Постановление №553 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об администрати... от 10 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

31 мая 2018 года                                                                                    г. Ставрополь

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золина Галина Владимировна, рассмотрев протокол №206 об административном правонарушении от 24.05.2018 и материалы административного дела № 553, возбужденного 24.05.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ООО «Стоматолог и Я» /355008, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.21, помещение 13, ИНН 2635133494, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 30.09.2010 за ОГРН 1102635005417/ по части 1 и части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение частей 7, 8 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии представителя ООО «Стоматолог и Я», О времени и месте рассмотрения административного дела № 553 директор общества <…> извещен надлежащим образом (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 553 было получено лично <…> 24 мая 2018г.),

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона «О рекламе».

  В марте 2018 года в г. Ставрополь в салоне маршрутного такси №32 распространялась реклама следующего содержания: «Стоматология Новая Улыбка Металлокерамика Фотопломба Ультразвуковая чистка Имплантация зубов Циркониевая коронка Все виды услуг в рассрочку!...».

Данная реклама распространялась для привлечения внимания к медицинским услугам, оказываемым в стоматологической клинике «Новая Улыбка» (ООО «Стоматолог и Я»).

Понятие и перечень медицинских  услуг  определены Номенклатурой  медицинских  услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- A16.07.002 – восстановление зуба пломбой;

- A16.07.004 – восстановление зуба коронкой

- A16.07.006 – протезирование зуба с использованием имплантата;

- A16.07.051 – профессиональная гигиена полости рта и зубов.

Следовательно, в рекламе, распространенной ООО «Стоматолог и Я», указаны медицинские услуги.

В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

Также в данной рекламе предлагается оплата услуг в рассрочку и отсутствует информация о наименовании лица, предоставляющего рассрочку.

Кроме того, в марте 2018 на фасаде здания по адресу г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 21 распространялась реклама следующего содержания: «SuperLine II» удобный и простой хирургический протокол минимальное количество шагов для получения превосходного результата Долгосрочный и стабильный результат Большая площадь поверхности обеспечивает высокую первичную стабилизацию, в том числе при проведении операции синус-лифтинга Удлиненная режущая кромка и увеличенный шаг резьбы Стимулирует ускоренную остеоинтеграцию  Исключает остеонекроз при гипер-торках Оптимизированный дизайн резьбы Простая установка в плотной кости, Немедленная или ранняя нагрузка Совместимость Хирургические и ортопедические компоненты совместимы с SuperLine/Implantium».

Объектом рекламирования в данной рекламе выступает медицинское изделие SuperLine с раскрытием информации о его характеристиках и преимуществах.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе»‚ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг  должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя-фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе»‚ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе», ответственность за нарушения требований, установленных частями 7, 8 статьи 24 и частью 1 статьи 28 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламной продукции является ООО «Стоматолог и Я» /355008, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.21, помещение 13, ИНН 2635133494, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 30.09.2010 за ОГРН 1102635005417/.

22.05.2018 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ООО «Стоматолог и Я» по делу №17, в которых Общество сообщает, что не заказывало, не размещало и не давало указания разместить рекламные материалы на транспорте. Общество не оказывает услуг в рассрочку и не имеет типового договора «об оказании всех видов услуг в рассрочку». Также Общество утверждает, что надпись о противопоказаниях имелась на верхней части фасада здания по адресу г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 21. Данная часть фото не вошла в материалы дела (вх. № 3793 от 22.05.2018).

На рассмотрении дела директор общества придерживался доводов, изложенных в письменных объяснениях.

Должностное лицо, рассмотрев представленные обществом материалы и объяснения, пришла к следующим выводам.

Сотрудником Ставропольского УФАС России был зафиксирован факт распространения данной рекламы услуг стоматологической клиники посредством фотосъемки в салоне маршрутного такси №32.

Вышеуказанная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к медицинским услугам, осуществляемым в ООО «Стоматолог и Я» и формирование интереса к данным медицинским услугам и их продвижению на рынке.

Целями Закона о рекламе является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).

Исходя из названных норм Закона о рекламе в их системной взаимосвязи, а также учитывая содержание в спорной рекламе информации о медицинских услугах, осуществляемых в клинике «Новая Улыбка» (ООО «Стоматолог и Я»), телефон и адрес Общества, размещение и распространение спорной рекламы осуществлено в интересах «Стоматолог и Я» в целях продвижения на товарном рынке предоставляемых им услуг.

Следовательно, довод ООО «Стоматолог и Я» о том, что оно не является рекламодателем спорной рекламы, распространявшейся в маршрутном такси, несостоятелен. Общество по смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.

Также сотрудником управления был зафиксирован факт распространения рекламы медицинского изделия SuperLine с раскрытием информации о его характеристиках и преимуществах на фасаде здания по адресу г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 21.

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Эти требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники (часть 7 статьи 24 данного Закона).

Наряду с вышеуказанной нормой частью 8 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Таким образом, в рекламе, распространенной ООО «Стоматолог и Я», допущены нарушения частей 7, 8 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний по их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, рекламы медицинского изделия, для использования которого требуется специальная подготовка, вне мест, установленных законом, а также рекламы финансовых услуг без указания наименования лица, оказывающего соответствующие финансовые услуги.  

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Таким образом, общество подлежит наказанию в пределах санкции части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

У ООО «Стоматолог и Я» имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но общество  не приняло к тому разумных и адекватных мер, не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не организовало соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства, что является основанием в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ для признания ООО «Стоматолог и Я» виновным в совершении административного правонарушения.

Должностное лицо не находит в действиях ООО «Стоматолог и Я» обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг обладают повышенной опасностью.

Общественные отношения, связанные с рекламой медицинских услуг, являются одними из наиболее важных объектов правового регулирования в сфере здравоохранения. Посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на состояние здоровья человека. Административное правонарушение, совершенное ООО «Стоматолог и Я», несет в себе угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Действия Ставропольского УФАС России были направлены на реализацию положений Конституции Российской Федерации, которая признает человека высшей ценностью общества, право на жизнь – самым важным правом человека, принадлежащим ему от рождения (статьи 2, 17, 20).

Конституция Российской Федерации признает право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41).

В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Об общественной опасности правонарушений, связанных с рекламой медицинских услуг, свидетельствует выделение законодателем ответственности за такие нарушения в отдельный состав - часть 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании вышеуказанного, должностное лицо приходит к выводу о невозможности применения к ООО «Стоматолог и Я» статьи 2.9 КоАП РФ. Правонарушение, допущенное Обществом, обладает повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо.

Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, содержит условия замены административного штрафа предупреждением.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Стоматолог и Я» является субъектом малого и среднего предпринимательства. Поскольку административное правонарушение, совершенное ООО «Стоматолог и Я», несет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, на ООО «Стоматолог и Я» не распространяется действие части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом субъективной и объективной стороны совершенного правонарушения должностным лицом Ставропольского УФАС России принимается решение о назначении минимального административного штрафа, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях.          

Совершенное Обществом административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.

Руководствуясь частями 7, 8 статьи 24 и частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 2.9, 4.1, 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать ООО «Стоматолог и Я» /355008, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.21, помещение 13, ИНН 2635133494, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 30.09.2010 за ОГРН 1102635005417/ виновным в совершении нарушений частей 7, 8 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38 – ФЗ «О рекламе».
  2. Назначить ООО «Стоматолог и Я» /355008, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.21, помещение 13, ИНН 2635133494, КПП 263501001, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №11 по Ставропольскому краю 30.09.2010 за ОГРН 1102635005417/ наказание в соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей (200.000).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:

«Получатель» - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, Отделение Ставрополь г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. УИН 16112060100001230127. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе по Постановлению № 553 от 31.05.2018.

В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                      Г.В. Золина

Связанные организации

Связанные организации не указаны