Решение по делу №02-10/134-15 по признакам нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения Томского района Томской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
20.07.2016
Управление:
Томское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер дела:
№ 02-10/134-15

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства , в присутствии представителей ООО «УК «Зональное+» С. по доверенности, Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области С. по доверенности, рассмотрев дело № 02-10/134-15 по признакам нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения Томского района Томской области (634507, Томская обл., Томский р-он, пос. Зональная станция, ул. Совхозная, дом 10)    ч. 1 ст. 15  Федерального закона «О защите конкуренции»,  руководствуясь ст. 23, ч. 1-3 ст. 39,  ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

в Томское УФАС России поступило обращение ООО «УК «Зональное+» (вх. №4628 от 04.09.2015) на неправомерные действия Администрации Зональненского

 

 

сельского поселения Томского района Томской области (далее Администрация Зональненского сельского поселения), выразившиеся в передаче муниципальному предприятию «Служба коммунального сервиса» (далее МП «СКС») права владения и пользования муниципальными системами  водоснабжения и водоотведения без проведения торгов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Приказом    Томского    УФАС   России  от 18.11.2015   № 201  возбуждено дело

№ 05-10/134-15  по признакам нарушения  Администрацией Зональненского сельского поселения Томского района Томской области (634507, Томская обл., Томский р-он, пос. Зональная станция, ул. Совхозная, дом 10)    ч. 1 ст. 15  Федерального закона «О защите конкуренции».

В заседание комиссии представитель ООО «УК «Зональное+» настаивал на признании нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения. Переданные по постановлению 315  МП «СКС» на праве хозяйственного ведения сети водоснабжения принадлежат на праве собственности МО «Зональненское сельское поселение», о чем свидетельствует  наличие присвоенного условного номера (70-70-01/180/2012-677), который присваивается при регистрации права. В соответствии со ст. ст. 131, 209, 223 ГК РФ право распоряжения имуществом возникает только с момента государственной регистрации возникновения права собственности на это имущество. Согласно  части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее закона  № 416-ФЗ)  передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В заседание комиссии в письменных и устных пояснениях Администрация Зональненского сельского поселения не признает нарушение, мотивируя тем, что система водоснабжения и водоотведения  на территории  Зональненского сельского поселения представляет собой единый имущественный комплекс, передача отдельных объектов которого по договорам аренды или концессионным соглашениям не представляется возможным, ввиду невозможности использования  отдельных объектов системы по целевому назначению, соответственно заключение  договора аренды или концессионного соглашения (ст. 41.1  закона  № 416-ФЗ)  в отношении системы водоснабжения и водоотведения поселения МО «Зональненское сельское поселение» возможно лишь в том случае, если система водоснабжения и водоотведения поселка в полном объеме, как единый имущественный комплекс, в установленном порядке будет оформлена в собственности муниципального образования. На настоящий момент процесс оформления системы не завершен, продолжается  техническая инвентаризация и оформление объектов в собственность поселения, соответственно, проведение конкурсов в отношении данного имущества невозможно.

По мнению представителя Администрации Зональненского сельского поселения при принятии постановления 315 от 10.10.2015 Администрация Зональненского сельского поселения нарушений антимонопольного законодательства не допустила.

В  соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 закона N 416-ФЗ.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 закона № 416-ФЗ, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 закона № 416-ФЗ).

Из указанного можно сделать вывод о том, что передача прав в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Вопреки вышеупомянутым нормам, Администрацией Зональненского сельского поселения издано постановление от 10.10.2014 № 315  «О передаче имущества, принадлежащего  на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение» (далее постановление 315) Администрации Зональненского сельского поселения, в хозяйственное ведение муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса».

Пунктом 1 указанного постановления недвижимое имущество, принадлежащее  на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение», передано в хозяйственное ведение муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса».

Томским УФАС России проведено исследование товарного рынка в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа).

Нормативно-правовой базой данного исследования являются следующие документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции);

  -Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ

-Федеральный закон от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»»;

- Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

-Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Согласно аналитическому отчету отдела экономического анализа Томского УФАС России  продуктовые границы (товарный рынок) определены, как передача имущества в хозяйственное ведение, аренду, в безвозмездное пользование или согласно концессионному соглашению, а также на других законных основаниях хозяйствующему субъекту любой организационно-правовой формы.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок),  а также Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определение временного интервала исследования товарного рынка устанавливается в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка).

Согласно постановлению Администрации Зональненского сельского поселения от 10.10.2014 № 315 о передаче имущества, принадлежащего  на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненского сельского поселения», следует, что Администрация Зональненского сельского поселения передаёт в хозяйственное ведение Муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» движимое,  а также недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности. Имущество было передано с    10.10.2014.

С учетом вышесказанного, временной интервал исследования был определен следующими периодами: 2015 г. и 4 мес. 2016 г. (январь-апрель).

Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ  "О водоснабжении и водоотведении" (далее закон 416) водоснабжение это - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведением согласно тому же федеральному закону является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемые для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Согласно ст. 6 закона 416  водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Договор заключается с абонентами. В качестве абонентов выступают лица, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) к централизованной системе водоотведения, которые заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения и (или) договоры водоотведения. Абоненты в данном случае это потребители, расположенные на территории Зональненского сельского поселения.

Функциональное назначение централизованной системы водоснабжения и водоотведения является транспортировка воды технического и питьевого назначения, а также транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, для нужд абонентов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что объекты коммунальной инфраструктуры, в частности системы водоснабжений и водоотведения, могут быть переданы в хозяйственное ведение, аренду, пользование только одному юридическому лицу, так как это неотделимые составляющие единого хозяйственного комплекса.

Постановлением 315 системы водоснабжения и водоотведения были переданы в хозяйственное ведение.

В соответствии с   Федеральным законом от 07.05.2013 №103 ФЗ «О Внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях»  передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и ст.28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Таким образом, если все объекты, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

На основе вышеизложенного следует, что продуктовые границы могут быть определены как передача систем водоснабжения и водоотведения, в хозяйственное ведение, пользование, а также на других законных основаниях, хозяйствующему субъекту любой организационно - правовой формы.

Географические границы указанного товарного рынка определены, как территория  Зональненского сельского поселения.

На территории Томского района Томской области на рынке аренды, владения и пользования муниципальными системами водоснабжения и водоотведения осуществляют деятельность в части водоотведения и водоснабжения следующие  хозяйствующие субъекты:

  • ООО «Томскводоканал» - 634021, г. Томск, ул. Елизаровых, д.   79/2;
  • ООО «Городские очистные сооружения» - 634067, г. Томск,  Кузовлевский тракт, д. 2/5;
  • ООО "Водоресурс"- 634526, г.Томск, д.Лоскутово, ул.Советская, д.1 А;
  • ООО «Старт-М»- 634059  г. Томск  пр. Мира д. 27 кв. 13;
  • ООО «Теплогазсервис» 634538, Томская обл., Томский район, с.Корнилово, ул.Рыкуна, 634538, Томская обл., Томский район, с.Корнилово, ул.Рыкуна, 23а  23а .
  • ООО «Восточная Водяная Компания» -634583,Томская область, Томский район, с. Октябрьское, ул. Заводская, д.4/1 ;
  • ООО «Ресурс-Т» -634529, Томская область, Томский район,  п. Рассвет, д.21 кв. 5;
  • ИП Градовец- 634521, Томский район, с.Калтай, ул.Молодежная, д. 1-1.

Следовательно, на рынке передачи систем водоснабжения и водоотведения, в хозяйственное ведение, пользование, а также на других законных основаниях, хозяйствующему субъекту любой организационно - правовой формы существуют потенциальные конкуренты, которые имеют возможность осуществлять деятельность, связанную с использованием муниципальных систем водоснабжения и водоотведения на территории Зональненского сельского поселения Томского района.

Анализ  рынка передачи систем водоснабжения и водоотведения, в хозяйственное ведение, пользование, а также на других законных основаниях, хозяйствующему субъекту любой организационно - правовой формы показал, что названный рынок является конкурентным.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ  "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Администрация Зональненского сельского поселения, издав постановление 315, которым передала   права на объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем закрепления указанных объектов, находящихся в муниципальной собственности, в хозяйственном ведении МП «СКС», приняла акт, который приводит или может привести к ограничению конкуренции.

По мнению комиссии, в связи с тем, что вышеназванный товарный рынок на территории Зональненского сельского поселения является конкурентным, Администрация Зональненского сельского поселения Томского района вмешалась в конкурентную среду посредством издания постановления 315, создала условия и возможность для наступления последствий в виде ограничения конкуренции. 

Администрация передала права на объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения МП «СКС» без проведения конкурсной процедуры, что является ограничением конкуренции, поскольку рассмотренные обстоятельства привели (могли привести) к сокращению хозяйствующих субъектов на вышеуказанном товарном рынке, что в силу пункта 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ является одним из признаков ограничения конкуренции.

Согласно п. 3.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

Согласно ч. 2 указанной статьи  предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

Согласно ч. 3 той же статьи выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.

Вышеуказанные изменения в Закон о защите конкуренции были внесены Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ, редакция которого  вступила в силу с 05.01.2016.

Дело № 02-10/134-15 по признакам нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения Томского района Томской области было возбуждено 18.11.2015, т.е. в период действия редакции до 05.10.2015.

Исходя из указанного и в связи с наличием в действиях  Администрации Зональненского сельского поселения,  выразившихся в принятии постановления от 10.10.2014 № 315  «О передаче имущества, принадлежащего  на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение» Администрации Зональненского сельского поселения, в хозяйственное ведение муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса»,  признаков   нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч.  1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,      03.02.2016 комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Томского УФАС России определила выдать Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области  предупреждение о    необходимости отмены постановления 315 в    трехмесячный срок  с момента получения предупреждения (определение от 03.02.2016, исх. № ТБ/531 от 04.02.2016).

О выполнении   предупреждения  Администрация Зональненского сельского поселения должна была сообщить   в   Томское   УФАС   России  в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение (исх. № ТБ/532 от 04.02.2016) Администрацией Зональненского сельского поселения было получено 12.02.2016.

В срок до 16.05.2016 Администрацией Зональненского сельского поселения не были предоставлены документы, подтверждающие  выполнение предупреждения.

16.05.2016 в заседание комиссии представитель Администрации Зональненского сельского поселения подтвердил, что Администрация Зональненского сельского поселения не исполнила предупреждение, так как считает, что издав постановление 315,  не нарушила ч. 1  ст. 15  закона о защите конкуренции.

Руководствуясь п. 3 ч. 1.1,  2,  5 ст. 47 закона о защите конкуренции комиссия откладывает рассмотрение дела для принятия заключения об обстоятельствах дела.

03.06.2016 комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела, которое было получено представителями сторон.

В заседание комиссии 06.07.2016 представители  сторон на заключение об обстоятельствах дела устно пояснили, что возражений, дополнений, замечаний не имеется.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России делает вывод о том, что  Администрация Зональненского сельского поселения, приняв постановление от 10.10.2014 № 315  «О передаче имущества, принадлежащего  на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение» Администрации Зональненского сельского поселения, в хозяйственное ведение муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса»,  допустила нарушение ч. 1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», тем самым ограничила конкуренцию на рынке передачи систем водоснабжения и водоотведения, в хозяйственное ведение, пользование, а также на других законных основаниях, хозяйствующему субъекту любой организационно - правовой формы.

Комиссия, изучив материалы дела,   руководствуясь   статьей   23,    частью 1  статьи  39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Зональненского сельского поселения Томского района Томской области нарушившей  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в результате издания постановления от 10.10.2014 № 315  «О передаче имущества, принадлежащего  на праве собственности Муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение» Администрации Зональненского сельского поселения, в хозяйственное ведение муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса».

2. Выдать предписание об устранении нарушения Администрацией Зональненского сельского поселения Томского района Томской области.

3.  Материалы дела передать уполномоченному лицу для решения вопроса о привлечении  должностного лица Администрации Зональненского сельского поселения Томского района Томской области к административной ответственности за нарушение  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26. 07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».