Решение б/н Решение по делу № А4-21/15 в отношении АО «Военно-мемориаль... от 8 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

По списку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е  № А4-21/15 

 

Резолютивная часть решения объявлена  25 мая 2016 года                                                                                  

Решение в полном объёме изготовлено 7 июня 2016 года                          г. Тамбов

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

            Гречишникова Е.А. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Мазаева С.В. – заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Дедова Е.Н. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Пономарева И.А. – государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

            рассмотрев дело по признакам  нарушения АО «Военно-мемориальная компания» и ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска»  части 4 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции»,

            в присутствии на заседании комиссии:

представителя ответчика ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» -  <…>, <…>;

представителя ответчика АО «ВМК» - <…>;

представителя заявителя <…>–  <…>,

руководствуясь частью 4 статьи 11, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление  <…> с жалобой на сговор АО «ВМК» и ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска (вх. от 17.06.2015 № 6311).

Заявитель письменно сообщил, что в 2014 году в адрес главного врача ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» поступило письмо от председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…>  с просьбой обеспечить передачу оперативной информации в Тамбовский филиал АО «Военно-мемориальная компания» об ушедших из жизни ветеранах войны, военной службы и приравненных к ним лиц с целью организации их достойного погребения с отданием воинских почестей (далее – письмо). После направления указанного письма в 2014 году у заявителя, работающего на рынке похоронных и связанных с ними услуг, резко снизилось количество обращений за получением данных услуг, в результате чего он понес убытки. Так, согласно письменных пояснений <…>, ОГРНИП 311682031300045 (осуществлял деятельность до мая 2015 года), <…> (Дом ритуальных услуг «Память») ОГРНИП 315682000002062 (осуществляет деятельность с мая 2015 года) (вх. от 05.11.2015 № 9980), после направления вышеуказанного письма имело место снижение доходов, а именно в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 количество захоронений  составило – 116, в период с 01.01.2015 по 30.04.2015 – 39, в период с 15.05.2015 по 31.10.2015  - 27.

По признакам заключения АО «ВМК» и ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» антиконкурентного соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска, было возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

05.05.2016 Комиссией Тамбовского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № А4-21/15.

На рассмотрении дела заявитель <…> сообщил, что, начиная с 2014 года, информация об умерших лицах в городе Котовске становится известной одной организации - АО «Военно-мемориальная компания». Под видом письма Председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов», адресованного главному врачу ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», о том, чтобы информировать об умерших ветеранах войны, воинской службы и приравненных к ним лиц, на указанные в письме номера телефонов фактически предоставляется информация не только о ветеранах, но и обо всех умерших. Данное обстоятельство свидетельствует о сговоре АО «ВМК» и больницы и нарушает условия честной конкуренции на рынке похоронных услуг города Котовска.

Представитель ответчика ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» пояснил, что письмо председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» было действительно получено больницей, оно зарегистрировано в апреле 2015 года. Данное письмо было отписано заведующему отделением скорой помощи <…> который представил главному врачу служебную записку о невозможности исполнения данного обращения как противоречащего действующему законодательству. ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» не передавало никаких данных об умерших лицах в АО «ВМК». Данные обстоятельства исследовались также в рамках уголовного дела, где не нашли своего подтверждения.

Представитель ответчика АО «ВМК» на рассмотрении дела пояснил, что АО «ВМК» какую-либо информацию от ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» об умерших не получало. Каждый второй-третий агент ритуальной компании представляется агентом от АО «ВМК», потому что данная компания работает восемнадцать лет на рынке. Все вновь созданные ритуальные компании пытаются иметь созвучные названия, тем самым вводя в заблуждение потребителей. Пояснения заинтересованных лиц не содержат достаточных доказательств, что к ним приезжали сотрудники именно АО «ВМК».

Руководитель отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в городе Котовске <…> на рассмотрении дела факт получения информации об умерших лицах от ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» отрицала.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены председатель «Тамбовского регионального отделения общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…>, граждане <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

<…> сообщил, что им в 2014 году было подписано письмо, адресованное в АО «ВМК». Текст письма, его направление и доставку осуществляли сотрудники АО «ВМК». Данное письмо было направлено исходя из соглашения, которое было ранее подписано общественной организацией с АО «ВМК», исключительно в интересах ветеранов войны с целью их  достойного погребения.

<…> сообщила, что она работала с 1989 по 2015 годы в отделении скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска». С 2014 года всем диспетчерам отделения было неоднократно дано указание от заведующего отделением <…> и старшего фельдшера <…> предоставлять информацию о смерти граждан города Котовска в АО «ВМК». За неисполнение данного указания работник мог быть наказан, вплоть до увольнения.

<…> поясняет, что она сообщила в 2014 по телефону в ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» о смерти родственников. После приезда бригады скорой помощи сразу же приезжали и сотрудники АО «ВМК» с предложением оказать ритуальные услуги, хотя она их не вызывала.

Аналогичные устные и письменные пояснения были даны <…>, <…>, <…>, <…>

В качестве лиц, располагающих сведениями, привлекались к участию в деле заведующий отделением скорой помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» <…>,  старший фельдшер скорой медицинской помощи <…>, фельдшер по приему вызовов и передачи их выездным бригадам <…>, медсестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам <…>, фельдшер по приему вызовов и передачи их выездным бригадам <…>, руководитель отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в г. Котовске <…>

<…> сообщил, что после получения письма от председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» в апреле 2015 года он написал докладную записку своему руководителю, чтобы проинформировать его о том, что исполнять данное письмо нельзя. Факт передачи информации об умерших лицах в АО «ВМК» отрицал.

<…> пояснила, что информация об умерших лицах никуда не сообщается, что отделение с этим борется и за этим следит. Аналогичные пояснения дали  <…>, <…>, <…>

Рассмотрев  материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

В адрес главного врача ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» <…> поступило письмо от председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…> следующего содержания: «Между Общероссийской общественной организацией «Российский союз ветеранов» и ЗАО «Военно - мемориальная компания» (ЗАО «ВМК») заключен договор о сотрудничестве по реализации задач организации и проведения военно-мемориальной работы,   ритуально - похоронного обеспечения и достойного увековечивания памяти погибших (умерших) защитников Отечества, осуществляемого на основе взаимодействия Организации с ЗАО «ВМК» и ее подразделениями. ЗАО «ВМК» является крупнейшей компанией России по увековечиванию памяти и оказании ритуальных услуг. За время работы с 1997 года установлено более 1 250 000 памятников, разработаны модели разных ценовых категорий – как самые доступные, так и сложные художественные проекты. Основная деятельность ЗАО «ВМК» направлена на увековечение памяти умерших (погибших) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы, участников Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалидов войны и других льготных категорий граждан, поэтому ЗАО «ВМК» активно сотрудничает с федеральными и региональными структурами Минобороны, МВД, МЧС России. ЗАО «ВМК» 16 лет  принимает активное участие в восстановлении и реставрации памятников, мемориалов, организовывает перезахоронения останков воинов Великой Отечественной войны, оказывает безвозмездную помощь ветеранским организациям по всей России. ЗАО «ВМК» оказывает поддержку инициатив ветеранов в региональных администрациях. На сегодняшний день ЗАО «ВМК» имеет более 260 представительств по России. Просим обеспечить передачу оперативной информации в Тамбовский филиал ЗАО «ВМК» об ушедших из жизни ветеранов войны, военной службы и приравненных к ним лиц с целью организации их достойного погребения с отданием воинских почестей. Контактный телефон: 8 910 <..> (круглосуточно), 8 (47541) <...>».

Данное письмо содержит в верхнем левом углу визу главного врача <…> о направлении письма <…> с пометкой «действовать в рамках правового поля».

Согласно письменным пояснениям председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…>  (вх. от 17.07.2015 № 7059),  вышеуказанное письмо было направлено в 2014 году исключительно в интересах ветеранов войны, текст письма, его направление и доставку осуществляли сотрудники АО «ВМК». С целью достойного погребения и увековечения памяти умерших защитников Отечества между Общероссийской общественной  организацией ветеранов «Российский союз ветеранов» и АО «ВМК» заключен договор о сотрудничестве от 06.02.2014.

Указанным договором не предусмотрена обязанность  общественной организации направлять письма, обращаться в медицинские учреждения  в целях получения от них оперативной информации об ушедших из жизни ветеранах войны, военной службы и приравненных к ним лиц в АО «ВМК».

Согласно информации, предоставленной ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» (вх. от 07.09.2015 № 8689), в адрес главного врача больницы действительно поступило письмо от председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…> с просьбой обеспечить передачу оперативной информации в Тамбовский филиал АО «ВМК» об умерших ветеранах войны, воинской службы и приравненных к ним лиц. 02.04.2015 письмо было зарегистрировано и передано заведующему отделения скорой медицинской помощи <…>, который 07.04.2015 представил главному врачу служебную записку о невозможности исполнения данного обращения как противоречащего действующему законодательству. Главный врач оставил данное обращение без удовлетворения.

ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» также сообщило, что главным врачом был издан приказ № 207 от 31.07.2014 «О врачебной тайне», из которого следует, что 26.05.2014 на сайт губернатора Тамбовской области <…> поступила жалоба от гражданина И. на действия сотрудников отделения скорой помощи и морга в учреждениях здравоохранения Тамбовской области. В частности, было указано на сотрудников отделения скорой помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», которые якобы «за денежное вознаграждение предоставляют информацию об умерших агентам ритуальных компаний». В ходе проверки факт участия сотрудников «скорой помощи» и работников морга в ритуально-похоронном деле не подтвердился. Для избежания в дальнейшем возникновения ситуаций, позволяющих заподозрить сотрудников отделения скорой и неотложной помощи быть причастными к фактам коррупции, главным врачом  ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» издан вышеуказанный приказ, согласно которому заведующему отделением скорой помощи <…> необходимо провести беседу с сотрудниками отделения по фактам, изложенным в жалобе, поступившей на сайт губернатора Тамбовской области, и провести занятия об административной и уголовной ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ, за разглашение врачебной тайны. Все сотрудники отделения скорой медицинской помощи с приказом № 207 от 31.07.2014 «О врачебной тайне» ознакомлены.

Заявителем в материалы дела была предоставлена копия письма председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…> адресованного  главному врачу ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» <…>.,  которая не имела ни даты, ни номера регистрации. Также заявителем в материалы дела был предоставлен протокол судебного заседания от 03.08.2015 в Котовском городском суде Тамбовской области по делу №10-8/2015, в котором отражено, что <…> на судебном заседании сообщил, что он увидел данное письмо на столе у диспетчера скорой помощи и сфотографировал его на сотовый телефон.

 ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» в материалы дела предоставило указанное письмо, которое было зарегистрировано под номером № 0116/512 от 02.04.2015.

 В целях установления, в каком году было направлено рассматриваемое письмо, Комиссией Тамбовского УФАС России был запрошен на обозрение Журнал регистрации входящей корреспонденции за 2015 год, где под номером № 0116/512 от 02.04.2015 зарегистрирована «Информация о заболеваемости детей от 0-18 лет», поступившая из администрации города Котовска, а выше вписан текст: «ЗАО «ВМК» О передаче оперативной информации».

Согласно протоколу судебного заседания от 03.08.2015 в Котовском городском суде Тамбовской области по делу №10-8/2015, <…> на судебном заседании сообщил, что письмо председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…> поступило по электронной почте и не было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции.

Тамбовское УФАС России письменно запросило у ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» причины предоставления недостоверной информации по следующему факту: на письме, адресованном <…> от <…>, имеется отметка входящего номера №0116/512 от 02.04.2015, в то же время, согласно журналу регистрации входящей корреспонденции ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», за данным номером зарегистрирована иная корреспонденция. При этом, согласно протоколу судебного заседания от 03.08.2015 в Котовском городском суде Тамбовской области по делу №10-8/2015, <…> сообщил, что письмо поступило по электронной почте и не было зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции.

На данный запрос ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» сообщило, что в рамках рассмотрения апелляционной жалобы на приговор мирового судьи города Котовска <…> предоставил суду копию письма от председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…> Так как письмо фигурировало в уголовном процессе, для дальнейшего его оборота было принято решение зарегистрировать его датой фактического поступления (вх. от 18.12.2015 № 11907).

На запрос Тамбовского УФАС России о предоставлении снимка экрана (скриншота) электронной почты, содержащего данные о получении больницей по электронной почте рассматриваемого письма, ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» сообщило, что не представляется возможным предоставить скриншот электронной почты, поскольку на оригинале письма имеется нечитаемая подпись <…>, выполненная чернилами синего цвета, что свидетельствует о получении данного письма не по электронной почте, а от курьера (вх. от 03.03.2016 № 1071).

АО «ВМК» относительно направления рассматриваемого письма сообщило (вх. от 10.09.2015 № 3768), что имеет многолетний опыт по погребению умерших ветеранов, в связи с чем просило информировать об умерших ветеранах в целях их достойного погребения. По мнению общества, направленное письмо носит информационный характер и не имеет обязательной силы для исполнения больницей. В силу давности направления письма установить, кто являлся автором текста, инициатором и осуществлял доставку указанного письма, не представляется возможным. Также АО «ВМК» сообщило, что не направляло по электронной почте в ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» указанное письмо (вх. от 15.03.2016 № 1277).

Комиссия Тамбовского УФАС России, оценив в совокупности все обстоятельства, приходит к выводу, что указанное письмо было направлено в ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» в 2014 году, установить конкретную дату не представляется возможным.

В материалах дела имеются письменные пояснения бывшего работника отделения скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и жителей города Котовска (вх. от 21.08.2015 № 8248), в которых граждане сообщают следующее.

Так, гражданка <…>, работавшая с 1989 по 2015 годы в отделении скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», сообщает, что всем диспетчерам отделения было неоднократно дано указание от заведующего отделением <…> и старшего фельдшера <…> предоставлять информацию о смерти граждан города Котовска в АО «ВМК». За неисполнение данного указания работник мог быть наказан, вплоть до увольнения (исх. от 19.08.2015).

Гражданин <…> сообщает, что ночью 19.06.2015 его родственники, проживающие с его матерью, позвонили в ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», чтобы сообщить о ее смерти. Когда сам <…> добрался до дома своей матери, он увидел там представителя АО «ВМК» <…>., которая  уже оформляла документы на оказание похоронных услуг, хотя данную компанию никто не вызывал. На отказ <…> от ее услуг <…> отреагировала агрессивно (исх. от 12.08.2015).

 Гражданка <…> сообщает, что позвонила 13.12.2014 по телефону в ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» о смерти родственника. После приезда бригады скорой помощи сразу же приезжали и сотрудники АО «ВМК» с предложением оказать ритуальные услуги, хотя она их не вызывала (исх. от 12.08.2015).

Гражданка <…> сообщает, что 21.08.2015 также сообщила в  ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» о смерти отца, после приезда скорой помощи сразу же приехали сотрудники АО «ВМК», в то время как к ним никто не обращался (исх. от 21.08.2015).

В материалах дела имеются аналогичные сообщения от <…>  (исх. от 12.08.2015), <…>  (исх. от 18.08.2015).

Вышеуказанные граждане сообщают, что никто из них не обращался в АО «ВМК» с целью получения услуг, однако представители АО «ВМК» откуда-то крайне быстро узнавали о смерти их близких, и, пользуясь их тяжелой жизненной ситуацией, навязывали им свои услуги, а на отказ от ритуальных услуг сотрудники  общества реагировали агрессивно.

Данные пояснения граждан свидетельствуют о наличии оперативной информированности АО «ВМК» о смерти граждан, в том числе, о месте жительства умершего лица.

Акционерное общество «Военно-мемориальная компания» (АО «ВМК») (ранее – ЗАО «ВМК»), дата регистрации  – 14.04.1997, дата присвоения ОГРН - 04.09.2002, ОГРН 1027700186150, ИНН 7702185362, имеет филиал в Тамбовской области, который зарегистрирован 09.01.2013, ГРН 2137746051606, адрес: 392008, г. Тамбов, ул. Чичканова, 75.  Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества является  организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код ОКВЭД 93.03).

АО «ВМК» в городе Котовске Тамбовской области принадлежат на праве собственности: нежилое здание общей площадью 61,3 кв.м. по адресу: Тамбовская обл., город Котовск, ул. Советская, д. 2д, (свидетельство о государственной регистрации права от 02.10.2014 № 68АБ 882991), которое Общество использует как офисное помещение, а также нежилое здание общей площадью 119,3 кв.м. по адресу: Тамбовская обл., город Котовск, ул. Советская, д. 2л, (свидетельство о государственной регистрации права от 02.10.2014 № 68АБ 882958), которое используется в качестве гаража.

Руководителем отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в городе Котовске с 01.05.2013 является <…> (Приказ от 30.04.2013 № 42 лс).

Согласно письменным пояснениям <…> (вх. от 29.03.2016 № 1534), она  письмо, подписанное <…>, главному врачу ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» не передавала, имеет рабочий телефон 8<…>, личный телефон 8<…>, информацию о других телефонах предоставит позже (не предоставлено), родственников и знакомых в отделении скорой медицинской помощи не имеет, звонки на личный номер по поводу захоронений не поступали.

Тамбовским УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено, что указанные в письме, подписанном <…>, телефоны 8 910 <…>, 8 (47541) <…> принадлежат АО «ВМК», что подтверждается договором на оказание услуг связи «МТС» № 2081 (для национальных клиентов) от 01.01.2011 с приложением и договором на оказание услуг связи № 102000026760 от 19.07.2013 с приложением.

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница города Котовска» (ТОГБУЗ «Городская больница г. Котовска»  (ИНН 6825003525, ОГРН 1026801009663) является некоммерческой организацией – областным государственным бюджетным учреждением, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета,  печать  с изображением  Государственного  герба Российской  Федерации, штампы, бланки со своим  полным наименованием, а также руководствуется в своей деятельности Уставом. В соответствии с пунктом 2.6 Устава  ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» вправе сверх установленного государственного задания,   а также в случаях, определенных  федеральными  законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Пунктом  2.7 Устава установлено, что Учреждение для достижения целей, ради которых  оно создано,  вправе  осуществлять  следующие виды деятельности, приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности Учреждения: бытовые и сервисные услуги повышенной комфортности, медицинский  массаж, медицинские  осмотры (предрейсовые,  послерейсовые), медицинские осмотры (предварительные, периодические), экспертиза на право владения оружием, транспортные  услуги. Учреждение ведет  учет доходов и расходов  по приносящей  доход  деятельности.

Кроме того, ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» осуществляет оказание услуг по медицинской помощи, по медицинскому обслуживанию, по проведению ежедневного медицинского осмотра, по ежедневному предрейсовому осмотру водителей, по проведению колоноскопии диагностической и др.

Таким образом, в понимании Закона о защите конкуренции (пункт 5 статьи 4) ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» является хозяйствующим субъектом, поскольку является некоммерческой организацией и осуществляет медицинскую деятельность, приносящую ей доход.

ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» принадлежат телефонные номера 8<…>, 8<…>, 8<…>, которые закреплены за отделением скорой медицинской помощи. Конкретно за каким-либо сотрудником данные номера не закрепляются, так как бригады скорой помощи работают посменно (письмо ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» исх. от 18.12.2015 № 0118/1058, вх. от 18.12.2015 № 11907).

В материалах дела имеются расшифровочные ведомости (детализации) в отношении телефонного номера АО «ВМК» 8<…> за 2014 – 2015 годы, представленные Обществом, по которым был установлен факт соединения абонентского номера ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» 8<…> с абонентским номером  АО «ВМК» 8<…> 19.10.2014 в 12.49 часов.

На запрос Тамбовского УФАС России по факту осуществленного вышеуказанного звонка, ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» ответило, что никто никуда не звонил (вх. от 25.01.2016  № 278).

Также, в материалах дела имеются расшифровочные ведомости (детализации) в отношении телефонных номеров 8<…>, 8<…>, 8<…> за октябрь-декабрь 2014 года и 2015 год, представленные ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска».

В результате проведенного анализа дат и времени сообщений о смерти, поступивших в отделение скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», с датами и временем исходящих звонков с телефонных номеров ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» 8<…>, 8<…>, 8<…>, Комиссией Тамбовского УФАС России установлены факты осуществления телефонных звонков с указанных телефонных номеров больницы на телефонный номер <...> <…>, который зарегистрирован за <…>- руководителем отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в городе Котовске, что подтверждено материалами дела документально, а в дальнейшем АО «ВМК» оказаны похоронные услуги родственникам умерших.

Данные факты приведены в нижеследующей таблице:

                                              

                               

п/п

Дата  поступления вызова в отделение скорой медицинской помощи

Время поступления вызова в отделение скорой медицинской помощи

Дата осуществления звонка

Время осуществления звонка

Номер телефона (телефонов), на который поступил звонок с номеров:

Дата

захоронения

 АО «ВМК»

 

8<…>

 

8<…>

 

8<…>

 

2014 год

 

 

 

 

 

 

 

1

17.10

1.07

17.10

1.54

8953*****92

 

 

18.10

2

19.10

12.45

19.10

12.46

 

 

 

8953*****92

20.10

3

19.10

20.01

19.10

20.10

 

 

8953*****92

21.10

4

30.10

8.43

30.10

8.43

8953*****92

 

 

1.11

5

30.10

22.26

30.10

22.33

8953*****92

 

 

01.11

6

1.11

3.26

1.11

3.36

 

8953*****92

 

03.11

7

06.11

20.59

06.11

21.01

8953*****92

 

 

08.11

8

11.11

2.47

11.11

2.51

8953*****92

 

 

12.11

9

13.11

4.42

13.11

4.45

8953*****92

 

 

15.11

10

01.12

05.36

01.12

05.46

8953*****92

 

 

02.12

11

01.12

16.00

01.12

16.06

8953*****92

 

 

03.12

12

04.12

21.37

04.12

21.45

8953*****92

 

 

06.12

13

07.12

23.00

07.12

23.26

8953*****92

 

 

09.12

14

09.12

9.06

09.12

9.07

8953*****92

 

 

10.12

 

2015 год

 

 

 

 

 

 

 

1

07.01

13.14

07.01

13.16

8953*****92

 

 

09.01

2

21.01

13.54

21.01

13.58

8953*****92

 

 

22.01

3

24.01

5.50

24.01

6.05

8953*****92

 

 

25.01

4

27.01

16.27

27.01

16.30

8953*****92

 

 

28.01

5

08.02

18.08

18.02

18.18

8953*****92

 

 

10.02

6

21.02

18.45

21.02

18.48

 

 

8953*****92

23.02

7

21.02

19.00

21.02

19.23

 

 

8953*****92

23.02

8

25.02.

11.00

25.02.

11.08

 

8953*****92

 

27.02

9

09.03

17.56

09.03

18.12

8953*****92

 

 

11.03

10

10.03

15.22

10.03

15.28

8953*****92

 

 

12.03

11

26.03

6.45

26.03

6.51

8953*****92

 

 

27.03

12

29.03

08.09

29.03

08.31

8953*****92

 

 

31.03

13

01.04

16.45

01.04

16.46

8953*****92

 

 

03.04

14

12.04

5.48

12.04

5.57

8953*****92

 

 

14.04

15

12.04

7.13

12.04

7.22

8953*****92

 

 

14.04

16

15.04

10.13

15.04

10.13

8953*****92

 

 

16.04

17

21.04

20.07

21.04

20.12

8953*****92

 

 

23.04

18

25.04

8.35

25.04

8.37

8953*****92

 

 

26.04

19

27.04

7.33

27.04

7.46

8953*****92

 

 

29.04

20

02.05

13.45

02.05

13.59

8953*****92

 

 

04.05

21

04.05

01.49

04.05

01.56

8953*****92

 

 

05.05

22

21.05

19.35

21.05

19.37

8953*****92

 

 

22.05

23

16.06

14.48

16.06

14.49

8953*****92

 

 

18.06

24

17.06

04.08

17.06

04.08

8953*****92

 

 

19.06

25

06.07

15.50

06.07

15.51

8953*****92

 

 

08.07

26

10.07

13.48

10.07

13.48

8953*****92

 

 

11.07

27

15.07

05.03

15.07

05.04

8953*****92

 

 

16.07

28

20.07

07.55

20.07

08.01

8953*****92

 

 

21.07

29

21.07

14.34

21.07

14.43

8953*****92

 

 

23.07

30

26.07

9.00

26.07

9.02

8953*****92

 

 

28.07

31

28.07

21.24

28.07

21.29

8953*****92

 

 

30.07

32

01.08

19.31

01.08

19.34

8953*****92

 

 

03.08

33

01.08

21.30

01.08

21.31

8953*****92

 

 

03.08

34

03.08

23.10

03.08

23.10

8953*****92

 

 

05.08

35

10.08

19.28

10.08

19.28

8953*****92

 

 

11.08

36

20.08

4.44

20.08

4.45

8953*****92

 

 

21.08

37

25.08

12.40

25.08

12.48

8953*****92

 

 

28.08

38

25.08

16.48

25.08

16.56

8953*****92

 

 

27.08

39

30.08

6.02

30.08

6.03

8953*****92

 

 

31.08

40

31.08

17.37

31.08

17.38

8953*****92

 

 

02.09

41

11.09

14.05

11.09

14.07

8953*****92

 

 

12.09

42

13.09

05.58

13.09

06.00

8953*****92

 

 

14.09

43

01.10

19.45

01.10

19.45

8953*****92

 

 

03.10

44

01.10

20.43

01.10

20.50

8953*****92

 

 

03.10

45

07.10

22.28

07.10

22.31

8953*****92

 

 

08.10

46

12.10

11.53

12.10

11.54

8953*****92

 

 

13.10

47

18.11

3.53

18.11

4.16

8953*****92

 

 

20.11

 

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что после поступления звонка в отделение скорой медицинской помощи о факте смерти лица, данная информация оперативно передается ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» в АО «ВМК», а именно руководителю отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в городе Котовске <...>

На запрос Тамбовского УФАС России, у каких сотрудников в периоды времени согласно вышеуказанной таблице, находились в пользовании телефоны с номерами 8<…>, 8<…>, 8<…> был получен ответ ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» (исх. от 21.03.2016 № 01-16/240), что телефоны с данными номерами не закреплены за конкретными сотрудниками и используются сотрудниками выездных бригад по мере необходимости при выездах для поддержания связи со станцией скорой медицинской помощи.

Комиссией Тамбовского УФАС России в результате анализа дат и времени сообщений в отделение скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» о смерти родственников <…>, <…>, <…>, участвующих в  рассмотрении дела,  с датами и временем исходящих звонков с телефонных номеров ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» 8<…>, 8<…>, 8<…>, на телефонный номер <...> *****92, который зарегистрирован за <…> установлено следующее.

На даты обращения <…>, <…>, <…>, в отделение скорой медицинской помощи, а именно  19.06.2015 в 00:23, 13.12.2014 в 03:56 и 21.08.2015 в 17:16 с номера телефона ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» 8<…> действительно были совершены звонки на номер телефона <…> – 8953*****92, что подтверждает факт сообщения  информации об умерших родственниках вышеуказанных лиц в АО «ВМК».

В ходе рассмотрения дела Тамбовским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке похоронных и связанных с ними услуг.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (ред. от 31.03.2015), группировка «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг» включает: захоронение  и  кремацию  трупов  людей  и  животных и связанную с этим деятельность:  подготовку к захоронению или кремации,  бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными  бюро,  предоставление  услуг,  связанных  с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов,  сдачу в аренду или продажу  мест  для захоронения и т.п.

Как правило, оказание данных услуг происходит по месту жительства умершего лица, следовательно, географические границы рынка – город Котовск.

Продуктовыми границами рынка являются оказание похоронных и связанных с ними услуг.

Установлено, что в настоящее время на рынке оказания похоронных и связанных с ними услуг города Котовска работают четыре хозяйствующих субъекта: ООО «Мемориальная компания Тамбовской области», ИП  <…> (Дом ритуальных услуг «Память») (осуществляет деятельность с мая 2015 года, ранее под вывеской Дом ритуальных услуг «Память» работал ИП <…>.), АО «Военно-мемориальная компания», ООО «Военно-ритуальная компания».

В соответствии с Журналом  регистрации заявлений на предоставление земельного участка для погребения тела (останков) или праха за 2014, 2015 годы, предоставленным МБУ «Городское хозяйство» (исх. от 11.12.2015 № 01-19/497, вх. от 11.2.2015 № 11715), в городе Котовске за 2014 год было погребено 448 умерших, за 2015 год – 432 умерших, из них в 2014 году АО «ВМК» было погребено 106 умерших, в 2015 году – 158 умерших.

Таким образом, АО «ВМК» осуществило погребение 23,7 %  умерших в 2014 году и 36,6 % - в 2015 году.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим.

В силу части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

АО «ВМК» посредством использования  общественной организации (получения подписи председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…> в письме, составленном АО «ВМК») направило письмо в ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» с целью достижения соглашения, направленного на получение информации об умерших лицах.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» письменного ответа о недопустимости исполнения испрашиваемого в письме не давало ни в адрес отправителя - председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации ветеранов «Российский союз ветеранов» <…>, ни в адрес АО «ВМК», а письмо было передано заведующему отделения скорой медицинской помощи <…>

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что факты осуществления телефонных звонков независимо от времени суток с номеров, принадлежащих больнице, на телефонный номер руководителя отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в городе Котовске <…>по истечении в среднем 2-10 минут после поступления информации в отделение скорой медицинской помощи о смерти лица возможны только при наличии договоренности (соглашения) между больницей и АО «ВМК». Показания бывшего работника отделения скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» <…>. о том, что всем диспетчерам отделения неоднократно заведующим отделения и старшим фельдшером давалось указание предоставлять информацию о смерти граждан города Котовска в АО «ВМК»,  являются тому подтверждением. Пояснения граждан <…>, <…>., <…>, <…>, <…> также свидетельствуют о наличии договоренности ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и АО «ВМК» о передаче информации об умерших лицах.

Заключение антиконкурентного соглашения между ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска»  и АО «ВМК» о передаче информации об умерших влечет за собой воздействие на общие условия обращения товаров (услуг) на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рассматриваемом рынке  и нарушает конкурентные права иных участников данного рынка. 

На вынесенное Комиссией Тамбовского УФАС России заключение об обстоятельствах дела № А43-21/15 от 05.05.2016 АО «ВМК» письменных возражений и дополнительных доказательств не представило.

ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» на вынесенное заключение об обстоятельствах дела № А43-21/15 от 05.05.2016 представило следующие возражения:

1)  пояснения граждан <…>, <…>, <…> и др. ничем не подтверждены, а потому не могут являться допустимым доказательством по делу;

2) антимонопольный орган не обладает правом на получение конфиденциальной информации от оператора сотовой связи;

3) в случае заключения антиконкурентного соглашения доля АО «ВМК» была бы больше, чем 36,6%;

4) звонки с рабочих телефонов могли осуществлять сотрудники отделения скорой медицинской помощи («эксцесс исполнителя»);

5) наличие уголовных и гражданских дел в отношении <…>, по итогам которых установлено отсутствие состава вменяемого правонарушения.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данные доводы ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», считает, что они не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Таким образом, пояснения граждан <…>, <…>, <…> и др. являются допустимыми доказательствами по делу.

Право на получение Тамбовским УФАС России информации от оператора связи предусмотрено статьей 25 Закона о защите конкуренции. В свою очередь, оператор связи обязан представить необходимую антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями информацию. Обязанность предоставления оператором связи вышеуказанной информации подтверждается также Постановлением Верховного суда Российской Федерации по делу № 302-АД15-5171 от 03.08.2015.

Размер доли АО «ВМК» на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска не влияет на оценку вменяемого нарушения антимонопольного законодательства, поскольку в данном случае в предмет доказывания входит факт  договоренности, ограничивающий конкуренцию на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска, а не установление доминирующего положения АО «ВМК» на данном рынке. Кроме того, доля АО «ВМК» в 2015 году выросла по сравнению с 2014 годом  с 23,7 % до 36,6%.

Предположение ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» о возможном осуществлении  звонков с рабочих телефонов сотрудниками отделения скорой медицинской помощи не свидетельствует об отсутствии антиконкурентного соглашения ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и АО «ВМК», наличие которого доказано материалами дела, а может являться критерием оценки вины конкретного должностного лица. Доказательства вины конкретных сотрудников отделения скорой медицинской помощи ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» в подтверждение своего довода не представлены.

Комиссия Тамбовского УФАС России, сопоставив сведения о работниках скорой медицинской помощи, выезжавших на вызовы в указанные выше даты и периоды времени (копия журнала записей вывозов скорой медпомощи имеется в материалах дела), а также сведения о диспетчерах отделения скорой медицинской помощи, принимавших телефонные звонки по указанным вызовам (вх. от 21.03.2016 №1357), установила системный характер исполнения неправомерного соглашения.

Телефонные звонки с номеров, принадлежащих ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», на номер сотрудника АО «ВМК» были осуществлены при работе разных сотрудников больницы. Так, например, на вызов 1.10.2015 в 20.43 часов выезжали <…> и <…>, диспетчером был <…>; 07.10.2015 на вызов  в 20.28 часов  выезжали <…> и <…>, диспетчером была <…>; 12.10.2015 на вызов в 11.53 часов выезжали <…> и <…>,  диспетчером была <…>.

Таким образом, исследованные при рассмотрении настоящего дела и изложенные в решении  обстоятельства являются безусловным подтверждением осуществления сотрудниками больницы передачи информации об умерших в АО «ВМК» по предварительной договоренности ОА «ВМК» и ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска».

 Наличие уголовных и гражданских дел в отношении <…> не имеет отношения к рассматриваемым обстоятельствам, поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства, а именно заключение антиконкурентного соглашения ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и АО «ВМК», не являлся предметом рассмотрения в рамках указанных дел, следовательно, вынесенные по их итогам решения не могут являться препятствием для вынесения решения Тамбовским УФАС России.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что вышеизложенные доводы ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска»  об отсутствии факта заключения антиконкурентного соглашения опровергаются совокупностью полученных по делу доказательств.

            В связи с изложенным, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и АО «ВМК» части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в  заключении устного соглашения о передаче ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» информации об умерших лицах по телефону в АО «Военно-мемориальная компания» (руководителю отделения АО «ВМК» Тамбовского филиала в городе Котовске <…>), являющегося участником рынка похоронных и связанных с ними услуг в городе Котовске, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на указанном рынке.

            Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что необходимо выдать ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и АО «ВМК» предписания  о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.

            Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,  руководствуясь частью 4 статьи 11,  частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать АО «Военно-мемориальная компания» и ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - заключение соглашения в устной форме о передаче ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» информации об умерших лицах в АО «Военно-мемориальная компания», которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска Тамбовской области.

2. Выдать ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» предписание о прекращении в срок до 01.07.2016 участия в ограничивающем конкуренцию соглашении на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска Тамбовской области и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отказаться от осуществления (не допускать) действий по передаче информации об умерших лицах в АО «ВМК», в том числе:

            - издать приказ (распоряжение и др.) о недопустимости передачи сотрудниками ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» информации об умерших лицах в АО «ВМК» и  довести его до сведения всех сотрудников.

3. Выдать АО «ВМК» предписание о прекращении в срок до 01.07.2016 участия  в ограничивающем конкуренцию соглашении на рынке похоронных и связанных с ними услуг города Котовска Тамбовской области и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отказаться  от получения информации об умерших лицах от ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска», в том числе:

            - издать приказ (распоряжение и др.) о недопустимости получения отделением Тамбовского филиала АО «ВМК» в городе Котовске информации об умерших лицах от ТОГБУЗ «Городская больница города Котовска» и довести его до сведения всех сотрудников.

4. О выполнении предписаний сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

 Председатель Комиссии                                                                        Е.А. Гречишникова

 

Члены Комиссии:                                                                                               С.В. Мазаева

 

                                                                                                                               Е.Н. Дедова

 

                                                                                                                      И.А. Пономарева                                                      

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Исп. Дедова Е.Н.8 (4752) 71-34-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны