Решение №ЕП/4994 Решение по делу № 06-10/73-18 от 9 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-10/73-18

3 августа 2018 года                                                                                                       город Томск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия, Комиссия Томского УФАС России) в составе:

Председателя комиссии:

Бутенко Игоря Васильевича, врио руководителя управления;

членов комиссии: 

- Гуреевой Юлии Алексеевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

- Пятериковой Евгении Андреевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев дело № 06-10/73-18, возбужденное по жалобе ООО «Сорнет» (вх. № 4849 от 25.07.2018) на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора и положения документации (Извещение № 270618/2724524/01), в присутствии представителя ООО «Сорнет» – С. (доверенность), представителей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области – В. (доверенность), П. (доверенность), К. (доверенность),

УСТАНОВИЛА:

25 июля 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба ООО «Сорнет» (вх. № 4849 от 25.07.2018) на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора и положения документации (Извещение № 270618/2724524/01).

Из жалобы следует, что при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организатором торгов в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» утверждена документация, не соответствующая требованиям пп. «и», «м», «л» п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку конкурсная документация не содержит значения величин, которые должны приниматься за основу при расчете единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения. Таким образом, расчет максимальной приведенной стоимости услуги регионального оператора не обоснован, произведен без учета расходов на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне в д. Нелюбино. В полном объеме доводы заявителя изложены в жалобе.

Представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области не согласились с доводами заявителя, указав на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы ООО «Сорнет», пояснив, что сведения, предусмотренные пп. «и», «м», «л» п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила), содержатся в документации в полном объеме. Кроме того, максимальный размер приведенной стоимости определен исходя из данных, существовавших на момент утверждения документации об отборе. Согласно приказу Росприроднадзора от 31.03.2015 № 272 эксплуатирующей организаций на полигоне ТБО в с. Нелюбино является ООО «ЭКМО». Тариф на захоронение ТКО для ООО «ЭКМО» установлен приказом Департамента тарифного регулирования №7-657/9(103) от 10.07.2018, период действия тарифа с 11.07.2018 по 31.12.2018. Таким образом, на момент утверждения документации об отборе тарифа для данной организации не существовало. Тарифы на захоронение ТКО для УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» и ООО «ЭКМО» установлены в фиксированной величине и на единицу объема либо массы ТКО, указанной в соответствующем приказе Департамента тарифного регулирования Томской области, иных тарифов (указанных в жалобе ООО «Сорнет») регулирующий орган не устанавливал. Указание в конкурсной документации иных единиц измерения, пересчитанных на эту единицу измерения тарифов, противоречит п. 96 Методических указаний. Так же представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области сообщили о том, что ООО «Сорнет» не подавало заявку на участие в конкурсе на присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны деятельности регионального оператора. В полном объеме доводы представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области изложены в пояснениях и дополнительных пояснениях по жалобе.

Комиссия, заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения сторон, установила следующее:

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции). Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции (ч. ч. 2, 4, 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов  на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 устанавливает порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе. Пунктом 10 Правил установлено, что организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.

На основании ст. 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

В силу ч.1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области является уполномоченным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.

20 февраля 2017 года приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области № 33 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 10 Правил организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе.

На основании п. 11 Правил документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.

27 июня 2018 года на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовано извещение и документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора и положения документации (Извещение № 270618/2724524/01) сроком на 10 лет.

В соответствии с извещением № 270618/2724524/01 о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора и положения документации установлена дата и время окончания подачи заявок 18.07.2018 11:00.

Согласно пп. «и», «л», «м» п. 12 Правил документация об отборе содержит:

и) критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором;

л) информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов;

м) информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

  В соответствии с п. 1.5 документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее – документация) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Томской области.

В п. 1.6 документации указана ссылка на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, размещенной на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области https://depnature.tomsk.gov.ru. Кроме того, ссылка на источник опубликования территориальной схемы https://depnature.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/26099 содержится  в извещении, размещенном на сайте www.torgi.gov.ru.

Таким образом, территориальная схема является неотъемлемой частью документации конкурсного отбора.

Комиссия антимонопольного органа, изучив извещение и документацию о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора, установила следующее.

В соответствии с п. 20-21 Правил критериями оценки и сопоставления заявок являются: а) приведенная стоимость услуги регионального оператора; б) качество услуги регионального оператора. Критериями качества услуги регионального оператора являются: а) критерий надежности - количество допустимых нарушений графика вывоза твердых коммунальных отходов из мест сбора и накопления в год; б) критерий оперативности - срок рассмотрения обращений потребителей услуги регионального оператора; в) критерий открытости - наличие сайта регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с возможностью обмена информацией с потребителями услуги посредством электронной почты; г) критерий исполнительности - срок возмещения убытков потребителям услуги при несоблюдении региональным оператором обязательств, предусмотренных нормативными правовыми актами и соглашением.

Таким образом, сведения, предусмотренные пп. «и» п. 12 Правил, содержат иные показатели, к которым не относится приведенная стоимость услуги регионального оператора.

Комиссией Томского УФАС России установлено, что сведения, предусмотренные пп. «и» п. 12 Правил содержатся в разделе 8 документации конкурсного отбора, что свидетельствует о соблюдении организатором отбора данной части требований.

Особенности расчета единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами определены Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Правилами регулирования тарифов).

Расчет размера необходимой валовой выручки, предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация тарифов осуществляются в соответствии с Методическим указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 (далее – Методические указания).

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Документация об отборе утверждена распоряжением Департамента от 27.06.2018 № 112. Департаментом при содействии Департамента тарифного регулирования Томской области, исходя из требований Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитан максимальный размер приведенной стоимости.

Согласно приказу Росприроднадзора от 31.03.2015 № 272 эксплуатирующей организаций на полигоне ТБО в д. Нелюбино является ООО «ЭКМО». Тариф на захоронение ТКО для ООО «ЭКМО», установлен приказом Департамента тарифного регулирования №7-657/9(103) от 10.07.2018, период действия тарифа с 11.07.2018 по 31.12.2018.

Таким образом, на момент утверждения документации об отборе тарифа для ООО «ЭКМО» не существовало, следовательно, данные сведения не могли быть включены в документацию конкурсного отбора.

Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора в седьмой зоне деятельности произведен в соответствии с п. 92 Правил регулирования тарифов и п. 96 Методических указаний, при этом организатором конкурсного отбора учтены тарифы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленные на момент утверждения конкурсной документации.

Вместе с тем, как следует из материалов настоящего дела, сведения, предусмотренные пп. «л» п. 12 Правил, а именно информация о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора содержатся в Приложении № 2 к документации об отборе.

В Приложении № 2 к документации об отборе содержится ссылка на тариф оператора по обращению с отходами (УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», вид деятельности - захоронение ТКО), установленный согласно Приказу Департамента тарифного регулирования от 29.11.2017 № 7-657/9(424). Тариф оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является единственным установленным уполномоченным органом тарифного регулирования на всей территории седьмой зоны деятельности регионального оператора на дату утверждения  документации об отборе и распространяет действие и применим в период установленного в документации об отборе срока действия соглашения с региональным оператором. Тариф УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» установлен на 2019, 2020 годы.

Тариф ООО «ЭКМО» в сфере захоронения твердых коммунальных отходов на полигоне, расположенном по адресу: Томская область, Томский район, 2,5 км. к юго-востоку от д. Нелюбино  в размере 217 руб./м.куб. не мог быть использован и указан в документации об отборе по причине его отсутствия на дату утверждения документации об отборе, органом тарифного регулирования данный тариф утвержден 10.07.2018.

Таким образом, сведения от тарифах на услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории седьмой зоны указаны в полном объеме в таблице приложения 2 к документации об отборе, поскольку тариф оператора  по обращению с отходами (УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»,), установленный согласно Приказу Департамента тарифного регулирования от 29.11.2017 № 7-657/9(424), являлся единственным тарифом оператора по обращению с отходами, установленным уполномоченным органом тарифного регулирования на всей территории седьмой зоны деятельности регионального оператора на дату утверждения документации.

В соответствии с пунктом 8.2 документации об отборе порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимая величина приведена в приложении № 2 документации об отборе.

Согласно приложению № 2 к документации об отборе порядок расчета приведенной стоимости услуги Регионального оператора определяется Правилами регулирования тарифов и Методическими указаниями.

Значение приведенной стоимости услуги Регионального оператора рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус на период с 2019 по 2028 гг., приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен) по формулам, изложенным в Методических указаниях.

Для расчета максимальной приведенной стоимости услуги Регионального оператора, прогнозных уровней тарифов организаций, оказывающих услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на территории Томской области на период 2019 – 2028 гг., применяется индекс потребительских цен 104,0%, норма доходности инвестированного капитала – 13,21% (Приказ ФАС России от 25.12.2017 № 1768/17 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 году»).

Указанное значение индекса потребительских цен участникам конкурсного отбора необходимо использовать для составления расчета приведенной стоимости услуги Регионального оператора. Максимальное значение приведенной стоимости услуги Регионального оператора на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора на период 2019 – 2028 гг. составляет 3 808 909 290,70 руб. (три миллиарда восемьсот восемь миллионов девятьсот девять тысяч двести девяносто рублей семьдесят копеек) (с учетом НДС).

Таким образом, информация о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимая величина (подпункт «м» п.12 Правил) содержатся в документации об отборе.

На основании вышеуказанного, доводы ООО «Сорнет» о несоответствии документации об отборе требованиям  пп. «и», «м», «л» п. 12 Правил не нашли своего подтверждения.

Доводы заявителя относительно неверного расчета максимальной приведенной стоимости услуги регионального оператора Комиссией Томского УФАС России не могут быть оценены в рамках рассмотрения настоящей жалобы в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку такая оценка не входит в полномочия антимонопольного органа.

При этом Комиссия считает необходимым учесть следующее. Заявку на участие в конкурсном отборе ООО «Сорнет» не подавало (на момент рассмотрения дела соответствующее подтверждение отсутствовало), доказательств, свидетельствующих о нарушении прав заявителя, не представило, кроме того, заявителем в своей жалобе не указано, каким образом нарушены права и законные интересы общества. Соответственно, жалоба заявителя не обоснована и удовлетворению не подлежит.

 Таким образом, Комиссией Томского УФАС России нарушений организатором торгов – Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора, а также порядка проведения и организации конкурсного отбора не выявлено.

Поскольку конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора (Извещение № 270618/2724524/01) приостановлен 12.07.2018 в соответствии с уведомлением ЕП/4442 от 12.07.2018 о принятии к рассмотрению жалобы ООО «САТП № 1412», т.е. до момента окончания срока подачи заявок (18.07.2018), и не возобновлялся в связи с поступлением жалобы ООО «Сорнет», проведение рассматриваемого конкурсного отбора подлежит возобновлению, а срок подачи – продлению с учетом оставшегося периода приема заявок с 12.07.18 по 18.07.18, т.е. на семь дней.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Сорнет» (вх. № 4849 от 25.07.2018) на действия организатора торгов – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора и положения документации (Извещение № 270618/2724524/01) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном ч.23 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны