «горячее водоснабжение».

Таким образом, руководствуясь пунктом 1 статьи 432 ГК РФ, Соглашение нельзя рассматривать как соглашение, заключённое во исполнение пункта 6 Порядка № 1.

К аналогичному выводу пришёл арбитражный суд по делу № А62-9633/2015 (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016).

 

ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» письмом от 08.07.2015 № 12-17/1597-2 предупредило Заявителя о необходимости погасить образовавшуюся задолженность до 14.07.2015, и в случае неоплаты – о возможном ограничении газоснабжения в связи с неоднократным нарушением сроков оплаты и общей суммой задолженности на 08.07.2015 в размере 10 251 030,34 руб.

В связи с непогашением Заявителем задолженности в установленный предупреждением срок ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» письмами от 14.07.2015 № 12-18/1634 и от 21.07.2015 № 12-18/1681 предупредило о предстоящем ограничении поставки газа путём снижением поставки на 30% от установленной договором мощности.

Письмом от 22.07.2015 № 130 Заявитель сообщил ООО «Газпром межрегиогаз Смоленск», что ограничение поставки газа на 30% приведёт к снижению температуры теплоносителя, что повлияет на качество услуги горячего водоснабжения, а услуга ненадлежащего качества считается не оказанной и оплате не подлежит.

Письмом от 22.07.2015 № 131 Заявитель сообщил ООО «Газпром межрегиогаз Смоленск», что по состоянию на 22.07.2015 доля добросовестных потребителей составляет 85,3% от общего числа потребителей.

Этим же письмом Заявитель попросил ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» направить в его адрес подписанный со стороны общества экземпляр Соглашения.

22.07.2015 поставка газа на котельные Заявителя была ограничена, что подтверждается Актами об ограничении подачи газа и опломбировании запорных устройств (том I, л.д. 67,68), в соответствии с которыми поставка газа на котельные Заявителя была ограничена на 25% (с. Катынь) и на 30% (д. Сметанино).

В связи с непринятием мер по погашению задолженности ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» письмом от 23.07.2015 № 12-18/1716 предупредило Заявителя о предстоящем прекращении подачи газа 24.07.2015 в 12 час. 00 мин., и произвело в указанное время отключение оборудования в котельных Заявителя, что подтверждается соответствующими Актами отключения газопотребляющего оборудования (том I, л.д. 63,64).

Таким образом, прекращение поставки газа на котельные Заявителя 24.07.2015 было произведено ООО «Газпром Межрегионгаз Смоленск» до истечения пятидневного срока со дня введения ограничения подачи газа, что указывает на нарушение обществом требований пункта 4 Порядка № 1, в связи с чем, довод Ответчика о том, что при прекращении поставки газа на котельные Заявителя им были соблюдены нормы Порядка № 1 является несостоятельным и отклоняется Комиссией.

Более того, по состоянию на 24.07.2015 между Заявителем и ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», как указано выше, отсутствовало заключённое дополнительное соглашения об условиях прекращения или ограничения подачи газа в случае неоплаты согласно пункту 6 Порядка № 1, в связи с чем действия ООО «Газпром межрегиогаз Смоленск» по прекращению 24.07.2015 поставки газа на котельные Заявителя является неправомерным.

 

Письмом от 29.07.2015 № 12-18/1768 ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» направило Заявителю счёт на оплату услуг по отключению и подключению газопотребляющего оборудования Заявителя к газоснабжению, на сумму 5980, 00 руб., который был оплачен Заявителем 30.07.2015, что подтверждается квитанциями об оплате от 30.07.2015 № 496 и № 497.

01.08.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» возобновило  поставку газа на котельные Заявителя с сохранением ранее введенного ограничения договорного объёма поставки газа 25% и 30%, что подтверждается соответствующими актами (том I, л.д.54,55).

 

В связи с тем, что Заявитель не погасил ранее образовавшуюся задолженность и в период с 01.08.2015 по 11.08.2015 выбрал весь объём газа, установленный договором на август 2015 года (70% мощности), ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» письмом от 11.08.2015 № 12-18/1884 предупредило Заявителя о предстоящем прекращении подачи газа 12.08.2015 в 14 час. 00 мин., и произвело в указанное время отключение оборудования в котельных Заявителя, что подтверждается соответствующими актами (том I, л.д. 46).

Как следует из имеющихся в деле материалов, с 01.08.2015 у Заявителя отсутствовали договорные отношения с потребителями-гражданами с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленского района дома. С указанной даты все многоквартирные дома, расположенные в с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленского района дома, перешли в управление управляющей организации – ООО «Катынское ЖКХ».

Между Заявителем и ООО «Катынское ЖКХ» был заключён договор снабжения тепловой энергии от 07.08.2015 № 100/2015 (в отношении поставки тепловой энергии и горячей воды).

Письмом от 09.02.2017 № 31 Заявитель представил Смоленскому УФАС России реестр договоров на поставку коммунальных ресурсов, из которого следует, что по состоянию на 11.08.2015 ООО «Коммунальные системы «Катынь» состояло в договорных отношениях только с семнадцатью юридическими лицами с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленского района, в том числе с ООО «Катынское ЖКХ», которые на указанную дату все являлись добросовестными плательщиками.

Письмом от 28.02.2017 № 16-12/457 ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» сообщило Смоленскому УФАС России, что на 12.08.2015 у Заявителя имелись недобросовестные потребители. Такие обстоятельства подтверждаются письмом от 13.07.2015 № 127, направленным ООО «Коммунальные системы «Катынь» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск», из которого следует, что ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» на указанную дату имело долг перед ООО «Коммунальные системы «Катынь» в размере 694 тыс. руб.

Определением от 02.03.2017 № 664/04 ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» было привлечено к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, и у него была истребована дополнительная информация.

Письмом от 10.03.2017 № 260 ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» сообщило Смоленскому УФАС России, что по состоянию на 11.08.2015 у учреждения имелась задолженность перед Заявителем в размере 380 269 руб. 74 коп.

Письмом от 14.03.2017 № 57 Заявитель сообщил Смоленскому УФАС России, что, несмотря на наличие у ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» по состоянию на 11.08.2015 задолженности за потреблённую тепловую энергию и горячую воду, он считает учреждение добросовестным потребителем, так как 01.08.2015 между ООО «Коммунальные системы «Катынь» и ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» была достигнута договорённость об оплате задолженности до 30.09.2015.

Письмом от 31.03.2017 № 383 ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» сообщило Смоленскому УФАС России о том, что между учреждением и Заявителем договорённость о погашении задолженности за потреблённую тепловую энергию и горячую воду в срок до 30.09.2015 отсутствовала.

Письменных доказательств о наличии такой договорённости Заявителем в материалы дела не было представлено.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, что по состоянию на 11.08.2015 из семнадцати абонентов ООО «Коммунальные системы «Катынь» только один (ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ») имел задолженность по оплате за горячую воду.

На 11.08.2015 уже имелось подписанное сторонами Соглашение от 13.04.2015 б/н, однако, как уже было указано выше, такое Соглашение не являлось заключённым в соответствии с пунктом 6 Порядка № 1.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» прекратило 12.08.2015 поставку газа на котельные Заявителя в отсутствие заключённого между Заявителем и Ответчиком дополнительного соглашения, заключённого во исполнение пункта 6 Порядка № 1, в связи с чем действия общества по прекращению 12.08.2015 поставки газа на котельные Заявителя также являются неправомерными.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Смоленского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» по прекращению 24.07.2015 и 12.08.2015 поставки газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь», расположенные в с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области, злоупотреблением  доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» не выдавать в связи с устранением обществом нарушения антимонопольного законодательства и возобновлением поставки газа на котельные ООО «Коммунальные системы «Катынь», расположенные в с. Катынь и д. Сметанино Смоленского района Смоленской области.

 

Решение будет изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно будут направлены или вручены лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны