Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-216/18 о нарушении законодательс... от 17 сентября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-216/18 о нарушении законодательства о контрактной системе
Резолютивная часть решения оглашена «14» сентября 2018 года.
В полном объеме решение изготовлено «17» сентября 2018 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель – руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.
в присутствии представителей:
администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области – <…>,
комитета государственного заказа Тамбовской области – <…>,
в отсутствие индивидуального предпринимателя <…>,
рассмотрев жалобу (вх. от 07.09.2018 №5376э) индивидуального предпринимателя <…> (далее – Заявитель) на действия администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство сооружений и сетей инженерной инфраструктуры земельных участков, предполагаемых к бесплатному предоставлению льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства (водоснабжение, водоотведение, автодороги) Автодороги 1 этап" (извещение № 0164200003018002301) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
24.08.2018 Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее – Уполномоченный орган) опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «Единая электронная торговая площадка» извещение №0164200003018002301 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство сооружений и сетей инженерной инфраструктуры земельных участков, предполагаемых к бесплатному предоставлению льготной категории граждан для индивидуального жилищного строительства (водоснабжение, водоотведение, автодороги) Автодороги 1 этап" (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта – 183 614 410 руб.
Заказчик – администрации Донского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
До окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано 5 заявок с порядковыми номерами: 2, 3, 4, 7, 9.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла решение о допуске к Аукциону участников закупки подавших заявки № 2, 3, 4, 7, и об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки под №9.
Индивидуальный предприниматель <…>, считая документацию об Аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов Заявитель указывает, что Заказчик по позициям №№ 1, 2 Технического задания установил требования к материалам не в соответствии с действующими ГОСТами, что вводит в заблуждение участников закупки, а по позиции №3 Технического задания неправомерно установил требование к процессу производства работ.
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, о чем представили письменные пояснения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13.09.2018. В ходе рассмотрения жалобы был объявлен перерыв. Рассмотрение жалобы продолжилось 14.09.2018.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта товаров (материалов) установлены Заказчиком в Требованиях к материалам, используемым при выполнении работ (приложение № 2 к документации об аукционе) (далее – Техническое задание).
1. По позиции №1 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее: «1. Камни бетонные бортовые по ГОСТ 6665-91. Марка: БР 100.20.8. Бетон камней по классу прочности: не менее В22,5. Марка морозостойкости: не ниже F1200».
Заявитель жалобы указывает, что по данной позиции Технического задания Заказчиком неправомерно установлено требование к марке морозостойкости не ниже F1200, которой в ГОСТ 6665-91нет.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа на рассмотрении жалобы пояснили, что согласно пункту 3.3 ГОСТ 6665-91 морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0-ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134, вместе с тем, указанные ГОСТы в настоящее время утратили силу и заменены на ГОСТ 10060-2012. Согласно пункту 4.2. ГОСТ 10060-2012 при разработке проектной и исполнительной документации при предъявлении к бетону требований по морозостойкости следует указывать марку бетона по морозостойкости F1 или F2. Таким образом, установленное требование к марке по морозостойкости бетона «не менее F1200» соответствует действующим стандартам.
Кроме того, согласно ГОСТ 6665-91 указанный стандарт распространяется на бетонные и железобетонные бортовые камни (далее - камни), изготовляемые из мелкозернистого (песчаного) и тяжелого бетонов по ГОСТ 26633-2012 в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.
Согласно пунктам 4.3.1 и 4.3.2. указанного ГОСТа по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F23 00, F2400, F2500.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод Заявителя необоснованным.
2. По позиции №2 Технического задания Заказчик установил следующее: «2. Пиломатериалы хвойных пород по ГОСТ 8486-86. Бруски (доски) обрезные. Длина от 4,0 до 6,5 м. Ширина от 75 до 150 мм. Толщина: от 40 до 75 мм. Сорт не ниже III».
Заявитель указывает, что Заказчик, одновременно объединив по данной позиции требования к доскам и брускам, установил взаимоисключающие показатели по ширине и толщине пиломатериалов.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает указанный довод Заявителя обоснованным в силу следующего.
Так, согласно ГОСТ 18288-87 брусок – пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Следовательно, в соответствии с ГОСТ 18288-87 при требуемой Заказчиком в документации об Аукционе толщине бруска 40 мм ширина бруска не должна быть более 80 мм.
Однако, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, но противоречащие требованиям ГОСТа.
Так, например, заявка участника закупки, указавшего в составе первой части заявки ширину бруска «150 мм» при значении толщины бруска «40 мм» будет соответствовать требованиям документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 18288-87.
Указанные действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки участников закупки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По позиции №3 Технического задания установил следующее: «Щебень из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93 и СП 34.13330.2012 фракция: свыше 40 мм до 70(80) мм и свыше 10 до 20 мм или щебень из горных пород по ГОСТ 32703-2014 фракции: от 31,5 до 63 мм и от 8 до 16 мм. Допускается применять щебень из осадочных, метаморфических или изверженных интрузивных (эффузивных) горных пород. Марка по истираемости щебня**: не ниже И4. Марка по сопротивлению дроблению и износу**: не ниже И6. Марка по дробимости: не ниже М600. Марка щебня по содержанию зерен пластинчатой и игловатой формы**: не ниже Л35. Группа щебня по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы**: не ниже 4. Содержание пылевидных и глинистых частиц: не более 2 % по массе. Марка щебня по морозостойкости: не ниже F25. Щебень применяется для устройства основания по способу заклинки».
Заявитель указывает, что по данной позиции Технического задания Заказчик установил неправомерное требование к процессу производства работ – «Щебень применяется для устройства основания по способу заклинки».
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заявителя отсутствовали, документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе не представлено.
Представители Зказчика и Уполномоченного органа пояснили, что по данной позиции Технического задания от участника закупки не требовалось ни выбрать, ни описать место и способ выполнения работ с применением данного материала. При составлении описания объекта закупки Заказчик использовал информацию по показателям применяемых материалов, содержащуюся в государственных стандартах, которые являются обязательными для применения на территории РФ в данной отрасли работ.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России признает данный довод Заявителя необоснованным, так как в данном случае документация не содержала требование к условию выполнения работ, а содержала дополнительную характеристику щебня как отдельной его разновидности, что следует из ГОСТа 25607-2009 «Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия».
4. Согласно статье 61 Закона о контрактной системе для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах участник должен пройти процедуру аккредитации на соответствующей электронной площадке.
Извещением №0164200003018002301 определен адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://roseltorg.ru (АО «ЕЭТП») в связи с чем, участник аукциона должен быть аккредитован на данной электронной площадке для участия в указанной закупке.
Согласно сведениям из реестра участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>) не аккредитован на данной электронной площадке. Следовательно, Заявитель не планировал и не мог принять участие в рассматриваемом аукционе.
Кроме того, в п. 20 Информационного паспорта аукциона № 0164200003018002301 установлено требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 16.02.2017 №58, подтверждающую, что участник закупки является действующим членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Однако, <…> (ИНН <…>) не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
При указанных обстоятельствах права и законные интересы индивидуального предпринимателя <…> не могут быть нарушены проводимым Заказчиком электронным аукционом.
Ввиду того, что выявленное в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при утверждении документации о закупке не повлияло на порядок определения исполнителя по контракту, Комиссия Тамбовского УФАС России решила не выдавать предписание об устранении нарушения.
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> обоснованной в части установления требований к доскам (брускам) по позиции №2 Технического задания.
-
Признать Заказчика нарушившим п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
-
Предписание не выдавать.
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.