Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е № А4-8/18 от 1 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ООО «Максимус»

юр. адрес: 392000, г.Тамбов,

ул.Державинская, 13

 

факт. адрес: 392000, г.Тамбов,

ул. М.Горького, 16

 

Заявитель:

Представитель FIFA Гревцова А.А.

Адрес для корреспонденции: ООО «АИС»

115114, г.Москва, Павелецкая набережная,

д.2, стр.2, Бизнес центр «LOFT VILLE»,

офис 41

e-mail: office@ais-agency.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № А4-8/18

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2018 года

Решение в полном объёме изготовлено 1 октября 2018 года г. Тамбов

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № А4-8/18 в составе:

<…>- руководитель управления,

члены Комиссии:

<…> - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<…> - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,

в присутствии представителя ООО «Максимус»: <…> - доверенность б/н от 23.07.2018,

рассмотрев дело по признакам нарушения ООО «Максимус» (ИНН 6829025135, ОГРН 1066829051244, юр.адрес: г.Тамбов, ул.Державинская, 13) пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и статьи 20 Федерального закона от 07 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Тамбовское УФАС России поступило заявление представителя Международной федерации футбольных ассоциаций (далее – FIFA) <…> по доверенности от 20.01.2016 г. Цюрих, Швейцария о факте неправомерного использования в рекламе пивного бара «Горький Паб», расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Максима Горького, 16, обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA и символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (исх. от 26.06.2018 № ЗИС-2595/2018, вх. от 27.06.2018 № 3887э).

По мнению заявителя, указанные действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (являются актом недобросовестной конкуренции) ввиду следующего: обозначения «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», которые используются на рекламном баннере, размещенном на ограждении открытой веранды пивного бара «Горький Паб», являются сходными до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими FIFA, которым предоставлена правовая охрана на территории России по международным сертификатам №№ 734366, 471195, в том числе в отношении услуг 41, 43 класса МКТУ (услуги баров, ресторанов, кафе и прочая организация развлечений и отдыха людей). Однако, FIFA не заключала с администрацией бара «Горький Паб» договоров, дающих право использования принадлежащих ей товарных знаков и сходных с ними до степени смешения обозначений, в т.ч. на вывесках и в рекламе.

Установлено, что ООО «Максимус» (ИНН 6829025135, ОГРН 1066829051244, юр. адрес: г. Тамбов, ул. Державинская, 13) осуществляет предпринимательскую деятельность в пивном баре «Горький Паб» по адресу: г.Тамбов, ул. М.Горького, 16, о чем свидетельствует информационная вывеска на двери бара.

Ввиду наличия в действиях ООО «Максимус» признаков нарушения части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, приказом № 38 от 04.07.2018 в отношении завода возбуждено настоящее дело.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось с целью получения дополнительных доказательств, необходимых для рассмотрения данного дела.

Заявитель на рассмотрение дела не являлся, доводы своего заявления поддержал в полном объеме письменно, предоставил необходимые доказательства по делу.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Максимус» сообщил, что при размещении рекламных баннеров с использованием спортивной символики FIFA общество не преследовало цели злоупотребить правом. Данные баннеры были размещены уже в ходе проведения Чемпионата мира по футболу в конце июня 2018 года, документов, позволяющих Обществу размещать рекламные баннеры на ограждении открытой веранды пивного бара «Горький Паб», с использованием обозначений «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», сходных до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими FIFA, не имеется. Общество разместило указанные баннеры с целью поддержки фанатов ЧМ-2018, документы об их изготовлении отсутствуют. Как только стало известно о возбуждении настоящего дела, баннеры были сняты с ограждения открытой веранды бара, а вменяемое нарушение прекращено 06.07.2018.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.

FIFA является владельцем исключительного права на перечень товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации и по международным сертификатам. В частности, FIFA является правообладателем товарных знаков: «FIFA WORLD CUP» (международный сертификат 734366 от 17 марта 2000 года) и «RUSSIA 2018» (свидетельство на товарный знак № 471195 от 20 сентября 2012 года).

FIFA реализует свое исключительное право путем предоставления третьим лицам на территории Российской Федерации права использовать принадлежащие ей товарные знаки при производстве и введении в гражданский оборот широчайшего перечня товаров и услуг, в том числе включенных в указанный выше класс МКТУ. Перечень партнеров, спонсоров и лицензиатов FIFA, которым предоставлено право на законных основаниях использовать товарные знаки FIFA и иные принадлежащие Федерации объекты интеллектуальной собственности, размещен на официальном сайте представителя FIFA, ООО «АИС» (www.ais-agency.ru) и приобщен к материалам дела.

FIFA предоставляет определенные права, связанные с ЧМ-2018, юридическим лицам, представляющим различные отрасли экономики. Данные юридические лица принимают участие в маркетинговых программах и программах гостеприимства, а также получают права на трансляцию футбольных матчей. Им предоставляются рекламные права, связанные с FIFA и (или) со спортивным мероприятием.

FIFA определила следующие категории правообладателей: коммерческие партнеры. Эта категория, которая включает трехступенчатый спонсорский пакет, в который входят партнеры FIFA, спонсоры Чемпионата мира по футболу FIFA и региональные спонсоры.

1. Партнеры FIFA — это шесть-восемь компаний, которым FIFA предоставила самый комплексный пакет рекламных и маркетинговых прав в отношении FIFA и всех соревнований FIFA, включая ЧМ-2018. В том числе: Газпром, Адидас, Кока-Кола и др.

2. Спонсоры чемпионата мира по футболу FIFA — это шесть-восемь компаний, которым FIFA также предоставила второй по величине комплексный пакет рекламных и маркетинговых прав в отношении Чемпионата мира по футболу 2018 года.

3. Региональные спонсоры — это группа, объединяющая до 20 компаний из расчета не более четырех компаний на регион, которым FIFA предоставила пакет рекламных и маркетинговых прав в отношении ЧМ-2018, проводимого на их территории.

В июне 2018 года представителем FIFA в Российской Федерации был обнаружен факт использования ООО «Максимус» обозначений, сходных до степени смешения с широко известными товарными знаками, связанными с популярным среди потребителей мероприятием - Чемпионатом мира по футболу 2018.

Данный факт был также зафиксирован 28.06.2018 сотрудниками Тамбовского УФАС России в акте наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства о защите конкуренции при использовании обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), на рекламном баннере Пивного бара «Горький Паб», размещенном на ограждении открытой веранды рядом с заведением, расположенным по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 16.

Установлено и не оспаривается ответчиком, что использование ООО «Максимус» обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA, зарегистрированных по международным сертификатам №№ 734366, 471195 на рекламном баннере «Горький Паб» осуществлялось в отсутствие лицензионного (сублицензионного) соглашения, дающего право использования принадлежащих FIFA товарных знаков и сходных с ними до степени смешения обозначений в отношении услуг 41, 43 класса МКТУ (услуги баров, ресторанов, кафе и пр.).

В соответствии со статьей 1225 ГК РФ, право на товарный знак, принадлежащее правообладателю, охраняется законом.

Пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ предусмотрено, что на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Как отмечено в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы. Экспертиза в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается лишь в случае, когда для сравнения обозначений требуются специальные знания.

Приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197 утверждены Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, согласно разделу 1 которых рекомендации могут быть использованы также при решении вопросов о тождестве и сходстве товарных знаков, возникающих в ходе рассмотрения судебными, антимонопольными, правоохранительными органами дел, связанных с нарушением исключительного права на товарный знак.

В разделе 3 Методических рекомендаций разъяснено, что обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др. Исходя из разновидности обозначения (словесное, изобразительное, звуковое и т.д.) и/или способа его использования, общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.

Сходство до степени смешения словесных обозначений «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», принадлежащих FIFA по международному сертификату № 734366 (FIFA WORLD CUP), а также согласно свидетельству № 471195 (RUSSIA 2018), используемых ответчиком при оказании услуг баров, ресторанов, кафе и прочей организации отдыха и развлечения людей, очевидно в силу звукового (фонетического), графического (визуального) и смыслового (семантического) сходства.

Таким образом, используемые ООО «Максимус» обозначения являются сходными до степени смешения с товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана на территории России.

Использование товарных знаков FIFA осуществлялось Обществом в отсутствие лицензионного (сублицензионного) соглашения, дающего право использования принадлежащих FIFA товарных знаков и сходных с ними до степени смешения обозначений в отношении услуги баров, ресторанов, кафе и пр.

При этом, ни FIFA, ни уполномоченные ею организации не заключали с ООО «Максимус» договоров, дающих право использовать Символику спортивных соревнований, товарных знаков FIFA, принадлежащих ей и сходных с ними до степени смешения обозначений, в том числе путем размещения их в рекламе услуг собственного заведения.

Согласно пп. б), в), е) п. 19 ст.2 Федерального закона от 07 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Специальный закон) охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA относятся к символике Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее – символика спортивных соревнований):

- официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA - "FIFA", "FIFA 2017", "FIFA 2018", "Россия 2017", "Россия 2018", а также "Кубок мира", "Чемпионат мира", "CoupeduMonde", "Mundial", "CopadoMundo", "CopadelMundo", "WM" или "Weltmeisterschaft", "Кубок Конфедераций", "ConfedCup", "CoupedesConfederations", "Copa Confederaciones", "Copa das Confederacoes", "Konfoderationen-Pokal", образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом "футбол" или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями;

- зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний "Футбол ради надежды" и "Зеленый гол" или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA;

- иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами.

В частности, на рекламных баннерах пивного бара «Горький Паб» размещена спортивная символика соревнований Официальным шрифтом Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России «DUSHA», который охраняется авторским правом и правом промышленной собственности (патент на промышленный образец № 96110) и которым выполнено обозначение «RUSSIA 2018».

Порядок использования Символики спортивных соревнований установлен статьей 19 Специального закона.

Так, использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации.

Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года с нарушением требований указанной статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Специального закона признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

Использование ООО «Максимус» обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA и Символики спортивных соревнований на рекламном баннере «Горький Паб» направлено на формирование у потребителя представления о коммерческой причастности к FIFA и Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России, способно создать представление о связи Общества с FIFA и мероприятиями и одобрении FIFA, направлено на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет широкого общественного интереса к указанному мероприятию, высокой степени узнаваемости потребителями, контрагентами и иными третьими лицами символики Чемпионата, а также восприятия использования Символики спортивных соревнований при осуществлении любых видов деятельности хозяйствующего субъекта или маркетинга в качестве признака причастности субъекта к Чемпионату и его организатору, что при отсутствии договорных отношений является неправомерным.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Российская Федерация является участником международных соглашений в области защиты интеллектуальной и промышленной собственности - патентов, товарных знаков, промышленных образцов и т.д., в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, согласно статье 10.bis которой всякий акт, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, считается актом недобросовестной конкуренции.

  • силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. соответствии с пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе: незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ним до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

Для выявления акта недобросовестной конкуренции, кроме признаков конкретного состава (в данном случае пункта 1 статьи 14.6) необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно:

- осуществление действий хозяйствующим субъектом - конкурентом;

- направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации.

Объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Специального закона № 108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, при этом на восприятие такого покупателя влияет целый ряд таких факторов как: место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.

Товарные знаки и бренды как важнейшие нематериальные активы хозяйствующих субъектов служат обеспечению их конкурентоспособности. Будучи средством идентификации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, реализуемых с его символикой товаров и услуг, товарные знаки FIFA имеют несомненную ценность для нелицензированных предприятий как залог востребованности его услуг на соответствующем рынке.

Использование ООО «Максимус» обозначений, сходных до степени смешения с широко известными товарными знаками, связанными с популярным среди потребителей мероприятием (Чемпионат мира по футболу 2018) может обеспечить получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса к соответствующим мероприятиям.

Действия ООО «Максимус» по использованию спорных обозначений «FIFA WORLD CUP», «RUSSIA 2018» на рекламных баннерах пивного бара «Горький Паб» предоставляют Обществу ничем не обоснованное преимущество в осуществлении предпринимательской деятельности в первую очередь перед хозяйствующими субъектами – участниками того же рынка (баров, ресторанов, кафе), которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от использования подобных обозначений и иных ассоциаций без правовых оснований. При этом, действия ООО «Максимус» вводят потребителей в заблуждение, создавая впечатление о причастности пивного бара «Горький Паб» к соответствующему спортивному мероприятию ЧМ-2018, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к его товарам и услугам, в частности, к употреблению пива и просмотру футбольных матчей ЧМ-2018, и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов – конкурентов данного товарного рынка, предлагающих посетителям аналогичные товары и услуги.

В ходе рассмотрения дела Тамбовским УФАС России в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 10.6 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка,

- определение продуктовых границ товарного рынка,

- определение географических границ товарного рынка,

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Временной интервал исследования – с января по июль 2018 года.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания определена кодом ОКВЭД – 56.10.1.

По данным сайта в сети Интернет: http://tambov.spravker.ru на территории г.Тамбова насчитывается более 100 баров, ресторанов, кафе и других заведений общественного питания и досуга, которые оказывают услуги баров, ресторанов, кафе и ориентированы, в том числе, на потребителей – физических лиц, проживающих либо находящихся на территории города Тамбова.

ООО «Максимус» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц онлайн-ресурса Федеральной налоговой службы зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2006, осуществляет деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (код ОКВЭД – 56.10.1) с 23.11.2015 в пивном баре «Горький Пав», расположенном по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 16.

Иные кафе, бары и рестораны, предлагающие аналогичные услуги, в том числе и трансляции футбольных матчей в период проведения ЧМ-2018, а также продажу пива и других сопутствующих товаров общественного питания в вышеуказанных специализированных заведениях на территории г.Тамбова и ООО «Максимус» – являются конкурирующими хозяйствующими субъектами на данном товарном рынке в географических границах города Тамбова.

Продуктовыми границами рынка являются услуги баров, ресторанов, кафе, географическими границами – г.Тамбов.

Рынок услуг баров, ресторанов, кафе является конкурентным, любой из хозяйствующих субъектов на данном рынке – потенциальный партнер FIFA, и при заключении соответствующего соглашения – лицензиат (сублицензиат) получает право использования товарных знаков, правообладателем которых является FIFA.

Вышеизложенные действия ООО «Максимус» противоречат законодательству Российской Федерации, а именно нормам, регулирующим право использования Символики спортивных соревнований, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; направлены на получение преимуществ перед хозяйствующими субъектами-конкурентами, оказывающими услуги баров, ресторанов, кафе и причиняют или могут причинить им убытки.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Часть 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации прямо запрещает экономическую (соответственно предпринимательскую) деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

  • ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года (ратифицирована Союзом Советских Социалистических Республик 19.09.1968), запрещается всякий акт недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией в п. 2 указанной статьи понимается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В силу п. 3 данной статьи подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
  • «Максимус» пояснило на рассмотрении дела, что 06.07.2018 обществом были приняты все необходимые меры по демонтажу с ограждения открытой веранды пивного бара «Горький Паб» рекламных баннеров с незаконным использованием Спортивной символики FIFA. Общество размещало указанные баннеры с целью поддержки фанатов ЧМ-2018.

На основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу были изложены в заключении об обстоятельствах дела № А4-8/18 от 28.08.2018, принятом Комиссией и направленном в адрес лиц, участвующих в деле. В указанном заключении об обстоятельствах дела Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Максимус», выразившиеся в незаконном использовании при осуществлении предпринимательской деятельности - рекламе пивного бара «Горький Паб» символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года - товарных знаков, правообладателем которых является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA), как нарушение требований части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.06. 2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

После принятия Комиссией Тамбовского УФАС России Заключения об обстоятельствах дела № А4-8/18 от 28.08.2018 письменных возражений от участников дела в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не поступило.

Таким образом, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт незаконного использования спорных обозначений «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», имеющих сходство до степени смешения с товарными знаками FIFA.

Комиссия Тамбовского УФАС России, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях ООО «Максимус»:

1. Направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилось в производстве и введении в гражданский торговый оборот пива с использованием обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA, создающее впечатление, что ООО «Максимус» является спонсором Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) либо иным образом причастен к проведению мероприятий FIFA, что в свою очередь влечет к возможному перераспределению спроса услуг пивного бара «Горький Паб», и иных баров, ресторанов и кафе, не использующих товарные знаки FIFA.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении пункта 1 статьи 1229 ГК РФ, согласно которому другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, а также в нарушении части 1 статьи 19 Специального закона № 108-ФЗ, согласно которой использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации.

3. Указанные действия ООО «Максимус» способны причинить убытки иным хозяйствующим субъектам – конкурентам ООО «Максимус» на товарном рынке услуг баров, ресторанов, кафе г.Тамбова, предлагающих посетителям аналогичные товары и услуги при обычных условиях гражданского оборота, поскольку реклама пивного бара «Горький Паб» с незаконным использованием обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA, вводит потребителей в заблуждение, создавая впечатление о причастности пивного бара к соответствующему спортивному мероприятию ЧМ-2018, что, в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к его товарам и услугам, в частности, к употреблению пива и просмотру футбольных матчей ЧМ-2018.

Учитывая прекращение ответчиком использования Спортивной символики FIFA при рекламе пивного бара «Горький Паб», основания для выдачи предписания отсутствуют.

Комиссией установлено, что ООО «Максимус» получило доход от оказания услуг баров, ресторанов, кафе в период размещения рекламного баннера на открытой веранде пивного бара «Горький Паб» с нарушением имущественных прав FIFA (с 26.06.2018 по 06.07.2018) в размере 396 847 рублей.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Максимус» (ИНН 6829025135, ОГРН 1066829051244), выразившиеся в незаконном использовании при осуществлении предпринимательской деятельности - рекламе пивного бара «Горький Паб», расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.М.Горького, 16, в июне-июле 2018 года обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) по международному сертификату № 613159 (FIFA WORLD CUP), а также согласно свидетельству № 471195 (RUSSIA 2018), актом недобросовестной конкуренции, которая запрещена частью 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции и статьей 20 Федерального закона от 07 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии: <…>

 

<…>

<…>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны