Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 06-09/375-18 об административном пр... от 14 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу № 06-09/375-18 об административном

правонарушении

 14 августа 2018 года                                                                                                                                                                                                                   г. Томск

Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области <…>, рассмотрев протокол от 06.08.2018 г. и материалы дела № 06-09/375-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества с ограниченной микрокредитной компании «Сибирская финансовая группа» (далее – ООО МКК  «Сиб Фин Групп») (ОГРН 1157017012712, ИНН 7017381269, место нахождения: 634009, г. Томск, пер. Карповский, дом 12, офис 1008, дата регистрации юридического лица: 17.07.2015, законный представитель – директор <…>), по ч. 1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее – КоАП РФ), с участием представителя ООО МКК  «Сиб Фин Групп» <…>, действующего на основании доверенности № 1 от 10.03.2018 г.,

УСТАНОВИЛ:

ООО МКК  «Сиб Фин Групп» нарушило ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В ходе осуществления полномочий по надзору за соблюдением законодательства о рекламе сотрудниками Томского УФАС России выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.

В г. Томске на фасаде здания, находящегося по ул. Елизаровых, 21а, расположенного на расстоянии 160 м от остановочного комплекса городского наземного транспорта (остановки Артёма), размещена следующая информация:

- в правой верхней части лицевого фасада здания - «выдаём деньги от 0,4 % быстро до зарплаты до пенсии на неотложные нужды для пенсионеров льготные условия 257-467»;

- в правой нижней части лицевого фасада здания, справа от крыльца, - «выдаём деньги от 0,4 %, до зарплаты до пенсии пенсионерам льготные условия на неотложные нужды 1 этаж 257-467»;

- на правом фасаде здания - «выдаём деньги до зарплаты до пенсии на неотложные нужды этаж 1, офис 1 от 0,4 % быстро для пенсионеров льготные условия 257-467».

Указанное подтверждается актом осмотра наружной рекламы от 01.06.2018 г., составленным должностными лицами Томского УФАС России.

Определением от 04.06.2018 г. (исх. № ЮГ/3501 от 04.06.2018) возбуждено производство по делу №06-11/33-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО МКК «Сиб Фин Групп».

Рассматриваемая информация в виде текста, указанного содержания, распространяемая 01.06.2018 г. наружным способом на фасаде здания по адресу Елизаровых, 21а в г. Томске, является рекламой, поскольку отвечает требованиям п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе».

Объектом рекламирования в соответствие с п.2 ст.3 Федерального закона «О рекламе» является финансовая услуга займа (кредита), оказываемая ООО МКК  «Сиб Фин Групп».

Таким образом, требования Федерального закона «О рекламе» распространяются на содержание указанной информации, на обстоятельства ее распространения.

Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п.1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Пунктом 1 ст. 1473 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В силу п.2 ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно позиции Высшего арбитражного суда РФ (п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе") к условиям, влияющим на стоимость кредита, наряду с процентной ставкой, могут относиться условия о сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В нарушение ч.1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует указание на наименование лица, оказывающего финансовые услуги - Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа».

В ходе заседания комиссии Томского УФАС России по рассмотрению дела №06-11/33-18 по признакам нарушения законодательства о рекламе 20 июня 2018 года, комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе ООО МКК  «Сиб Фин Групп» сообщается одно условие, влияющее на его стоимость займа, а именно размер процентной ставки – 0, 4 %, других условий, влияющих на стоимость займа в рекламе не сообщается. Следовательно, в силу требований вышеуказанных норм, такая реклама должна содержать сведения об иных условиях оказания юридическим лицом услуги кредитования, все условия, определяющие полную стоимость займа.

Согласно общим условиям договора микрозайма, Правилам предоставления микрозаймов  ООО МКК  «Сиб Фин Групп», утвержденных директором ООО МКК  «Сиб Фин Групп» <…>,30 июня 2017 г. проценты за пользование микрозаймом составляют 144% (Сто сорок четыре процента) годовых (0, 39 % (Ноль целых тридцать девять сотых процентов) в день), способами возврата заемщиком микрозайма являются безналичное перечисление денежных средств на расчетный счет Займодавца или внесение наличных денежных средств в кассу займодавца/его Представителя  для заемщика платными, причем второй способ является бесплатным.

Указанные условия влияют на стоимость рекламируемой услуги для потребителя, отсутствие информации об указанных условиях в тексте рекламы свидетельствует о нарушении требований п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссией также установлено, что согласно договору микрозайма в случае нарушения срока оплаты ежемесячного единого платежа, предусмотренного графиком платежей свыше 30 дней процентная ставка за пользование микрозаймом составит 300 (Триста) % годовых, в случае нарушения сроков и сумм платежей по возврату микрозайма и уплаты процентов на него Заемщик обязуется уплатить Займодавцу пени в размере 1% от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.

Услуги ООО МКК  «Сиб Фин Групп» оказывает исключительно жителям города Томска и проживающим в пределах 30 километров от г. Томска, положения о поручительстве применяются в случае, если сумма займа превышает 20 000 руб., а также в случае отсутствия у клиента возможности подтвердить свою платежеспособность; предельная сумма займа составляет 30 000 руб., срок возврата – от 1 до 180 дней.

Указанная информация является существенной для потребителя, поскольку может повлиять на принятие решения им о заключении договора займа.

Отсутствие в содержании рекламы сведений об указанных условиях, как и об условиях, влияющих на стоимость рекламируемой услуги, как и достоверной информации о рекламируемой услуге вводит потребителя в заблуждение о доступности рекламируемой услуги и, таким образом, искажает смысл рекламной информации, что свидетельствует о нарушении требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч.4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.6 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 указанного закона несет рекламодатель.

Согласно ч.6, 7 ст.38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.1 ст.28 рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа» (ОГРН 1157017012712, ИНН 7017381269; пер. Карповский, дом 12, офис 1008, г. Томск,  634009).

Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа» включено в государственный реестр микрофинансовых организаций, что подтверждается свидетельством, выданным Центральным банком Российской Федерации, дата внесения сведений 03.11.2015 г.

В силу ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО МКК  «Сиб Фин Групп» не приняло меры, направленные на обеспечение соответствия рекламы Федеральному закону от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» и несет административную ответственность за нарушение рекламодателем законодательства о рекламе.

Согласно ч.1 ст.14.3 КоАП РФ за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.

06.08.2018 г. должностным лицом Томского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении, возбуждено производство по делу об административном правонарушении № 06-09/375-18, протокол составлен в присутствии представителя ООО МКК  «Сиб Фин Групп» <…>, действующего на основании доверенности № 01 от 20.06.2018 г.

В рассмотрении дела № 06-09/375-18 принял участие представитель ООО МКК  «Сиб Фин Групп» <…>., пояснил, что ранее ООО МКК  «Сиб Фин Групп» к административной ответственности не привлекалось, нарушение устранено.

Врио руководителя управления, рассмотрев материалы дела, находит вину ООО МКК  «Сиб Фин Групп», доказанной, действия верно квалифицированными по ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо, совершившее административное правонарушение – общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Сибирская финансовая группа».

Время и место совершения административного правонарушения – 01.06.2018, г. Томск, ул. Елизаровых, 21а.

Событием административного правонарушения является распространение  посредством рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания по адресу: г. Томск, ул. Елизаровых, 21а ненадлежащей рекламы, не содержащей части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не содержащей указания на наименование лица, оказывающего финансовые услуги - ООО МКК  «Сиб Фин Групп», умалчивающей об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, содержащей одно условие, влияющее на стоимость займа при отсутствии всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, с нарушением требований ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Состав административного правонарушения предусмотрен ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Объект правонарушения – общественные отношения, охраняемые Федеральным законом «О рекламе».

Объективная сторона совершенного административного правонарушения выражается в  распространении ненадлежащей рекламы с нарушением требований ч.7 ст.5, ч.1, п.2 ч.2, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Обстоятельства, вынуждающие действовать ООО МКК  «Сиб Фин Групп» в состоянии крайней необходимости, не установлены (ст.2.7 КоАП РФ).

Обстоятельства, исключающие производство по делу № 06-09/375-18 не установлены (ст. 24.5 КоАП РФ).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены (ст.4.3 КоАП РФ).

Смягчающие обстоятельства (ст.4.2 КоАП РФ) – ранее к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 ООО МКК  «Сиб Фин Групп» не привлекалось.

На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.

С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается (ст. 2.9. КоАП РФ).

Согласно ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

В соответствии  ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 указанного закона, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО МКК  «Сиб Фин Групп» является микропредприятием и включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 августа 2016 года.

Также в материалах дела отсутствуют сведения о причинении вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствуют сведения о наличии имущественного ущерба.

В связи с изложенным, согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ представляется возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

 Руководствуясь ст.ст.4.1.1, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Общество с ограниченной ответственностью микрокредитную компанию «Сибирская финансовая группа» (ИНН/КПП 7017381269/701701001 ОГРН 1157017012712, адрес: 634009, г. Томск, пер. Карповский, дом 12, офис 1008)  признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Назначить административное наказание в виде предупреждения.

 

Врио руководителя управления                                                                   <…>

В соответствии со ст.30.1Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление может быть обжаловано в суд либо вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ст. 31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Копия постановления получена «_____»________________201_ г.

_______________________________________________________

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны