Logo

Правовые акты

Федеральной антимонопольной службы

Карточка документа

Решение по делу №08-58/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Номер документа:
№РБ-08/6213
Номер дела:
№08-58/2015
Тип документа:
Дата публикации:

Решение по делу №08-58/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. РБ-08/6213 от 23.04.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело №08-58/2015, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара под товарным знаком «Bikton», с признаками нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: представителя ООО «СПК Регион» по доверенности <...>,

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение (вх. №2770/ж от 22.12.2014г.) о проверке соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара под товарным знаком «Bikton».

Из текста обращения следует, что при введении в поисковую строку системы «Yandex» ключевых слов «газобетон Bikton» обнаруживается ссылка на Интернет-страницу Газобетон Bikton 2790 руб! / gazobeton.exdan.ru (http://gazobeton.exdan.ru/?utm_source=direct&utm_campaign-goryachie_poisk), переход по которой отсылает к ООО «СПК Регион». После звонка по указанным на сайте номерам заявителю были даны пояснения о том, что газобетона «Bikton» у ООО «СПК Регион» не имеется, а отсылка на торговый знак «Bikton» является рекламным ходом.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии признаков нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

С целью проверки фактов изложенных в обращении и выявлению круга лиц, подлежащих привлечению к участию при рассмотрении дела, Управлением был направлен запрос (исх. №РБ-08/358 от 16.01.2015) в адрес ООО «СПК Регион» (далее – Общество).

В ответ на указанный запрос Общество представило письменные пояснения с приложением следующих документов и сведений:

ИНН, ОГРН;

выписка из ЕГРЮЛ, Устав Общества;

платежные поручения: №403 от 25.12.2014, №387 от 17.12.2014, №380 от 11.12.2014, №357 от 28.11.2014, №318 от 17.10.2014, №297 от 07.10.2014, №290 от 30.09.2014;

акты выполненных работ: №145/10 от 31.10.2014, №145/10 от 30.11.2014, №145/10 от 18.12.2014;

договор №74 от 16.09.2014 на разработку веб-сайта;

договор №29 от 27.06.2014 на оказание услуг по настройке контекстной рекламы;

прайс-лист от 01.03.2015с реализуемой ООО «СПК Регион» продукцией.

В соответствии с Уставом Общества основным видом экономической деятельности, которым занимается юридическое лицо, является производство прочих резиновых изделий. Дополнительными видами деятельности являются производство изделий из бетона для использования в строительстве, производство товарного бетона, производство сухих бетонных смесей и другие.

В ходе изучения прайс-листа от 01.03.2015 Управлением установлено, что Общество реализует только собственные газобетонные блоки под маркой «D600» различных размеров, а также клей для газобетона. Газобетон под маркой «Bikton» в продаже не имеется.

Из письменных пояснений следует, что рассматриваемая рекламная компания была изготовлена по заказу ООО «СПК Регион» у индивидуального предпринимателя <...> О том, что в тексте объявлений, выводимых поисковой системой Яндекс, имеется слово «Bikton» Общество не подозревало. После выявления данного факта представитель Общества связался с рекламной компанией с просьбой устранить допущенную ошибку.

Согласно пунктам 1.1-1.2 договора №29 от 27.06.2014, заключенного между ООО «СПК Регион» (Заказчик, рекламодатель) и ИП <...> (Исполнитель, рекламораспространитель), Заказчик поручает, а Исполнитель оказывает услуги и выполняет работы в сфере вычислительной техники и информационных технологий в отношении web-сайта Заказчика. Конкретный перечень работ (услуг) согласовываются Сторонами в Приложениях к договору.

Из пункта 1.1 Приложения №1 к договору №29 от 27.06.2014 Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства по оказанию услуг по настройке контекстной рекламы и перечислению средств Заказчика на бюджет рекламных компаний в сервисе «Яндекс Директ».

Вышеперечисленные услуги по договору выполнены и оплачены в полном объеме, Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеем, что подтверждается актами выполненных работ №145/10 от 31.10.2014, №145/10 от 30.11.2014, №145/10 от 18.12.2014 и платежными поручениями №403 от 25.12.2014, №387 от 17.12.2014, №380 от 11.12.2014, №357 от 28.11.2014, №318 от 17.10.2014, №297 от 07.10.2014, №290 от 30.09.2014.

По факту распространения рассматриваемой рекламы Управлением в отношении ООО «СПК Регион» было возбуждено дело №08-58/2015 (исх. №РБ-08/3642 от 13.03.2015 г.) по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В ходе состоявшегося 31.03.2015 г. заседания Комиссии представитель ООО «СПК Регион» Закизянов Р.Р. нарушение закона о рекламе признал. Каких-либо заявлений и ходатайств в адрес Комиссии не поступило.

Комиссия, изучив имеющиеся материалы дела №08-58/2015, приходит к следующим выводам.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.

Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Законом о рекламе.

В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная на Интернет-странице http://gazobeton.exdan.ru/?utm_source=direct&utm_campaign-goryachie_poisk с текстом «Газобетон Bikton 2790 руб! / gazobeton.exdan.ru» содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена в печатном издании; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Часть 3 статьи 5 Закона о рекламе закрепляет понятие недостоверной рекламы, состав которой образует закрытый перечень объектов, достоверность информации о которых не должна вызывать сомнения. Перечень этих объектов не подлежит расширению. Предписания части 3 комментируемой статьи носят общий характер, т.е. должны соблюдаться при рекламировании всех товаров, рекламодателей, видов деятельности независимо от специфических, особенных свойств, присущих тому или иному объекту, и предоставляют свободу их толкования правоприменительным органам.

Предметом регулирования комментируемой нормы являются отношения, связанные с предоставлением потребителям достоверной информации о рекламируемых товарах и рекламодателях в целях обеспечения свободы потребительского выбора и реализации потребителями прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Предписания части 3 комментируемой статьи касаются содержания рекламных посланий и распространяются на предоставляемую информацию о товарах, к которым в целях Закона о рекламе относится также выполнение работ, оказание услуг, о правомочиях и обязательствах рекламодателя, а также на иную информацию, способную повлиять на правильный выбор предлагаемых товаров (работ, услуг).

По смыслу предписаний комментируемой статьи сообщаемая в рекламе информация об объекте рекламирования должна быть достоверной. Достоверность информации предполагает правдивость и соответствие содержащихся в ней сведений о товаре, рекламодателе, его правомочиях и обязательствах и пр. действительным, имеющим место в реальности во время, к которому относятся такие сведения.

Под недостоверной рекламой понимается присутствие в рекламе не соответствующих действительности сведений в отношении объектов рекламирования. Посягательства на достоверность рекламы не допускаются. Недостоверная реклама является ненадлежащей рекламой.

В рекламе, размещенной на Интернет-странице http://gazobeton.exdan.ru/?utm_source=direct&utm_campaign-goryachie_poisk с текстом «Газобетон Bikton 2790 руб! / gazobeton.exdan.ru» приведен товарный знак «Bikton», который позволяет сделать вывод о реализации ООО «СПК Регион» товаров под указанным товарным знаком.

Однако Общество не осуществляет продажи товара под товарным знаком «Bikton», а реализует только собственные газобетонные блоки под маркой «D600» различных размеров, а также клей для газобетона, что подтверждается имеющимся в материалах дела прайс-листом ООО «СПК Регион» от 01.03.2015.

При этом Общество не отрицает, что газобетон под товарным знаком «Bikton» никогда не реализовывался. Рассматриваемая рекламная компания была изготовлена по заказу ООО «СПК Регион» у индивидуального предпринимателя <...> О том, что в тексте объявлений, выводимых поисковой системой Яндекс, имеется слово «Bikton» Общество не подозревало.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товара под товарным знаком «Bikton», что нарушает пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

Из положений части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Руководствуясь пунктом 1 частью 2 статьи 33, частью 1статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Решила:

Признать рекламу, распространявшуюся на Интернет-странице http://gazobeton.exdan.ru/?utm_source=direct&utm_campaign-goryachie_poisk с текстом «Газобетон Bikton 2790 руб! / gazobeton.exdan.ru» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Выдать ООО «СПК Регион» (юридический адрес: 420061, г. Казань, ул. Тэцевская, д. 1; фактический адрес: 420085, г. Казань, ул. Беломорская, д.69Б, офис 11; ИНН 1658136563) предписание о прекращении нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.