Решение по делу № 02-10/84-17 по признакам нарушения Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
22.11.2017
Управление:
Томское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 02-10/84-17

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                г. Томск

 

Резолютивная часть решения оглашена "08" ноября  2017 года

В полном объеме решение изготовлено "21" ноября  2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Бутенко И.В.,  заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности;

членов комиссии: Бердниковой Т.Н., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Кощеевой О.Ю., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, в присутствии представителя Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области Г. по доверенности,   ООО «Транспортное управление» Б. по доверенности.,   ООО «Автотранс-С» С. по доверенности., рассмотрев дело № 02-10/84-17 по признакам нарушения  Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи  Томской области (634009, г. Томск, Томская область, пр. Ленина, 117)   ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

заключение Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области договоров на выполнение временных пассажирских перевозок по маршруту № 120 «Томск-Семилужки» с ООО «Транспортное управление» и по маршруту № 514 «Томск-Камень» с  ООО «Автотранс-С» без проведения конкурсных процедур не нарушает ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В Томское УФАС России (далее-Управление) поступили  материалы проверки Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (далее-Департамент) прокуратурой Томской области.

По предоставленным материалам Управлением выявлены признаки нарушения Департаментом ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи  с наличием в действиях Департамента, выразившихся в заключении договоров на  оказание услуг по временной перевозке пассажиров и багажа  от 23.12.2015 по маршруту № 120 «Томск-Семилужки» с ООО «Транспортное управление» и от 07.12.2015 по маршруту № 514 «Томск-Камень» с  ООО «Автотранс-С», признаков   нарушения ч.  1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на  основании  ст.  39.1 указанного закона, Томское УФАС России выдало Департаменту предупреждение    о   необходимости   прекращения действий, нарушающих антимонопольное законодательство Российской Федерации  (исх. № ТБ/864 от 21.02.2017).

В установленный срок Департамент не исполнил предупреждение, о чем сообщил в Управление вх. № 3885 от 06.06.2017.

Согласно  ч. 8 ст. 39.1 закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом руководителя Томского УФАС России № 95 от 30.06.2017 возбуждено дело № 02-10/84-17 по  признакам нарушения Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области ч. 1 ст. 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заседание комиссии представитель Департамента нарушения антимонопольного законодательства не признал, предоставил письменные пояснения, в которых обосновывает  действия Департамента положением Федерального закона  от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-закон №220) и Закона Томской области от 10.04.2001 № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области»,  просил дело прекратить в связи с отсутствием нарушения.

 Представители ООО «Автотранс-С» и ООО «Транспортное управление» также считают, что Департаментом не допущены нарушения ч. 1 ст. 15 закона о защите конкуренции, предоставили письменные пояснения.

Из материалов дела следует, что между Департаментом (Заказчик регулярных перевозок) и  ООО «Автотранс-С» (Перевозчик) заключен договор № 61 от 07.12.2015  на  оказание услуг по временной перевозке пассажиров и багажа (далее-договор № 61).

В соответствии с п. 1.2 договора № 61 Перевозчик обязуется оказывать услуги по регулярным перевозкам пассажиров, в том числе отдельных категорий граждан  на основании социальных проездных талонов и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному  маршруту № 514 «Томск-Камень» (с/о «Надежда»).

Согласно п. 2.1.5 договора № 61 Заказчик обязуется предоставлять в организацию, уполномоченную Администрацией Томской области возмещать расходы по перевозке отдельных категорий граждан, сведения о Перевозчике для последующего заключения договора  на возмещение расходов по перевозке отдельных категорий граждан   в общественном транспорте по межмуниципальным маршрутам на основании социальных проездных талонов.

Кроме того, между Департаментом (Заказчик регулярных перевозок) и  ООО «Транспортное управление» (Перевозчик) заключен договор № 63 от 23.12.2015  на  оказание услуг по временной перевозке пассажиров и багажа (далее-договор № 63).

В соответствии с п. 1.2 договора № 63 Перевозчик обязуется оказывать услуги по регулярным перевозкам пассажиров, в том числе отдельных категорий граждан  на основании социальных проездных талонов и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному пригородному маршруту № 120 «Томск-Семилужки».

Согласно п. 2.1.5 договора № 63 Заказчик обязуется предоставлять в организацию, уполномоченную Администрацией Томской области возмещать расходы по перевозке отдельных категорий граждан, сведения о Перевозчике для последующего заключения договора  на возмещение расходов по перевозке отдельных категорий граждан   в общественном транспорте по межмуниципальным маршрутам на основании социальных проездных талонов.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

По названным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Исходя из положений части 2 статьи 2 закона N 220-ФЗ, вступившего в законную силу со дня официального опубликования 14 июля 2015 года (за исключением статей 4 - 32, 36 -38, вступающих в силу с 11 января 2016 года, и статей 33 - 35, 40, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона), согласно которым отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, регламентирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 поименованного федерального закона).

В соответствии со статьей 14 закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 42 закона № 220-ФЗ,  статьи 4 - 32, 36 - 38 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть статья 14 закона № 220-ФЗ вступила в законную силу с 01 января 2016 года.

Поскольку положения главы 3 закона N 220-ФЗ об организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, в том числе статья 19, которая в частях 3 и 6 регламентирует порядок заключения договора без конкурса, не вступили в силу, субъект Российской Федерации имел право осуществить правовое регулирование вопросов, не урегулированных названным федеральным законом и нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи 2 закона N 220-ФЗ, а оспариваемые положения ст. 9-2 Закона Томской области не могут быть проверены на соответствие требованиям пункта 2 статьи 14, статей 21 - 24 закона  N 220-ФЗ, которые в настоящее время не действуют.

Вышеуказанные договоры перевозки были заключены Департаментом в декабре 2015 года в соответствии со ст. 9-2 Закона Томской области от 10.04.2001 № 21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области», действовавшем до 10.01.2016 и утратившим силу с 11.01.2016 в связи с принятием  Закона Томской области  216-ОЗ от 29.12.2015 № «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области»,  то есть до момента вступления статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заключенные Департаментом с  ООО «Транспортное управление» и  ООО «Автотранс-С» договоры на выполнение временных пассажирских перевозок осуществляются по регулируемым тарифам.

Указанное подтверждается  информацией Департамента социальной защиты  населения Томской области о выделении бюджетных средств за период 2015-2017 г.г.  перевозчикам, осуществляющим  перевозку пассажиров ООО «Транспортное управление» по маршруту № 120  «Томск-Семилужки»  и   ООО «Автотранс-С» по маршруту № 514 «Томск-Камень».

Исследовав материалы дела,  выслушав мнения сторон и руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48,  ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях

 

 

 

 

 

 

Председатель комиссии:                                                                  И.В.Бутенко

 

Члены Комиссии:                                                                             Т.Н.Бердникова

 

                                                                                                          О.Ю.Кощеева