Решение №РБ-08/20288 Решение по делу № 08-644/2014 от 14 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-644/2014, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе, по факту распространении в газете «Pulse» № 27 (261) от 10 июля 2014 года на странице 3 рекламы под заголовком «Попал в аварию? Успокойся! Мы чиним машины бесплатно!», с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в отсутствие лица в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - общества с ограниченной ответственностью «Мастер Оценка» (юр. адрес: 420124, г. Казань, ул. Труда, д. 81, факт. адрес: 420073, г. Казань, Аделя Кутуя, д. 161, ИНН 1656055380),

установила:

Согласно ст.33, 34 Федерального закона от 13.03.06. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с данными полномочиями Управлением установлен факт размещения в газете «Pulse» № 27 (261) от 10 июля 2014 года на странице 3 рекламы под заголовком «Попал в аварию? Успокойся! Мы чиним машины бесплатно!», содержащую признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В целях установления рекламодателя Управлением был направлен запрос о предоставлении информации (исх. №РБ-08/10878 от 31.07.2014г.) в адрес редакции газеты «Pulse».

В ответ на указанный запрос ООО «Пульс» представило письменные объяснения (вх. №8225 от 11.08.2014г.) с приложением следующих документов:

договор об оказании услуг по размещению рекламы в рекламно-информационной газете «Pulse» №18 от 14.05.2014г., заключенный между ООО «Пульс» и ООО «Мастер Оценка»;

акт выполненных работ №533 от 10.07.2014г.;

счет на оплату №245 от 01.08.2014г.;

приходный кассовый ордер №328 от 01.08.2014г.

скан-копия страницы браузера с изображением переписки между специалистом по рекламе ООО «Пульс» <...> и представителем ООО «Мастер Оценка» <...> об утверждении рекламного макета.

Исходя из анализа представленных документов следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Пульс», а рекламодателем - ООО «Мастер Оценка».

Согласно акту выполненных работ №533 от 10.07.2014г. ООО «Мастер Оценка» претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. оказанные услуги оплачены полностью, что подтверждается приходным кассовым ордером №328 от 01.08.2014г.

По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением в отношении ООО «Мастер Оценка» было возбуждено дело №08-644/2014 по признакам нарушения части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-644/2014, приходит к следующим выводам.

При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства № 508 от 17 августа 2006 года (далее – Правила), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее – Регламент).

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом «О рекламе».

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная в газете «Pulse» № 27 (261) от 10 июля 2014 года на странице 3 под заголовком «Попал в аварию? Успокойся! Мы чиним машины бесплатно!», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная, недостоверная, неэтичная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы. И наиболее распространенным способом получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности выступает ненадлежащая реклама, которая вводит потребителей в заблуждение.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

В целом вводящая в заблуждение реклама может формально являться достоверной, но поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

Главным инструментом введения в заблуждение, как правило, является распространение ложной или неточной информации вследствие сокрытия части существенной информации. Вводящая в заблуждение реклама сообщает не «объективно неправильные (неверные) сведения», а субъективно неправильные, т.е. те, которые способны ввести в заблуждение. Это означает, что при оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

Однако реакцию потребителей можно оценивать по-разному в зависимости от адресата. При оценке рекламы на способность ввести в заблуждение следует предполагать наличие определенного набора знаний и опыта адресатов рекламы исходя из среднего уровня, характерного, как правило, для существенной части потребительской аудитории. При этом правоприменительная практика исходит из того, что средний потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, в том числе в вопросах медицины, страхования, финансирования и т.д.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на создание у потребителей желания приобрести товар или воспользоваться услугой. Поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации о товаре, условиях его приобретения или использования приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Норма части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» запрещает в рекламе умалчивать информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования.

По смыслу вышеуказанной нормы требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы. И доведение до всеобщего сведения неопределенного круга лиц существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Из заголовка рассматриваемой рекламной статьи у потребителя может сложиться мнение о том, что его поврежденный автомобиль будет отремонтирован бесплатно. Между тем, такой заголовок вводит потребителей в заблуждение. Ремонт автомобилей оплачивается за счет средств, взыскиваемых позже со страховых компаний в пользу владельцев автомобилей. При этом часть средств (разница между стоимостью ремонта и суммой, взысканной судом в пользу потерпевшего) остается у рекламодателя и является его прибылью. Таким образом, ремонт автомобиля осуществляется не бесплатно, а за счет средств самого владельца автомобиля.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что реклама, размещенная в газете «Pulse» № 27 (261) от 10 июля 2014 года на странице 3 под заголовком «Попал в аварию? Успокойся! Мы чиним машины бесплатно!» нарушает требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона «О рекламе за нарушение требований части 7 статьи 5 названного закона несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

Признать рекламу распространявшуюся в газете «Pulse» № 27 (261) от 10 июля 2014 года на странице 3 под заголовком «Попал в аварию? Успокойся! Мы чиним машины бесплатно!» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Предписание ООО «Мастер Оценка» (юр. адрес: 420124, г. Казань, ул. Труда, д. 81, факт. адрес: 420073, г. Казань, Аделя Кутуя, д. 161, ИНН 1656055380) не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «10» ноября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны