Решение б/н Решение Арбитражного Суда по Томской Области № А67-1964/2012... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Томск                                                                                           Дело № А67-1964/2012

 

14.05.2012г. (полный текст решения) 

11.05.2012г. (резолютивная часть решения)

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Гелбутовского В.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Замуло А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Общества с

ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж-ХХ1 век" ИНН  7017059767,

ОГРН 1027000872194 (далее по тексту: «Заявитель», «Общество»)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области ИНН

7019027633, ОГРН   1027000886384 (далее по тексту: «Ответчик», административный

орган», «УФАС по Томской области»)

о признании  недействительным решения Комиссии Управления Федеральной

антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения

заказов (комиссия Томского УФАС России) по делу № 03-10/01-12 от 16.01.2012 года,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на

предмет спора  - Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный

университет систем управления и радиоэлектроники» (далее по тексту: ФГБОУ ВПО

«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»,

«ФГБОУ ВПО ТУСУР»).

ПРИ УЧАСТИИ В  ЗАСЕДАНИИ:

от Заявителя: Грезина (доверенность от 31.12.2011г.);

от Ответчика: Ураева П.Р. (доверенность от 22.02.2012г.);

от ФГБОУ ВПО ТУСУР: Моисеев А.А. (доверенность от 22.03.2012г.).

УСТАНОВИЛ:

         ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании  недействительным решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов  по делу №03-10/01-12 от 16.01.2012 года, в соответствии с которым  признана необоснованной жалоба Общества на действия государственного заказчика  - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций (извещение №0365100000811000852). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования на предмет спора, привлечено  ФГБОУ ВПО  «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники». 2 Представитель  ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях по делу, в частности, указала, что  УФАС по Томской области при рассмотрении  жалобы на действия ФГБОУ ВПО  «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» неверно трактовало положение ч.2 ст.41.5 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,  применительно  исчисления  срока размещения извещения  о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, в связи с чем, последним не была дана правильная правовая оценка действиям заказчика – ФГБОУ ВПО ТУСУР при размещении заказа о проведении открытого аукциона в электронной форме.          Как следует из фактических обстоятельств дела, срок подачи заявок заказчиком - ФГБОУ ВПО ТУСУР был установлен с 30.12.2011г. по 10.01.2012г. и включал в себя единственный рабочий день  – день выставления извещения на сайте ЭТП ОАО «Сбербанк-АСТ»  - 30.12.2011г., что, по мнению представителя Заявителя, является безусловным нарушением требований ч.2 ст.41.5 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ, а также прав и законных интересов ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век". Представитель УФАС по Томской области требования  представителя Общества не признала по основаниям, изложенным в отзыве по делу, отметила в том числе, что решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов по делу №03-10/01-12 от 16.01.2012 года вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе  Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ, с учетом всех фактических обстоятельств, является законным и обоснованным. Представитель  ФГБОУ ВПО  «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» настаивал на отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу, в том числе пояснил, что ФГБОУ ВПО ТУСУР действовало в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку, в соответствии с условиями аукционной документации, аукцион должен был проводится на электронной торговой площадке ОАО «Сбербанк-АСТ» на сайте www.sberbank-ast.ru, информация об аукционе была размещена на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа Российской Федерации (сайт МЭР России ФАС), сама специфика  работы которого основана на размещении заказов в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ, №135-ФЗ, при определении срока подачи заявок на участие в аукционе  законодатель подразумевает именно календарные дни, так как в случае применения иных дней (рабочих, выходных) делается соответствующие указание, что подтверждается  ч.1 ст.45 и ч.3 ст.41.10 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ. На основании вышеизложенного, по мнению представителя ФГБОУ ВПО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» заявленные требования удовлетворению  не подлежат. Как следует из материалов дела,  ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" зарегистрировано в качестве  юридического лица  ИФНС России по г.Томску 15.10.2002г., внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1027000872194, (ИНН 7017059767). В связи нарушением, по мнению Заявителя,  со стороны  ФГБОУ ВПО ТУСУР законодательства в сфере размещения заказов,  выразившимся в  установлении заказчиком срока для подачи заявок на участие в аукционе с 14-08 ч. 30 декабря 2011г. по 09-00 ч. 10 января 2012г., включающим в себя, с учетом праздничных и выходных 3 дней, единственный рабочий день,  что  не позволило Обществу своевременно  подать заявку для участия в открытом аукционе,  ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" обратилось в Томское УФАС России с жалобой (вх.№18 от 10.01.2012г.) на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций.          16.01.2012 года, после проведенной проверки, антимонопольным органом  было вынесено решение по делу  №03-10/01-12,  согласно которому жалоба Общества на действия государственного заказчика  - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения  высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной  форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций  (извещение №0365100000811000852) признана необоснованной.          ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" не согласившись с данным решением УФАС по Томской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ). Таким образом, для признания недействительным ненормативного  правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.  Суд считает, что в ходе судебного разбирательства, факт несоответствия  оспариваемого акта - решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, вынесенного Комиссией по контролю в сфере размещения заказов,  по делу №03-10/01-12 от 16.01.2012 года, требованиям действующего, в том числе Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту: «Федеральный закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ»), подтверждения не нашел, при этом исходит из следующего. Согласно п.1 ст.60 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ, после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, 4 специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии и принятия ее к рассмотрению, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, в случае проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа уведомления о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают участнику размещения заказа, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, специализированную организацию, конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы. По результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 ст.17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной (п.6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ). В соответствии  с  п.3.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом  ФАС России от 14.11.2007г. №379 (далее по тексту: «Регламент»),  выполнение административных процедур, указанных в  пункте 3.1.2  Регламента, осуществляется Комиссией по контролю в сфере размещения заказа (Комиссией по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов), формируемой приказом ФАС России (территориального органа). Согласно п.3.32. Регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. При принятии решения учитываются все обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения проверки. Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, рассматриваются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, в лице специально формируемой комиссии - комиссией по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов, по результатом рассмотрения жалобы, которая принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, либо о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной. Принимая во внимание то обстоятельство, что факт соблюдения УФАС по Томской  области процедуры рассмотрения жалобы на действия заказчика, предусмотренной действующим законодательством: Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также 5 Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд, подтверждается материалами дела, представителем Общества в ходе судебного разбирательства не оспаривался, что оспариваемый акт  - решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, вынесенное в лице Комиссии по контролю в сфере размещения заказов,  по делу №03-10/01-12 от 16.01.2012 года по своему содержанию соответствует требованиям п.3.33 Регламента, в том числе содержит правовую  оценку действиям заказчика  – ФГБОУ ВПО ТУСУР при размещении заказа о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций (извещение №0365100000811000852), суд считает необоснованным довод представителя Заявителя о несоответствии оспариваемого акта административного органа требованиям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ. Не принимается судом и довод представителя  ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век", в обоснование заявленных требований, на факт нарушения  заказчиком – ФГБОУ ВПО ТУСУР при размещении заказа о проведении открытого аукциона в электронной форме, требований ч.2 ст.41.5 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ. Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 3.1 (ст.41.1  - 41.12) Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ. Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети  "Интернет" в порядке, установленном настоящей главой. Под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном  порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (ч.1, 2 ст.41.1 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ). Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч.1, 2 ст. 41.5 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ). 6 Из вышеизложенного следует, что законодательно закреплены сроки размещения на официальном сайте извещений о проведении открытого аукциона в электронной форме, соблюдение которых является обязательным для его участников: заказчика, уполномоченного органа либо специализированной организации, при этом следует отметить, что срок, в данном случае, исчисляется  в  календарных днях, поскольку в случае применения иных дней (рабочих, выходных) в Законе делается соответствующее указание, что подтверждается  положениями  ч.1 ст.45 и ч.3 ст.41.10 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ. Как следует из материалов дела Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций №0365100000811000852  было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов  и на сайте электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru 30 декабря 2011г. Датой окончания  срока подачи заявок на участие в открытом аукционе  в электронной форме установлено 10 января 2012г. в 09 часов 00 минут. Таким образом, срок между датой публикации извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте – 30.12.2011г. и датой окончания  срока подачи заявок на участие в открытом аукционе  в электронной форме – 10.01.2012г. составлял полных 10 календарных дней, что свидетельствует о соблюдении заказчиком – ФГБОУ ВПО ТУСУР при размещении заказа о проведении открытого аукциона в электронной форме, требований ч.2 ст.41.5 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ. С учетом изложенного,  правовых  оснований для вынесения Ответчиком, в лице Комиссии по контролю в сфере размещения заказов, решения о признании жалобы ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" обоснованной и о выдаче соответствующего предписания, предусмотренного ч.9 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ, не имелось. В связи с тем, что оспариваемый акт УФАС по Томской области вынесен в соответствии с требованием действующего законодательства, оснований для признания его нарушающим права и законные интересы Общества, у суда также не имеется. Кроме того, суд отмечает, что в  соответствии с информационным письмом Службы технической поддержки Электронной торговой площадки «Сбербанк-АСТ» в период с 01.01.2012г. по 09.01.2012г. электронная площадка «Сбербанк-АСТ» работала круглосуточно без выходных, в автоматическом режиме, все операции по направлению и получению документов посредством штатного интерфейса площадки, в данный период, были доступны в личных кабинетах пользователей, т.е. ЭТП «Сбербанк-АСТ» в указанный период осуществлял свою деятельность по приему заявок участников размещения заказа на участие в аукционе без каких-либо ограничений, что подтверждается  фактом поступления заявки от ООО «ТехИнстал». Суд также отмечает, что  ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" имело реальную возможность своевременно подать заявку на участие в открытом аукционе  в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций  (Извещение №0365100000811000852), так как:  - являясь постоянным участником открытых аукционов, проводимых в электронной форме, владело полной информацией о порядке их проведения, включая процедуру подачи заявки на участие в открытом аукционе  в электронной форме с обеспечением ее (заявки), в установленном размере;7 - Обществу было заранее известно о предстоящем размещении заказа, поскольку договор на обслуживание  трансформаторных подстанций,  ранее  заключенный между Заявителем и  ФГБОУ ВПО ТУСУР, заканчивался в 1 квартале 2012г. В  соответствии со ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная деятельность,  осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. С учетом  изложенного, по мнению суда, ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" на свой риск, не предприняло всех необходимых мер (в том числе путем: резервирования денежных средств на счете для проведения операций по обеспечению заявки на участие в открытых аукционов, проводимых в электронной форме либо путем перечисления необходимой денежной суммы через иные банки, осуществляющие деятельность в выходные дни и т.д.), для своевременной подачи заявки на участие в открытом аукционе  в электронной  форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию трансформаторных подстанций (Извещение №0365100000811000852).          Доказательств, свидетельствующих об обратном, представителем  ООО "Электросибмонтаж-ХХ1 век" в материалы дела не представлено, данный факт судом считается недоказанным. Исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст.162 АПК РФ и оценивая их во взаимосвязи и в совокупности,  с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что    решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, вынесенное Комиссией по контролю в сфере размещения заказов,  по делу №03-10/01-12 от 16.01.2012 года, отвечает положениям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов  Общества с ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж-ХХ1 век". В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований  Общества с ограниченной ответственностью "Электросибмонтаж-ХХ1 век" о признании  недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, вынесенное Комиссией по контролю в сфере размещения заказов,  по делу №03-10/01-12 от 16.01.2012 года, проверенного на соответствие  Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отказать. Решение может быть обжаловано в месячный срок  в Седьмой арбитражный апелляционный суд

 

 

          Судья                                                                                                                                                   В.И. Гелбутовский.

Связанные организации

Связанные организации не указаны