Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-102/17 о нарушении законодательс... от 24 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFАдминистрация Первомайского района Тамбовской области
393700, Тамбовская обл., р.п. Первомайский, пл. Ленина д.11
тел./ факс (47548) 2-15-43/(4752) 2-44-25
ИНН 6812001947
ООО «Перспектива»
443099, г. Самара, ул. Куйбышева, 79, 64
pers-tender@mail.ru
ИНН 6317115266
АО «Единая электронная торговая площадка»
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр.5
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № РЗ-102/17 о нарушении законодательства о контрактной системе
Резолютивная часть решения оглашена «20» апреля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено «24» апреля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель – руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей:
администрации Первомайского района Тамбовской области - <…>,
ООО «Перспектива», уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу «Перспектива» (далее – Заявители) на действия Заказчика - администрации Первомайского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на строительство автодороги Змеевка-пос. Отделение совхоза Снежеток Первомайского района Тамбовской области (извещение № 0164300018317000026),
УСТАНОВИЛА:
29.03.2017 года администрация Первомайского района Тамбовской области опубликовала на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 0164300018317000026 и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» http://roseltorg.ru о проведении электронного аукциона на строительство автодороги Змеевка-пос. Отделение совхоза Снежеток Первомайского района Тамбовской области (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 48 058 100,00 руб.
Заказчик - администрация Первомайского района Тамбовской области.
Дата и время окончания подачи заявок – 14.04.2017 в 10:00 часов.
ООО «Перспектива», считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 13.04.2017 №2068).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (вх. от 19.04.2017 №2084).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.
1. Заявитель ООО «Перспектива» в своей жалобе указывает, что Заказчик не установил в извещении о проведении аукциона требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых в составе вторых частей заявок, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые к участникам такого аукциона требования.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В информационном паспорте рассматриваемой закупки установлено, в том числе, следующее:
«Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015г. №99 2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) установлены в разделе №5 документации об аукционе 3 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует 4 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) Требования об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информация об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки-юридического лица». |
В разделе 5 аукционной документации установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с нормами ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не запрещает Заказчику устанавливать в извещении о проведении электронного аукциона информацию посредством отсыла к аукционной документации.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель ООО «Перспектива» в своей жалобе указывает, что в проекте контракта не содержится условие о поэтапной оплате выполненных работ, что является нарушением ч. 5 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя необоснованным в силу следующего.
Частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе определено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Предметом контракта является строительство автодороги Змеевка-пос. Отделение совхоза «Снежеток» Первомайского района Тамбовской области.
Пунктом 2.5 проекта контракта предусмотрено:
«Оплата работ осуществляется безналичным путем и производится за фактически выполненные объемы работ, после подписания акта о приёмке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме №КС-3, путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика по мере поступления денежных средств на счет Заказчика, но не позднее 29.12.2017 года».
Пунктом 5.1 проекта контракта предусмотрено:
«Срок выполнения работ:
начало выполнения работ – с момента подписания уполномоченными на то представителями сторон настоящего контракта;
окончание выполнения работ – до 30.09.2017 года, в соответствии с графиком производства работ (Приложение №2 к настоящему контракту)».
График производства работ установлен в приложении №2 к проекту контракта, который предусматривает помесячное выполнение поименованных в нем видов работ.
Совокупное прочтение п.п. 2.5, 5.1 проекта контракта и графика производства работ указывает на возможность сдачи-приемки фактически выполненных работ в соответствии с графиком (помесячно) и их оплату.
Таким образом, Заказчиком предусмотрена поэтапная оплата работ, что соответствует требованиям части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель ООО «Перспектива» в своей жалобе указывает, что в пункте 12.2 проекта контракта неверно установлена сумма обеспечения исполнения контракта, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод заявителя необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 48 058 100,00 руб.
В Извещении о проведении аукциона указано:
«Размер обеспечения исполнения контракта 4805810.00». |
Пунктом 11.3 проекта контракта установлено: «Размер обеспечения исполнения Контракта: 4805810(четыре миллиона восемьсот пять тысяч восемьсот десять) рублей».
Пунктом 12.2 проекта контракта установлено:
«Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере 7208715 (семь миллионов двести восемь тысяч семьсот пятнадцать) рублей».
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что пункт 12.2 проекта контракта входит в состав статьи 12 «Антидемпинговые меры» проекта контракта. Из совокупного прочтения указанных положений проекта контракта следует, что размер обеспечения исполнения контракта, установленный пунктом 12.2, относится к случаю применения антидемпинговых мер.
В связи с изложенным довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что в аукционной документации имеются нарушения Закона о контрактной системе в части неустановления конкретных ГОСТов, которым должны соответствовать применяемые при производстве работ материалы.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В составе Технического задания (приложение №3 к контракту) приведена инструкция по заполнению заявки, где в том числе, даны следующие разъяснения:
«Значения конкретных технических характеристик показателей товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, серий или технических условий (при их наличии и при отсутствии ГОСТов), распространяющихся на данные товары. Исключения из данного случая не допускаются».
При этом требования к техническим характеристикам материалов, используемых при выполнении работ по контракту, указаны в документации об Аукционе без указания на соответствующие ссылки ГОСТ. В иных разделах документации указанные ссылки и перечни требуемых ГОСТов, серий, технических условий также отсутствуют.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также в ходе проведения внеплановой проверки комиссия Тамбовского УФАС России установила, что инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит разъяснений о порядке заполнения показателей при использовании символов «***», «[» , «]».
В Техническом задании (приложение №4 к муниципальному контракту) Заказчиком указаны наименования требуемых к применению материалов, их характеристики и единицы измерения.
По позиции 10 «Стойка железобетонная СВ 110-3,5» Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, требование об указании показателей к материалу с использованием символа «***»:
«Арматура стойки должна отвечать следующим требованиям: класс расход и диаметр стали: А-I, расход 2,6 кг, d=10 мм и Ат-VI или А- VI, расход 39,2 кг, d=12 мм***, Ат-V или А- V, расход 53,4 кг, d=14 мм*** или Ат-IV или А- IV, расход 53,4 кг, d=14 мм***».
По позициям 1 и 7 установлены требования об указании показателей с использованием символов «[» и «]» (квадратные скобки). Например, по позиции 1 «Краска масляная МА-15 сурик железный или мумия», в том числе, установлено требование: «Степень перетира: не более 80 мкм. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре [20±2] °С: не менее 0,5ч. Массовая доля летучего вещества: не более 14,5 %. Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (ВЗ-4) при температуре [20±0,5] °С: 80-160 с. Время высыхания до степени 3 при температуре [20±2] °С: не более 24 ч».
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что Инструкция по заполнению заявки документации об аукционе не содержит сведений о том, каким образом участнику закупки следует указывать в заявке на участие в аукционе значения показателей с использованием символов «***», «[» , «]» (квадратные скобки).
При данных обстоятельствах в действиях Заказчика при утверждении аукционной документации имеется нарушение части 3 статьи 7 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний и технологии производства, компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В Техническом задании (приложение №3 к контракту, в том числе, установлены требования к составу применяемых материалов, например:
по позиции 2 «Раствор готовый кладочный цементный»: «Количество портландцементного клинкера в цементе: от 35 % от массы до 100 % от массы. Количество доменных или электрофосфорных гранулированных шлаков в цементе: не более 65 % от массы. Количество пуццолана в цементе: не более 20 % от массы. Вспомогательные компоненты: не более 5 % от массы. Количество зол-уноса в цементе: не более 20 % от массы. Количество глиежа или обожженного сланца в цементе: не более 20 % от массы. Количество известняка в цементе: не более 20 % от массы…Содержание оксида серы (ангидрида серной кислоты): не более 4,0 % от массы»,
по позиции 6 «Щебень шлаковый для устройства щебеночного основания» и 12 «Щебень из природного камня для строительных работ»: «Содержание пылевидных и глинистых частиц: не более 3 % по массе*. Содержание зерен слабых пород: не более 10 % по массе. Содержание глины в комках: не более 0,25 % по массе*»,
по позиции 17 «Растворитель марки Р-4А, Р-4»: «Содержание бутилацетата: не более 12 %. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже минус 10 °С» и др.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, не ограничиваясь примерами, приведенными в настоящем решении. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Описанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку выявленные нарушения по рассматриваемой закупке не привели к нарушению порядка отбора поставщика, так как к участию в закупке допущена единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что выдача предписания нецелесообразна.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Перспектива» необоснованной.
- Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Е.Г. Великанова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44