Решение по делу № 06-11/11-18

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
30.03.2018
Управление:
Томское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:
№ 06-11/11-18

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-11/11-18

 

Оглашена резолютивная часть 16 марта 2018 года

Изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года                                                          г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления,

членов комиссии: 

- Константинова Владимира Алексеевича, главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев материалы дела № 06-11/11-18 по признакам нарушения требований п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 (далее – Закон о рекламе) по факту распространения рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения, в отсутствии заявителей, представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП Андроновой, представителя заинтересованного лица – ООО «ЕЦИС ЖКХ», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили обращение граждан, в которых указывается на факты нарушения законодательства о рекламе, которые выразились в следующем.

Из заявлений следует, что по подъездам жилых домов распространялись листовки в виде повторных извещений «Единой городской службы по учету водоснабжения», «Городского Центра Учета Водопотребления», Единой службы «Водокоммуникации и работы с населением», «Единой городской службы по контролю учета  водоснабжения и водоотведения» с информацией о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды следующего содержания:

«Унифицированная форма № РЛ-12 Утверждена 28.12.2016 г № 1735 от 22.01.2018 Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. От 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ПОВТОРНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ за февраль. С вопросами обращаться по телефону: 8 (3822) 23-52-58 Номер ВРФ 14660387 дата 22.01.2018 ЕДИНАЯ ГОРОДСКАЯ СЛУЖБА ПО УЧЕТУ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Телефон: 8 (3822) 235258 Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (3822) 23-52-58. Работы по поверке будут проводиться с 22 января по 5 февраля 2018 года».

«Городской Центр Учета Водопотребления Извещение о проведении работ № 7426-48 Телефон горячей линии 8 (3822) 23-52-58 Номер ВРФ 30471149 02.2018 49’000’000’704 00’000’000’000 Период РРИМ: февраль 2018 года Код подразделения:2РО-П Повторное извещение Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ВНИМАНИЕ! Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (3822) 23-52-58. Работы по поверке будут проводиться с 26 февраля по 12 марта 2018 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж, а также несанкционированное вмешательство в работу приборов учета категорически запрещено!».

«Уведомление  Единой службы «Водокоммуникации и работы с населением» Адрес ТОМСК, ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Заявки принимаются по телефону 8 (3822) 23-52-58 С условиями оформления заявки ознакомлен и согласен Описание услуги: Индивидуальные приборы учета воды в Вашей квартире могут быть признаны непригодными к дальнейшему использованию в связи с не соблюдением Федерального закона Российской Федерации от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же  Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. На основании этого, городская ресурсно-снабжающая организация, может начислить плату за потребление воды по повышенному тарифу. Что бы не переплачивать за водоснабжение Вам необходимо в период с 12 февраля по 26 февраля обратиться в диспетчерскую службу вашего города по телефону 8 (3822) 23-52-58 и записаться на проведение работ по поверке приборов учета воды в Вашей квартире в соответствие с Федеральным законом № 102-ФЗ*. С 12 февраля по 26 февраля Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также нарушение на них пломб категорически запрещено! Телефон для справок: 8 (3822) 23-52-58 Дата печати: 09.02.2018 *Данное уведомление носит информационный характер. Все работы выполняет подрядная организация, назначаемая для каждого района города. Порядок работ разъясняется каждому абоненту индивидуально в момент обращения и после прибытия на место специалиста подрядной организации в случае необходимости проведения данных работ».

«Единая городская служба по контролю учета  водоснабжения и водоотведения Извещение № 1116 от 09.01.2018 Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. От 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Номер ВРФ 3689157 Код подразделения:2РО-П ПРРИМ: 01-2018 года январь 2018 тел.:8 (3822) 23-52-58 Унифицированная форма № РЛ-20.28.12.16-2РПО-П Утверждена 28.12.2016 г. Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а также в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (3822) 23-52-58. Работы по поверке будут проводиться с 9 января по 22 января 2018 года».

При этом в каждом отдельном случае текст рекламы дополнен таблицей с примерами расчета по нормативу за горячее и холодное водоснабжение с итоговой суммой начисления.

По мнению заявителей, указанная в извещении организация не относится к какой-либо городской службе, распространяемая информация недостоверна и нарушает требования законодательства о рекламе.

ООО «ЕЦИС ЖКХ» представило пояснения по настоящему делу, из которых следует, что общество осуществляет основную деятельность по предоставлению услуг центра обработки вызовов, а также услуг телефонных операторов и иных информационных услуг. Колл-центр принимает звонки, обрабатывает вызовы, по заказу клиентов доводит до позвонивших информацию, предоставленную клиентами (заказчиками услуг колл-центра). По заказу клиента проводят опросы по услугам и т.п. Между ООО «ЕЦИС ЖКХ» и ИП Андроновой заключен договор, согласно которому телефонный номер 8 (3822) 23-52-58 предоставлен в пользование индивидуальному предпринимателю. ООО «ЕЦИС ЖКХ» лишь обрабатывает вызов по алгоритму, предоставленному ИП Андроновой, для продвижения своей информации.

В письменных пояснениях на определение о возбуждении дела ИП Андронова пояснила, что телефонный номер 8 (3822) 23-52-58 был передан ООО «ЕЦИС ЖКХ» на основании договора № 145-1/2017 индивидуальному предпринимателю для использования и продвижения  собственных услуг в Томской области. На рекламных листовках действительно присутствует телефонный номер 8 (3822) 23-52-58, однако, по мнению ИП Андроновой, данный факт не свидетельствует о нарушении законодательства о рекламе. При этом ИП Андронова сообщила в письменных пояснениях о том, что распространяла указанные в определении листовки, но более данной деятельностью не занимается, деятельность в г. Томске прекратила. Кроме того, с 01.02.2018 ИП Андронова прекратила ведение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

По данному факту определением от 06.02.2018 возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения п. 20 ч.3, ч. 7 ст.5 Закона о рекламе.

Рассмотрев материалы дела, а также пояснения, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия считает установленным следующее.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услуге по проведению метрологической поверки приборов учета воды, формирование и поддержание к ней интереса и продвижение данной услуги на рынке. Таким образом, указанная информация обладает перечисленными в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе признаками, следовательно, является рекламой.

Таким образом, на содержание указанной информации распространяются требования Закона от рекламе.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама в форме (извещений) о необходимости проведения поверки приборов учета воды формирует представление об обязательности осуществления поверки приборов учета воды, обязывая воспользоваться данной услугой, содержит не соответствующие действительности сведения, а именно в извещениях указано, что предлагаемые услуги оказывает Единая городская служба по учету водоснабжения, Городской Центр Учета Водопотребления, Единая служба «Водокоммуникации и работы с населением», Единая городская служба по контролю учета  водоснабжения и водоотведения, однако указанных организаций в г. Томске не существует, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, согласно информации, представленной ПАО «Вымпелком», телефонный номер +7 (3822) 23-52-58, указанный в рассматриваемой рекламе по оказанию услуг по метрологической поверке приборов учета воды, зарегистрирован 13.04.2017 на юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Единый центр информационных систем ЖКХ» (ИНН/КПП:1001313209/100101001, ОГРН: 1161001059130). Следовательно, указанный в рассматриваемых извещениях телефонный номер +7 (3822) 23-52-58 какой-либо из указанных в рассматриваемой  организаций не принадлежит. Однако указанная в извещении информация не содержит сведений об организационно-правовой форме рекламодателя, адресе его местонахождения, также отсутствуют сведения о стоимости услуг и порядке их использования. При этом в рекламе присутствует пометка о том, что самостоятельный демонтаж, а также несанкционированное вмешательство в работу приборов учета категорически запрещено, что усиливает эффект, производимый на потребителей рекламы, с целью навязывания услуг по поверке приборов учета воды.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама в форме извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды размещена с нарушением требований п. 20 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с  п.4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. ч. 3, 7 ст. 5 вышеуказанного закона несет рекламодатель.

ООО «ЕЦИС ЖКХ» представлены письменные пояснения, согласно которым между обществом с ограниченной ответственностью «Единый центр информационных систем ЖКХ» (ИНН:1001313209, ОГРН: 1161001059130) и индивидуальным предпринимателем Андроновой заключен договор на оказание услуг центра обработки вызовов № 145-1/2017 от 01.04.2017. Согласно договору № 145-1/2017 от 01.04.2017 ООО «ЕЦИС ЖКХ» является исполнителем услуг по обработке телефонных вызовов, телефонных опросов, актуализации данных, телефонных презентаций товаров и услуг заказчика, вводу данных, аппаратно-программному и прочему техническому обеспечению указанной деятельности, а также передаче заказчику результатов обработки вызова, ИП Андронова – заказчиком. В силу приложения №2 к договору № 145-1/2017 от 01.04.2017 стороны пришли к соглашению об определении стоимости обработки исполнителем одного вызова, передачу результата одного вызова заказчику в размере 1 000 (одной тысячи) рублей. Согласно приложению № 4 договору № 145-1/2017 от 01.04.2017 заказчику предоставлен номер 23-52-58 Томск и область (Томская область) с 03.06.2017, указанный в рассматриваемой рекламе по оказанию услуг по метрологической поверке приборов учета воды.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Андронова.

Прекращение дела в отношении ИП Андроновой в связи с прекращением осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 №508, не предусмотрено.

Поскольку на заседании Комиссии подтверждений о прекращении распространения рассматриваемой рекламы не поступало, имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе, п. 37-п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую по почтовым ящикам жилых домов г. Томска в форме извещений «Единой городской службы по учету водоснабжения», «Городского Центра Учета Водопотребления», Единой службы «Водокоммуникации и работы с населением», «Единой городской службы по контролю учета  водоснабжения и водоотведения», поскольку в ней нарушены требования п. 20  ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Андроновой  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.