Решение №КМ/8698 Определение о прекращении производства по делу №06-11/100-17 от 6 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу №06-11/100-17 по признакам
нарушения законодательства о рекламе
29 ноября 2017г. г. Томск
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии: |
- Шевченко В. И., руководитель управления, |
Членов комиссии: |
- Пятерикова Е. А., специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, -Мостовая К. В., специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, |
рассмотрев материалы дела № 06-11/100-17 по признакам нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения Кредитным потребительским кооперативом граждан «Резерв» (ОГРН: 1057000429870; ИНН: 7011005074; ул. Пушкина, д. 27 Г, г. Томск, 634003) (далее – КПКГ «Резерв») рекламы финансовых услуг, с участием представителя КПКГ «Резерв» – Б. (Доверенность от 14.11.2017 №б/н),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области был установлен факт распространения в информационном издании «НВ плюс» №40 (301)|6 октября 2017 рекламы КПКГ «Резерв» следующего содержания: «АКЦИЯ. Снижение ставок пенсионерам. Весь октябрь. От 12% годовых, до 54 месяцев, до 400 000 рублей, 0,5 % от суммы займа ежемесячный членский взнос в фонд обеспечения деятельности кооператива, 3% единовременный членский взнос в фонд обеспечения деятельности кооператива, 1% единовременный членский взнос в резервный фонд. Услуги предоставляются лицам, вступившим в кооператив (паевый взнос 100 рублей, при выходе из кооператива возвращается). КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ГРАЖДАН «РЕЗЕРВ», ИНН 7011005074, ОГРН 1057000429870», – с указанием адреса сайта кооператива.
По данному факту определением от 30.10.2017 в отношении КПКГ «Резерв» возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
На заседании комиссии, а так же в письменных пояснениях на определение, представитель КПКГ «Резерв» нарушения не признала, пояснив, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Сведения, опубликованные в рассматриваемом рекламном сообщении, приведены полностью и в соответствии с имеющимися условиями предоставления займа КПКГ «Резерв». В процессе изготовления макета данной рекламы произошла опечатка, ставка по пенсионному виду займа является фиксированной и составляет 12%.
Подробно доводы КПКГ «Резерв» изложены в письменных пояснениях (вх.№7168 от 15.11.2017).
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц – потенциальным читателям информационного издания «НВ плюс» (№40 (301)|6 октября 2017), направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (КПКГ «Резерв», а также оказываемым услугам), что формирует и поддерживает интерес к ним, следовательно, является рекламой КПКГ «Резерв», а также оказываемых им услуг.
Соответственно, рассматриваемая информация является рекламой, на нее распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Реклама КПКГ «Резерв» размещена в информационном издании «НВ плюс» №40 (301)|6 октября на основании заключенного между КПКГ «Резерв» и ИП К. договора от 11.01.2016 №5 о размещении рекламы в газете. Оплата оказанных услуг подтверждена платежными документами (платежное поручение от 02.10.2017 №2102).
Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещенной в информационном издании «НВ плюс» №40 (301)|6 октября, является КПКГ «Резерв» (ОГРН: 1057000429870; ИНН: 7011005074; ул. Пушкина, д. 27 Г, г. Томск, 634003).
Статья 5 Закона о рекламе устанавливает общие требования к рекламе: реклама должна быть добросовестной и достоверной.
В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Под товаром в смысле п. 3 ст. 3 Закона о рекламе понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В случае если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).
Как следует из материалов дела, КПКГ «Резерв» зарегистрирован в качестве юридического лица (Свидетельство о государственной регистрации от 18.07.2005 серия <...> и осуществляет свою деятельность на основании Устава.
Деятельность КПКГ «Резерв» регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Из пп. 2, 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» следует, что кредитный потребительский кооператив – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков); кредитный потребительский кооператив граждан – кредитный кооператив, членами которого являются исключительно физические лица.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе потребительский кооператив.
Таким образом, из содержания определений финансовой услуги и финансовой организации следует, что предоставление кредитным потребительским кооперативом граждан, в том числе пайщикам (членам кооператива), услуг займа, является финансовой услугой, реклама которой должна соответствовать требованиям Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, следующие платежи заемщика: по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа) (п. 1); по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа) (п. 2); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей (п. 3); плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа) (п. 4); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом (п. 5); сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником (п. 6); сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей (п. 7).
В рекламе КПКГ «Резерв» указаны условия предоставления пенсионного вида займа: «АКЦИЯ. Снижение ставок пенсионерам. Весь октябрь. От 12% годовых, до 54 месяцев, до 400 000 рублей».
Положение о порядке предоставления займов пайщикам кредитного потребительского кооператива граждан «Резерв» (с изменениями от 30.09.2017 №59), утвержденного Решением Общего собрания членов КПКГ «Резерв» (протокол от 26.05.2017 №б/н) (далее – Порядок выдачи займов), содержит два вида заемного продукта для пенсионеров с условием страхования рисков невозврата займов по случаю смерти или нетрудоспособности заемщика и без содержания такого условия. В обоих случаях заем выдается на сумму до 400 000 рублей на срок до 54 месяцев, процентная ставка является фиксированной 12% в год с остатка от суммы займа.
Из Положения о порядке выдачи займов следует, что значения минимального срока возврата и суммы предоставляемого займа отсутствуют. Согласно пояснениям представителя КПКГ «Резерв» эти значения могут быть любыми.
Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о наличии в рекламе всех существенных условий предоставления займа, определяющих полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В ходе рассмотрения дела признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу №06-11/100-17 прекратить в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.