Р Е Ш Е Н И Е по делу № РЗ-238/17 о нарушении законодательства о контрактной системе

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Тамбовское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее – Тамбовское УФАС России) в составе:

председатель –  врио руководителя управления Мазаева С.В.,

члены комиссии:

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,

в присутствии на рассмотрении жалобы представителя администрации города Моршанска Тамбовской области <….>,  

в отсутствие представителей ООО «СРР Энерго» (далее – Общество), уведомленного о времени и месте рассмотрения дела РЗ-238/17 надлежаще,

рассмотрев жалобу ООО «СРР Энерго» (далее – Заявитель) на действия  конкурсной комиссии администрации города Моршанска Тамбовской области при проведении открытого конкурса № 0164300031317000015 «Энергосервисный контракт на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории города Моршанска Тамбовской области» и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

 

Администрация города Моршанска Тамбовской области 21.05.2017 опубликовала на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 0164300031317000015 о проведении открытого конкурса «Энергосервисный контракт на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации системы уличного освещения на территории города Моршанска Тамбовской области» (далее – Конкурс).

Начальная (максимальная) цена контракта – 35 176 174,47 руб.

По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе было подано две заявки.

Согласно протоколу и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.06.2017 № 0164300031317000015 конкурсная комиссия по результатам рассмотрения заявок признала соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, заявку № 2 АО «ААА Инжиниринг» с предложенной ценой контракта 23392155,99 руб. Заявка участника конкурса – ООО «СРР Энерго» (заявка № 1) была признана несоответствующими требованиям документации и отклонены конкурсной комиссией.

ООО «СРР Энерго» (заявка № 1), считая отклонение его заявки на участие в конкурсе незаконным, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России (вх. от 07.07.2017 № 415ФАСэ).

Заявитель сообщает, что в его заявке был описан перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. Также указывает, что информационным паспортом конкурса требования к качественным характеристикам оборудования не установлены. Считает, что предложение Общества содержит исчерпывающую информацию  об описании объекта закупки.

Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении (вх. от 12.07.2017 № 4335). Также Заказчик сообщил, что контракт подписан сторонами 11 июля, до поступления уведомления о принятии жалобы к рассмотрению.

Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.

1. В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара, также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Согласно ч. 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Конкурсная документация содержит раздел 4 «Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе».

В пп.4 п. 4.2 инструкции по заполнению заявки установлено: «Раздел III «Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предложение о цене единицы товара, наименование страны происхождения товара» должен быть оформлен в виде приложения к заявке на участие в конкурсе. Для описания объекта закупки участник заполняет форму аналогичную форме Технического задания, Спецификации и др., содержащейся в приложения к контракту».

Описание объекта закупки содержится в Техническом задании (приложение № 10 к проекту контракта).

Так, п. 1.1 содержит технические требования, в том числе:

- добиться снижения потребления электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории города Моршанска Тамбовской области;

- разработать схему расположения объектов наружного (уличного) освещения (линий, опор, осветительных приборов, с привязкой к ТП) на территории города Моршанска Тамбовской области;

- выполнить мероприятия в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей материалов, изделий, оборудования, технологическими картами и схемами операционного контроля качества;

- заменить существующие осветительные приборы на светодиодные в количестве  шт. и другое.

В  п. 1.2.1 установлено: «Мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории города Моршанска Тамбовской области выполняются в соответствии с Перечнем мероприятий, указанных в приложении № 2 к энергосервисному контракту от __________ №______ и должны содержаться в заявке на участие в конкурсе».

Приложение № 2 к контракту содержит «Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком», которое состоит из таблицы:

 

пп/п

Этап мероприятий

Подробное техническое описание этапа мероприятий

Срок выполнения этапа мероприятий

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

Указанное приложение подлежит заполнению участником контракта.

Требование о наличии перечня мероприятий с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения предусмотрено также Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)». Данный перечень мероприятий, сформированный в заявке участника закупки, включается в  контракт.

В пп.4 п. 4.2 инструкции по заполнению заявки также установлено:

«Указанные в заявке на участие в конкурсе конкретные предложения участника конкурса об условиях контракта, в том числе о цене единицы товара, работы или услуги, стране происхождения товара и другая конкретная информация  о товаре, работе или услуге будут включены в проект контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе, в случае признания участника конкурса победителем».

Заявка № 1 участника открытого конкурса ООО «СРР Энерго» в отношении объекта закупки содержала «Предложение участника конкурса» с указанием  размера экономии электрической энергии с указанием периодов достижения размера экономии (в виде таблицы).

Однако, данная заявка в отношении объекта закупки не содержала:

- перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (приложение № 2 к контракту);

- конкретные характеристики осветительных приборов, расположенных на дорогах класса В3.

Конкурсная комиссия Заказчика, рассмотрев заявку № 1 ООО «СРР Энерго», отклонила заявку по следующему основанию:

«Заявка не соответствует требованиям извещения\документации. Несоответствие требованию п. 4 ч. 4.2 конкурсной документации: «Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предложение о цене единицы товара, наименование страны происхождения товара» должно быть оформлено в виде приложения к заявке на участие в конкурсе. Для описания объекта закупки участник заполняет форму аналогичную форме Технического задания, Спецификации и др., содержащейся в приложениях к контракту.

 В поданной заявке на участие в конкурсе отсутствует перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (приложение № 2 к контракту), также участником не указаны конкретные характеристики осветительных приборов, расположенных на дорогах класса В3. При описании характеристик в заявке участника используются слова "не более", "не менее"».

Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав заявку № 1, установила, что в ней действительно отсутствовали перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (приложение № 2 к контракту), а также конкретные характеристики осветительных приборов, расположенных на дорогах класса В3 (при описании характеристик в заявке участника используются слова «не более», «не менее», что не позволяет узнать точный показатель). Данные характеристики были установлены Заказчиком в конкурсной документации и являлись обязательными для предоставления в составе заявки в силу Закона о контрактной системы (ч.1 ст. 51) и требований документации о закупке (последний абзац подпункта 4 пункта 4.2 конкурсной документации).

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия Заказчика правомерно отклонила заявку № 1 (ООО «СРР Энерго»), поскольку она не соответствовала  требованиям конкурсной документации, положения которой не были оспорены в установленном порядке.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает жалобу ООО «СРР Энерго» необоснованной.

2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что конкурсная документация содержит ненадлежащий порядок оценки заявок.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1)  цена контракта; 2)  квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых  ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В рассматриваемой Конкурсной документации установлен критерий  «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 30%, содержащий следующие показатели:

 

Наименование показателя

Содержание показателя

Значение баллов

20%. Наличие успешного опыта реализации энергосервисных контрактов (энергосберегающие мероприятия должны быть приняты заказчиком) в различных регионах РФ, реализованных в рамках 44-ФЗ.

Должны быть предоставлены копии заключенных энергосервисных  контрактов и актов приемки энергосберегающих мероприятий.

Контракты в 3 и более регионах

100 баллов

Контракты в 1-2 регионах

20 баллов

Нет опыта

0 баллов

10%. Наличие в штате (или по договору) сотрудников (сотрудника) с профильным образованием: светотехника, энергоменеджмент, энергосбережение, энергоэффективность.

Должны быть предоставлены копии подтверждающих документов об образовании.

есть

100 баллов

нет

0 баллов

 

П. 8.17 конкурсной документации установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

П. 8.18 конкурсной документации определено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 8.17 настоящего раздела конкурсной документации в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте «б» пункта 8.32 настоящего раздела конкурсной документации. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки.

П. 8.32 конкурсной документации установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

П. 8.33 конкурсной документации установлено, что оценка заявок по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 8.17 настоящего раздела конкурсной документации показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 8.18 настоящего раздела конкурсной документации.

Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что оценочный критерий «Наличие успешного опыта реализации энергосервисных контрактов (энергосберегающие мероприятия должны быть приняты заказчиком) в различных регионах РФ, реализованных в рамках 44-ФЗ» установлен Заказчиком некорректно, поскольку на успешный опыт не может оказывать влияние место (область, регион РФ) его приобретения. В данном случае содержание рассматриваемого критерия логично установить исходя из количества энергосервисных контрактов (договоров), поскольку большее количество заключенных контрактов свидетельствует о наличии большего опыта реализации данных контрактов.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о некорректности установленного критерия, а также об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, например, 20 баллов присваивается при представлении сведений о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в 1-2 регионах, однако, при наличии у участника закупки опыта выполнения работ в 3-х и более регионах, присваивается уже 100 баллов.

 Подобная несопоставимость оценки участников закупки нарушает принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Тамбовского УФАС России также отмечает, что критерии оценок конкурсных заявок в данном случае не применялись, поскольку к участию в конкурсе допущена единственная заявка.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тамбовского УФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СРР Энерго» необоснованной.
  2. Признать Заказчика нарушившим пункт 9 части 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  С.В. Мазаева

Члены комиссии                                                                                           Н.Н. Колодина

                                                                                                                    Т.В. Четверткова