Заключение об обстоятельствах дела №41

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
01.12.2017
Управление:
Ставропольское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 41
Номер дела:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №41

28 ноября 2017 года

город Ставрополь

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – Сапунов Д. Н. – заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;

Члены Комиссии:

Гритчин И. Н. – начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Марданов Э.А. – государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;

Силичев М.В. – заместитель начальника отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции

Рассмотрев дело №41, возбужденное в отношении администрации МО Чограйского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края (356583 Ставропольский край., Арзгирский р-н, п. Чограйский, ул. Мира, 4) по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора безвозмездного пользования нежилым помещением , расположенного по адресу: пер. Центральный, 12 п. Чограйский от 27.11.2016 года с ИП <……>; договора безвозмездного пользования нежилым помещением, расположенного по адресу пер. Центральный, 12 п. Чограйский от 26.04.2017г. с заведующей-наставником «Дома Быта» <……>, являющегося муниципальным имуществом, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора, предоставив хозяйствующему субъекту, с которым был заключен договор, преимущество, которое могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии: главы МО Чограйского сельсовета <……>.

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Ставропольское УФАС России из прокуратуры Арзгирского района Ставропольского края поступили материалы проверки по факту распоряжения муниципальным имуществом Чограйского сельсовета Арзгирского района СК, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании полученных материалов было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №41.

Проанализировав, полученную информацию управлением было установлено следующее.

Анализ предоставленной информации свидетельствует о наличии в действиях муниципального образования Чограйского сельсовета Арзгирского района при заключении договоров безвозмедного пользования (№07/27/11/2016-С, №01/26/04/2017-С) с ИП <……> и заведующей-наставником «Домом Быта» <……> признаков нарушения пункта 3 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. №18026 (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с п. 10.9 Порядка проведения анализа, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции включает:

 определение временного интервала исследования;

 определение предмета торгов;

 определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В целях анализа состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использованы материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №41.

В связи с тем, что имеются признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением №07/27/11/2016-с без проведения торговых процедур за начало временного интервала исследования целесообразно принять дату заключения договора аренды 27.11.2016 г. На день проведения настоящего исследования заключенный договор №01/26/04/2017-с продолжает исполняться, поэтому временной интервал исследования завершается датой его проведения – 20.11.2017 г.

Следовательно, временной интервал исследования: 27.11.2016 г. –20.11.2017 г.

Помещение, площадью 40 кв.м, расположенное по адресу: пос. Чограйский пер. Центральный, 12, находилось в безвозмездном пользовании ИП <……>; Помещение, площадью 32,6 кв. м расположенные по адресу: пос. Чограйский пер. Центральный, 12, находится в безвозмедном пользовании у заведующей-наставника «Дома Быта» <……> в соответствии с заключенными договорами №№07/27/11/2016-с; 01/26/04/2017-с.

Между администрацией МО Чограйского сельсовета Арзгирского района заключены договоры на предоставления безвозмездного пользования помещением от 27.11.2016 г. с ИП <……>; от 26.04.2017г. с заведующей-наставником «Дома Быта» <……>.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Договоры о предоставлении муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенные с ИП <……>, заведующей-наставником «Дома Быта» <……> значительно превышают срок 30 дней.

Установлено, что данные договоры между администрацией МО Чограйского сельсовета с ИП <……>; заведующей-наставником «Дома Быта» <……> заключены без проведения конкурентных процедур.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено:

В Ставропольское УФАС России из прокуратуры Арзгирского района Ставропольского края поступили материалы проверки по факту распоряжения муниципальным имуществом Чограйского сельсовета Арзгирского района СК, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Проанализировав полученную информацию, пояснение администрации МО Чограйского сельсовета, которая факт нарушения не отрицает, управлением установлено, следующее.

Помещения площадью 40кв.м., 32,6кв.м., расположенные по адресу: пер. Центральный, 12 п. Чограйский., находящееся в собственности МО Чограйского сельсовета, были переданы в безвозмездное пользование ИП <……>, и заведующей-наставнику «Дома Быта» <……> на основании договоров и без проведения торгов.

Предметом данных договоров является предоставление в безвозмездное пользование администрацией МО Чограйского сельсовета заказчикам (ИП <……>, заведующей-наставника «Дома Быта» <……> помещений по адресу: пер. Центральный, 12 п. Чограйский.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Срок предоставления нежилого помещения по договору №07/27/11/2016-С безвозмездного пользования нежилым помещением от 27.11.2016 года превышает 30 дневный срок, так как действие договора осуществлено с момента заключения договора и действует до 27.10.2017 года, что составляет 11 месяцев.

Срок предоставления нежилого помещения по договору №01/26/04/2017-С безвозмездного пользования нежилым помещением от 26.04.2017 года согласно письменных пояснений Администрации муниципального образования Чограйского сельсовета составляет более 30 календарных дней.

Таким образом, согласно ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» как договора аренды, так и иные договора передающие право пользования муниципального имущества, заключаются посредствам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев указанных в ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Договоры заключались на срок более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев, что не допускается действующим законодательством (подпункт 11 пункта 1 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Помещение, площадью 40 кв.м, расположенное по адресу: пос. Чограйский пер. Центральный, 12, находилось в безвозмездном пользовании ИП <……>, площадью 32,6 кв. м расположенные по адресу: пос. Чограйский пер. Центральный, 12, находится в безвозмедном пользовании у заведующей-наставника «Дома Быта» <……> в соответствии с заключенными договорами №№07/27/11/2016-с; 01/26/04/2017-с.

Следовательно, площадь переданных администрацией МО Чограйского сельсовета помещений превышают значения установленные п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с 02.07.2008, Закон о защите конкуренции дополнен статьей 17.1, согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Установленный приведенными нормами запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Несоблюдение такого запрета приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

В силу пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 22.02.2011 №13262/10 указал, что выбор контрагента при передаче в арендное пользование объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, на конкурсных торгах направлен не только на обеспечение экономически эффективного использования публичной собственности, но и на соблюдение принципа справедливой, а не произвольной передачи такого имущества тем или иным лицам посредством поиска хозяйствующего субъекта – будущего арендатора – в открытой процедуре в условиях конкуренции.

Предоставление государственного имущества в аренду без проведения торгов создает для хозяйствующего субъекта, арендующего имущество, необоснованные преимущества по отношению к другим субъектам, ограничивая, тем самым, их права на получение данного имущества в пользование, что является нарушением антимонопольного законодательства.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008).

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье.

На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к выводу, что в действиях администрации МО Чограйского сельсовета при заключении договоров безвозмедного пользования от 27.11.2016 г. с ИП <……>; с заведующей-наставником «Дома Быта» <……> – от 26.04.2017 года, являющегося муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этого договора установлен факт нарушения части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».