Решение №КМ/8706 Решение по делу №06-11/101-17 от 6 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-11/101-17

 

Оглашена резолютивная часть 16 ноября 2017 года

Изготовлено в полном объеме 29 ноября 2017 года                                                       г. Томск

 

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

- Шевченко В. И., руководитель управления,

Членов комиссии: 

- Сакс Н. В., начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

- Пятерикова Е. А., специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

-Мостовая К. В., специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования,

рассмотрев материалы дела № 06-11/101-17 по признакам нарушения требований ч. 7 ст. 5, чч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Невада» (ОГРН 11570170122899; ИНН 7017381460, г. Томск, пр. Мира, 52а, оф. 406, 634057) (далее – ООО «МКК Невада») рекламы финансовых услуг, с участием директора ООО «МКК Невада» (Протокол общего собрания участников от 19.09.2017 №5), без участия Заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление гражданина (вх.№6750 от 25.10.2017) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые выразились в следующем.

В г. Томске в начале октября по адресу: ул. Павла Нарановича,1а через почтовые ящики распространена рекламная листовка «автозаймы НеваДа», которая содержит предложение оказания финансовых услуг: «Займы на любые цели! От 20 000 до 500 000 рублей под залог автомобилей и недвижимости! Автомобиль остается у вас!» с указанием номера телефона и адреса организации.

По данному факту определением от 30.10.2017 в отношении ООО «МКК Невада»  возбуждено производство по настоящему делу по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

На заседании комиссии, а так же в письменных пояснениях на определение, директор ООО «МКК Невада» пояснил, что ООО «МКК Невада» не изготовляло рекламные листовки с предложением  предоставления финансовых услуг, явившиеся предметом рассмотрения данного дела, и не распространяло через почтовые ящики граждан. Договоры на изготовление данной рекламы не заключались, оплата не производилась. В результате служебного расследования установлено, что специалист по выдаче займов Л. по своей инициативе изготовила и распространила рекламные листовки по адресу: г. Томск, ул. Павла Нарановича, 1а, а также в двух близлежащих домах, – с целью привлечения клиентов и получения квартальной премии.

Подробно доводы ООО «МКК Невада» изложены в письменных пояснениях (вх.№7030 от 09.11.2017). 

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему.

В г. Томске в начале октября по адресу: ул. Павла Нарановича,1а через почтовые ящики распространена рекламная листовка «автозаймы НеваДа», которая содержит предложение оказания финансовых услуг: «Займы на любые цели! От 20 000 до 500 000 рублей под залог автомобилей и недвижимости! Автомобиль остается у вас!» с указанием номера телефона и адреса организации.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация в виде текста вышеизложенного содержания, распространенная через почтовые ящики в начале октября по адресу: г. Томск, ул. Павла Нарановича,1а, является рекламой, поскольку отвечает требованиям п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Объектом рекламирования в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе является финансовая услуга по предоставлению займов, оказываемая ООО «МКК Невада».

Таким образом, требования Закона о рекламе распространяются на содержание указанных рекламных листовок ООО «МКК Невада».

Согласно пояснениям ООО «МКК Невада» специалист по выдаче займов Л. изготовила рекламные листовки по личной инициативе с целью привлечения большего количества клиентов и получения квартальной премии в случае выполнении плана компании по выдаче займов. Макет рекламы выполнен ее знакомым дизайнером, соответственно, договор на изготовление рекламной листовки, а также копии документов, подтверждающие факт оплаты данных работ, отсутствуют.

Таким образом, специалист по выдаче займов Л., действуя от имени КПКГ «Резерв»,  изготовила и распространила рекламные листовки следующего содержания: «автозаймы НеваДа. Займы на любые цели! От 20 000 до 500 000 реблей под залог автомобилей и недвижимости! Автомобиль остается у вас!» с указанием номера телефона и адреса организации через почтовые ящики граждан по адресу: г. Томск, ул. Павла Нарановича, 1а, соответственно, рекламодателем является ООО «МКК Невада» (ОГРН 11570170122899; ИНН 7017381460, г. Томск, пр. Мира, 52а, оф. 406, 634057).

Статья 5 Закона о рекламе устанавливает общие требования к рекламе: реклама должна быть добросовестной и достоверной.

В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Под товаром в смысле п. 3 ст. 3 Закона о рекламе понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В случае если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе).

Согласно позиции Высшего арбитражного суда РФ (п.25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе») к условиям, влияющим на стоимость кредита, наряду с процентной ставкой, могут относиться условия о сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что рассматриваемая реклама ООО «МКК Невада» содержит условие, влияющие на стоимость займа, а именно, размер займа, предоставляемый ООО «МКК Невада» потребителю – от 20 000 рублей до 500 000 рублей. Следовательно, в силу требований вышеуказанных норм, такая реклама должна содержать сведения об иных условиях оказания юридическим лицом услуги по выдаче займа, а также все остальные условия, определяющие полную стоимость займа.

 Согласно Информации об общих условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа, предоставляемого ООО «МКК Невада» (далее – Информация об условиях предоставления займа), Общим правилам о порядке и условиях предоставления потребительских займов, утвержденным Приказом от 03.07.2017г. № 11 О/Д, и введенным в действие с 03.07.2017 г. (далее – Общие правила предоставления займа), сроки возврата микрозайма составляют от 365 дней (включительно) до 36 месяцев, проценты за пользование микрозаймом составляют от 36% годовых (от 0,1% в день) до предельного значения ставки потребительских займов, установленных Банком России, в зависимости от вида потребительского займа. Условием предоставления потребительских займов «Под залог автомобиля с правом управления» и «Под залог автомобиля без права управления» является наличие обеспечения заемных обязательств в виде залога автотранспортных средств (п. 6.1 Общих правил предоставления займа). Применяемые виды и размер обеспечения зависят от срока потребительского займа и уровня рискованности сделки (п. 6.2  Общих правил предоставления займа). Предмет залога подлежит оценке. Пункты 6.9, 6.10 Общих правил предоставления займа содержат порядок оценки и определения стоимости залогового имущества. Указанные условия влияют на стоимость рекламируемой услуги для потребителя, отсутствие информации об указанных условиях в тексте рекламы свидетельствует о нарушении требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе обязывает в рекламе банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности указывать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В свою очередь под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании (пункт 2 части 1 статьи 2 Закона об МФО). В силу части 3 статьи 5 Закона об МФО приобрести статус микрофинансовой организации вправе юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В рассматриваемой рекламе отсутствует указание на наименование лица, оказывающего потребителю рекламируемую финансовую услугу.

Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе рассматриваемая реклама не содержит наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги, которым в данном случае является Общество с ограниченной ответственностью «Микрокредитная компания Невада».

Комиссией установлено, что согласно Информации об условиях предоставления займа, Общим правилам предоставления займа, займы выдаются гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 до 65 лет, имеющим постоянную регистрацию на территории Томской области. Потребительские займы предоставляется наличными денежными средствами (п. 2.5 Общих правил предоставления займа).

Отсутствие в содержании рекламы сведений об указанных условиях предоставления займа, как и об условиях, влияющих на стоимость рекламируемой услуги, как и достоверной информации о рекламируемой услуге вводит потребителя в заблуждение о доступности рекламируемой услуги и, таким образом, искажает смысл рекламной информации, что свидетельствует о нарушении требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований ч. 7 ст. 5, чч. 1, 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, чч. 1, 3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь частью  2  пункта  1  статьи  33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «МКК Невада» следующего содержания: «автозаймы НеваДа. Займы на любые цели! От 20 000 до 500 000 реблей под залог автомобилей и недвижимости! Автомобиль остается у вас!» с указанием номера телефона и адреса организации,  поскольку в ней нарушены требования  ч. 7 ст. 5, чч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать Предписание ООО «МКК Невада» о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны