Решение по делу № 06-10/28-18

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
06.03.2018
Управление:
Томское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ ЕП/1319
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/28-18

1 марта 2018 г.                                                                                                  г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления;

членов комиссии: 

- Сакс Натальи Валентиновны, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев дело № 06-10/28-18, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Орион-Сервис» (ИНН: 7203381869) (далее – ООО «Орион-Сервис») (вх. № 1064 от 21.02.2018) на действия заказчика – Муниципальное учреждение «Средняя школа № 5 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов» (ИНН: 7022008630) (далее – МОУ «СОШ № 5») при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение поставки оборудования, проведение монтажных работ и запуск в эксплуатацию системы контроля и управления доступом (Извещение № 31806034430), без участия представителей ООО «Орион-Сервис», МОУ «СОШ № 5», надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии,

УСТАНОВИЛА:

21 февраля 2018 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО «Орион-Сервис» (вх. № 1064) на действия заказчика – МОУ «СОШ № 5» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение поставки оборудования, проведение монтажных работ и запуск в эксплуатацию системы контроля и управления доступом (Извещение № 31806034430).

Из жалобы следует, что при проведении аукциона заказчиком в нарушение документации о закупке неправомерно допущены к участию ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» и ООО «Смартех Инжиниринг», не имеющие статуса дилера (партнера) предприятия производителя оборудования и программного обеспечения, при этом ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» признано победителем. Кроме того, в протоколах рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 179708 и проведения электронного аукциона № 179708 от 13.02.2018 не указаны члены аукционной комиссии, а так же ее председатель. По мнению заявителя, МОУ «СОШ № 5» нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), требования, установленные в документации о закупке. В полном объеме доводы заявителя изложены в жалобе.

Представитель МОУ «СОШ № 5» в письменных пояснениях указала, что требование о наличии статуса дилера (партнера) предприятия производителя оборудования и программного обеспечения установлено к монтажу, а не к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе. 13.02.2018 ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» признано победителем, поскольку предложило наиболее низкую цену, 19.02.2018 с победителем аукциона заключен договор. 20.02.2018 от ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» поступило письмо с сообщением об отсутствии статуса дилера (партнера) предприятия производителя оборудования и программного обеспечения. На основании изложенного, 20.02.2018 между МОУ «СОШ № 5» и ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» подписано соглашение о расторжении заключенного 19.02.2018 договора.

Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения сторон, установила следующее:

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Феде                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            рации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

20 ноября 2017 года решением Наблюдательного Совета МОУ «СОШ № 5» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг МОУ «СОШ № 5» (далее – Положение о закупке).

Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг МОУ «СОШ № 5» руководствуется Законом № 223-ФЗ Положением о закупке.

22 января 2018 года заказчиком – МОУ «СОШ № 5» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на установку контрольно-пропускной системы (СКУД) с начальной (максимальной) ценой договора: 600 000 рублей (Извещение № 31806034430).

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 179708 от 13.02.2018 на участие в открытом аукционе поступило три заявки: 1) ООО «Смартех Инжиниринг», 2) ООО «Орион-Сервис», 3) ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС».

На основании Протокола проведения  электронного аукциона № 179708 от 13.02.2018 участник № 3 (ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС») с ценой договора 495 985 руб. признан победителем, участнику № 1 (ООО «Смартех Инжиниринг») с ценовым предложением 498 985 руб. присвоено второе место, участнику № 2 (ООО «Орион-Сервис») с суммой предложения 564 000 руб. –– третье место.

В пункте 20 раздела 3 документации о закупке заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, подаваемой участником закупки. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:

  • анкету участника открытого аукциона в электронной форме;
  • копии учредительных документов в действующей редакции с приложением имеющихся изменений;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица. В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме должна также содержать доверенность на осуществление действий от имени участника, заверенную печатью участника закупки и подписью руководителя участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме должна также содержать документ, подтверждающий полномочия такого лица;
  • копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки или иные документы, подтверждающие, что сделка, заключаемая по итогам проводимой процедуры, не является крупной;
  • участники закупки обязаны указать наименование товара, товарный знак, марку, модель товара, наименование производителя, страну происхождения товара, при описании товара участники закупки обязаны указывать конкретные (точные) показатели, соответствующие требованиям, указанным в настоящей документации и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме а также описание предмета выполняемой работы, оказываемой услуги.

В пункте 7 раздела 9 документации о закупке заказчиком установлено требование к монтажу, согласно которому поставщик оборудования и программного обеспечения должен иметь статус дилера (партнера) предприятия производителя оборудования и программного обеспечения. Монтаж оборудования СКУД должен осуществляться в соответствии с требованиями нормативных документов и руководствами пользователя (паспортами) на поставляемое оборудование. Специалисты производящие монтажные работы должны иметь сертификаты подтверждающие факт их обучения  с работой и эксплуатацией оборудования и программного обеспечения производителя.

Из указанных требований следует, что в составе заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не требуется предоставления документа, подтверждающего статус дилера (партнера) предприятия производителя оборудования и программного обеспечения, подтверждение статуса дилера (партнера) необходимо лишь на стадии монтажа.

Таким образом, ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» и ООО «Смартех Инжиниринг» правомерно допущены заказчиком к участию в открытом аукционе. ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» признано победителем аукциона, поскольку предложило наиболее низкую цену договора. На основании изложенного, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В силу п. п.13 п. 14.4. Положения о закупке в документации о закупке указываются следующие сведения, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссия Томского УФАС России, проведя анализ положений документации о закупке, пришла к выводу, что документация о закупке МОУ «СОШ № 5» не содержит предусмотренных п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ и п. п. 13 п. 14.4. Положения о закупке сведений о порядке оценки и сопоставления поступивших заявок, что является нарушением Закона № 223-ФЗ.

В целях применения п. 13 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

На основании ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из вышеуказанного следует, что при заключении договоров заказчиком должен быть учтен 10-дневный срок, предусмотренный ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ для реализации права участников закупки на обжалование действий заказчика (организатора торгов).

В силу п. 19.6 Положения о закупке договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней со дня со дня опубликования на сайте протокола о результатах закупки.

Согласно пояснениям, представленным МОУ «СОШ № 5», а так же сведениям, размещенным заказчиком в ЕИС в сфере закупок, 13.02.2018 заказчиком подведены итоги проведения закупки (№ 31806034430), 19.02.2018 МОУ «СОШ № 5» заключен договор с победителем указанного аукциона – ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС», т.е. ранее 10 дней, предусмотренных ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ для реализации права участников закупки на обжалование действий заказчика (организатора торгов).

Сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, является нарушением требований статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ, следовательно, заключение договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Закона № 135-ФЗ процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, МОУ «СОШ № 5» нарушены требования ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ и п. 19.6 Положения о закупке.

Сведения о заключении договора по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение поставки оборудования, проведение монтажных работ и запуск в эксплуатацию системы контроля и управления доступом (№ 57022008630180000010000) размещены МОУ «СОШ № 5» в реестре договоров ЕИС в сфере закупок 26.02.2018.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

Таким образом, сведения о заключенном МОУ «СОШ № 5» с ООО ССК «АЛЬТААЛЬЯНС» договоре (№ 57022008630180000010000) должны быть размещены не позднее 22.02.2018. Заказчиком указанные сведения внесены в реестр договоров с нарушением срока, предусмотренного ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ.

Изучив материалы дела, а также пояснения участвующих в деле лиц, руководствуясь ч. ч. 4, 17, 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 2-4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орион-Сервис» (ИНН: 7203381869) на действия заказчика – Муниципальное учреждение «Средняя школа № 5 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов» (ИНН: 7022008630) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение поставки оборудования, проведение монтажных работ и запуск в эксплуатацию системы контроля и управления доступом (Извещение № 31806034430) необоснованной.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 4, 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.