Решение и предписания по делу 06-11/97-17 о признании ненадлежащей рекламы КПКГ "Традиция"

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
13.12.2017
Управление:
Томское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

Оглашена резолютивная часть 01 декабря 2017 года

Изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года                                                                                                                                                                                                                      г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии: - Шевченко Владимир Иванович, руководитель управления,

Членов комиссии: Сакс Наталья Валентиновна, начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Мостовая Ксения Владимировна, специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев материалы дела № 06-11/97-17 по признакам нарушения требований ч.7 ст. 5, п.2 ч.2, ч.3 ст.28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения кредитным потребительским кооперативом граждан «Традиция» (ОГРН 1067024007951, ИНН 7024024148) (далее – КПКГ «Традиция») рекламы финансовых услуг в информационном издании «Реклама +ТВ» в Северске» от 25 октября 2017, без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КПКГ «Традиция»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был установлен факт распространения на 1 странице информационного издания «Реклама+ТВ в Северске» от 25 октября 2017 рекламы КПКГ «Традиция», которая привлекает внимание к деятельности кооператива, услугам по выдаче потребительских займов с указанием условий выдачи «от 0,09% в день на остаток основной суммы, на срок до 12 месяцев», услугам по приему сбережений от граждан под 13% годовых на 12 месяцев.

По данному факту определением от 26.10.2017 в отношении КПКГ «Традиция»  возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Определением от 14.11.2017 к участию в дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Сакрум».

Лицами, участвующими в деле, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к кредитному потребительскому кооперативу, предлагаемым услугам, то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в пункте 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ, следовательно, является рекламой.

КПКГ «Традиция» зарегистрирован в качестве юридического лица (Свидетельство о государственной регистрации от 28.03.2006 серия 70 №000860259) и осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Деятельность КПКГ «Традиция» регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Из пп. 2, 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» следует, что кредитный потребительский кооператив – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков); кредитный потребительский кооператив граждан – кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Кредитный потребительский кооператив, в силу пункта 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

Реклама финансовых услуг подчинена требованиям статьи 28 Закона о рекламе.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий ( пункт 2 части 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе»).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Федерального закона « О рекламе»).

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

Таким образом, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Объем и способ доведения до потребителей условий предоставления займа должны быть такими, чтобы они воспринимались обычным потребителем достаточно ясно и понятно, позволяющими ему при ознакомлении с текстом рекламы иметь возможность правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой услуги.

Из рассматриваемой рекламы следует, что КПКГ «Традиция» выдает потребительские займы (в т.ч. пенсионерам) от 0,09% в день на остаток основной суммы, на срок до 12 месяцев, разным категориям граждан по их доходам.

При этом в рекламе при указании одного из условий, влияющего на стоимость займа, не содержатся условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, в частности, не указана сумма займа, процентная ставка в процентах годовых.

Таким образом, в рекламе кооператива отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Отсутствие в рекламе части существенной информации искажает смысл информации, вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно условий рекламируемых услуг.

Кроме того, из Положения о порядке предоставления займов членам кредитного потребительского кооператива граждан «Традиция», утвержденного решением Общего собрания членов КПКГ «Традиция» от 23.07.2010 следует, что займы, предоставляемые членам кооператива, обеспечиваются: - поручительством одного (двух) или трех членов кооператива. Количество поручителей по каждому заявлению о выдаче займа, определяется Комитетом по займам; - залоговым взносом заемщика в размере 20% от суммы займа указанной в заявлении на заем. Данные средства являются для члена кооператива возвратными. Возвращаются кооперативом члену кооператива (заемщику) в день оплаты последнего взноса в погашение займа.

Указанная информация об условиях выдачи займов также является существенной, ее отсутствие искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребители рекламы.

В силу ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемой рекламе, опубликованной в издании «Реклама+ТВ в Северске» от 25 октября 2017, нарушения ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона «О рекламе», в силу п.4 ст.3 указанного закона реклама является ненадлежащей.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является КПКГ «Традиция», рекламораспространителем ООО «Сакрум», что подтверждается договором на оказание рекламно-информационных услуг от 02.10.2017 №02-10/17, счетом от 02.10.2017 №18, квитанцией №18 от 02.10.2017, письменными пояснениями лиц, участвующих в деле.

            Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение указанных требований закона ответственность несет рекламодатель.

            Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частью  2  пункта  1  статьи  33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1.         Признать ненадлежащей рекламу КПКГ «Традиция» (ОГРН 1067024007951, ИНН 7024024148), размещенную в печатном издании «Реклама+ТВ в Северске» 25 октября 2017г., поскольку в ней нарушены требования  ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2.         Выдать предписание КПКГ «Традиция» о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.         Не выдавать предписание ООО «Сакрум» о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4.         Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             В.И. Шевченко

Члены Комиссии                                                                                                     Н.В. Сакс                   

                                                                                                                      К.М. Мостовая

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе по делу №06-11/97-17

12 декабря  2017г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     г.Томск

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии: Н.В. Сакс — начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; К.В. Мостовая – специалист - эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, на основании своего решения от 12 декабря 2017г. по делу №06-11/97-17 о признании ненадлежащей рекламы, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Традиция»  в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», а именно, прекратить распространение ненадлежащей рекламы услуг по выдаче займов без указания всех условий, определяющих полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, а также без указания существенной информации об условиях выдачи займов.

2. КПКГ «Традиция» представить в Томское УФАС России письменные доказательства исполнения п.1 настоящего предписания  в десятидневный срок  со дня получения настоящего предписания.

            В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Томское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

            Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                            В.И. Шевченко

Члены Комиссии                                                                                                                 Н.В. Сакс

                                                                                                                                    К.В. Мостовая