Решение №РБ-08/20284 Решение по делу № 08-825/2014 от 14 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-825/2014 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении КПК «Кредит Центр» (423810, РТ, г. Набережные Челны, пр. Х. Туфана, д. 12, офис 816, 8 этаж, ИНН 1650155412),

по факту распространения рекламы в эфире телеканала «РЕН ТВ» г. Набережные Челны с текстом: «Акция ко дню защитника отечества, только один день 21 февраля, при заключении договора личных сбережений на 1 год ставка 23% годовых, займы от 0,15% в день телефон 745-795»,

в присутствии директора КПК «Кредит Центр»- Хуснуллина Артура Зиннатовича (протокол №1 учредительного собрания КПК «Кредит Центр»),

установила:

По результатам проведения плановой выездной проверки ООО «Интертелеком» на предмет соблюдения норм Закона «О рекламе» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее — Управление) установлен факт распространения рекламы в эфире телеканала «РЕН ТВ» г. Набережные Челны с текстом: «Акция ко дню защитника отечества, только один день 21 февраля, при заключении договора личных сбережений на 1 год ставка 23% годовых, займы от 0,15% в день телефон 745-795». 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

         Из представленных документов и сведений от ООО «Интертелеком» установлено, что вышеуказанная реклама распространялась на основании договора №081 от 15.03.2012 г., заключенного между ООО «Интертелеком» и КПК «Кредит Центр». Услуги по данному договору оказаны полностью, что подтверждается актом выполненных работ №136 от 28.02.2014 г.

По данному факту Управлением было возбуждено дело №08-825/2014 в отношении рекламодателя КПК «Кредит Центр» (423810, РТ, г. Набережные Челны, пр. Х. Туфана, д. 12, офис 816, 8 этаж, ИНН 1650155412) по признакам нарушения части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения дела 19.12.2014 г. в адрес Управления от и КПК «Кредит Центр» поступили следующие документы и сведения (Вх. №13962 от 22.12.2014 г.):

макет рекламы, согласованный между КПК «Кредит Центр» и ООО «Интертелеком»;

Договор на предоставление займа №081 от 15.03.2012 г.;

устав ИКПКГ «ТатЖилИнвест»;

информация о должностном лице, ответственном за размещение рекламы, должностная инструкция, письменные пояснения;

учредительные документы КПК «Кредит Центр»(устав);

свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ИНН, ОГРН;

платежные поручения, счета по договору №081 от 15.03.2012 г.;

письменные пояснения директора КПК «Кредит Центр»<...>.

Из письменных пояснений директора кооператива <...> следует, что КПК «Кредит Центр» согласен с нарушением и признает свою вину.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-825/2014, приходит к следующим выводам.

Управлением установлен факт распространения факт распространения рекламы в эфире телеканала «РЕН ТВ» г. Набережные Челны с текстом: «Акция ко дню защитника отечества, только один день 21 февраля, при заключении договора личных сбережений на 1 год ставка 23% годовых, займы от 0,15% в день телефон 745-795», которая содержит признаки нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ.

Указанная реклама распространялась на основании договора №081 от 15.03.2012 г., заключенного между ООО «Интертелеком» и КПК «Кредит Центр». Услуги по данному договору оказаны полностью, что подтверждается актом выполненных работ №136 от 28.02.2014 г.

Таким образом, рекламодателем является КПК «Кредит Центр», ООО «Интертелеком» рекламораспространителем.

Согласно части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассмотренный выше информационный блок содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемые соответствующим рекламодателем.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Понятие финансовой услуги для целей Федерального закона «О рекламе» включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном законе «О защите конкуренции», но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств. При этом для целей Федерального закона «О рекламе» необходимо учитывать правовое регулирование финансовых услуг, установленное также иными нормативными актами.

В широком смысле финансовые услуги - это услуги финансового посредничества, в том числе займ, кредит и страхование. Отношения в сфере финансовой деятельности регулируются гражданским законодательством, а также специальным законодательством о банках и банковской деятельности, о страховании, об инвестиционной деятельности, важное место в котором для целей комментируемой статьи занимает законодательство о ценных бумагах.

Исходя из анализа текста рассматриваемой рекламы следует, что оказываемая КПК «Кредит Центр» услуга является финансовой.

В соответствии с Письмом ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг», к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа);

срок возврата потребительского кредита (займа);

валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем);

процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения. 

Сумма денежных средств (сумма займа), переданных заимодателем заемщику по договору, в стоимость займа не входит, однако эта сумма влияет и определяет стоимость займа.

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставление займа, включается:

- оплата стоимости займа (процент за пользование займом, страхование риска утраты и повреждения жилого помещения, страхование жизни и потери трудоспособности заемщика, и другие платежи, обусловленные выдачей займа и процессом его возврата).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению займа будет указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по предоставлению займа, так и влияющие на эти расходы.

Кроме того, в указанном случае в рекламе должны приводиться иные условия договора, при которых применяется упомянутая в рекламе процентная ставка, т.е. условия, влияющие на расходы заемщика по договору.

Размер и способ доведения до потребителей условий займа в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (т.е. без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации), если одно из условий, влияющих на стоимость займа, воспринимается потребителями указанным образом.

В тексте рассматриваемой рекламы содержится только процент предоставляемого займа (от 0,15%) без указания на все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Исходя из вышеизложенного, реклама, распространявшаяся в эфире телеканала «РЕН ТВ» г. Набережные Челны с текстом: «Акция ко дню защитника отечества, только один день 21 февраля, при заключении договора личных сбережений на 1 год ставка 23% годовых, займы от 0,15% в день телефон 745-795» была размещена с нарушением части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28, частью 7 статьи 5 настоящего Закона «О рекламе».

Руководствуясь ч.2 п.1 ст.33, ч.1ст.36 Закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую в эфире телеканала «РЕН ТВ» г. Набережные Челны с текстом: «Акция ко дню защитника отечества, только один день 21 февраля, при заключении договора личных сбережений на 1 год ставка 23% годовых, займы от 0,15% в день телефон 745-795», поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Выдать предписание КПК «Кредит Центр» (423810, РТ, г. Набережные Челны, пр. Х. Туфана, д. 12, офис 816, 8 этаж, ИНН 1650155412) о прекращении нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны