Решение по делу 06-11/28-18

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
06.06.2018
Управление:
Томское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-11/28-18

Оглашена резолютивная часть 25 мая 2018 года

Изготовлено в полном объеме 5 июня 2018 года                                                        г. Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя комиссии:

- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя управления,

членов комиссии: 

- Рыжковой Людмилы Михайловны, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев материалы дела № 06-11/28-18 по признакам нарушения требований п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 (далее – Закон о рекламе) по факту распространения недостоверной рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения, без участия заявителей, представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП Хомяка, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Томское УФАС России поступили обращения граждан, в которых указывается на факты нарушения законодательства о рекламе, выразившегося в следующем.

Из заявлений следует, что в жилых домах города Томска (пер. Островского, ул. Дальне-Ключевская, пр. Ленина) распространялись листовки в виде повторных извещений «Единой городской службы по учету водоснабжения» с информацией о необходимости проведения метрологической поверки следующего содержания: «Единая городская служба по учету водоснабжения» справочный телефон: 8 (3822) 30-24-88 Унифицированная форма № РП-15.28.12.16/2РО-П Утверждена 28.12.2016 ПОВТОРОНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ ПРРИМ 03-2018 Код подразделения 2РО-ПО Номер ВРФ 875253778 Период: март г. Томск ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а так же Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 г. № 354, индивидуальные приборы учеты воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление воды по общему нормативу, а так же в целях соблюдения требований Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8 (3822) 30-24-88. Работы по поверке будут проводиться с 01 марта по 31 марта 2018 года/с 12 марта по 12 апреля 2018 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а так же несанкционированное вмешательство в работу прибора КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!», текст рекламы дополнен таблицей с примерами расчета по нормативу за горячее и холодное водоснабжение с итоговой суммой начисления 3 914, 75 руб.

По мнению заявителей, указанная в извещении организация не относится к какой-либо городской службе, распространяемая информация недостоверна, вводит в заблуждение потребителей, в том числе пожилых людей,  воспринимающих ее как официальное извещение городских коммунальных служб о необходимости проведения поверки приборов учета воды.

По данному факту определением от 04.04.2018 возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, Комиссия считает установленным следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услуге по проведению метрологической поверки приборов учета воды, формирование и поддержание к ней интереса и продвижение данной услуги на рынке. Таким образом, указанная информация обладает перечисленными в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе признаками, следовательно, является рекламой. Объектом рекламирования указанной рекламы является организация, осуществляющая проведение метрологической поверки приборов учета воды, а именно «Единая городская служба по учету водоснабжения», а также оказываемые ею услуги.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама в форме (извещений) о необходимости проведения поверки приборов учета воды формирует представление об обязательности осуществления поверки приборов учета воды, обязывая воспользоваться данной услугой, содержит не соответствующие действительности сведения, а именно в извещениях указано, что предлагаемые услуги оказывает Единая городская служба по учету водоснабжения, однако указанной организации в г. Томске не существует, что вводит в заблуждение потребителей рекламы. Кроме того, согласно информации представленной ПАО «МТС» телефонный номер +7 (3822) 30-24-88, указанный в рассматриваемой рекламе по оказанию услуг по метрологической поверке приборов учета воды, зарегистрирован 05.05.2017 на индивидуального предпринимателя Хомяка , что подтверждается договором об оказании услуг связи № 170392559998,  согласно которому ПАО «МТС» – оператор, ИП Хомяк. является абонентом. Следовательно, указанный в рассматриваемых извещениях телефонный номер +7 (3822) 30-24-88 Единой городской службе по учету водоснабжения не принадлежит. Однако указанная в извещении информация не содержит сведений об организационно-правовой форме  рекламодателя, адресе его местонахождения, также отсутствуют сведения о стоимости услуги и порядке ее использования.

На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама в форме извещений с информацией о необходимости проведения метрологической поверки приборов учета воды размещена с нарушением требований п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с  п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 3, 7 ст. 5 вышеуказанного закона несет рекламодатель.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Хомяк .

Поскольку на заседании Комиссии подтверждений о прекращении распространения рассматриваемой рекламы не поступало, имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1, ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе, п. 37-п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую по почтовым ящикам жилых домов г. Томска в форме извещений «Единой городской службы по учету водоснабжения», поскольку в ней нарушены требования п. 20  ч. 3, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ИП Хомяку  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.