Решение №КВ/927 Решение по жалобе от 2 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №06-10/27-17

РЕШЕНИЕ

 21 февраля 2017                                                                                                                г. Томск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия, Комиссия Томского УФАС России), в составе:

председателя Комиссии: В.И. Шевченко – руководителя управления;

членов комиссии: А.Д. Рылова – начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, В.А. Константинова – главного специалиста–эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, Е.А. Пятериковой – специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев материалы дела №06-10/27-17, возбужденного по жалобе САО «ВСК» на действия заказчика и закупочной комиссии – ООО «Управление автомобильного транспорта» при проведении закрытого запроса цен в электронной форме «Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств ООО «УАТ»  (извещение № 31704699593),

в присутствии представителей: заказчика – ООО «УАТ» Х... (доверенность № 17 от 14.02.2017), С... (доверенность № 18 от 14.02.2017), заявителя – САО «ВСК» П...(доверенность б/н от 16.01.2017), Л...(доверенность б/н от 16.01.2016), участников запроса цен – АО «СОГАЗ» Т... (доверенность № Ф-195/15-02 от 18.06.2015), Т.... (доверенность № Ф – 195/15-119 от 13.04.2016), СК «МАКС» Т... (доверенность№ 269(А) от 01.01.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступила жалоба Томского филиала САО «ВСК» (вх.№669 от 08.02.17) на действия заказчика и закупочной комиссии – ООО «Управление автомобильного транспорта» (далее - ООО «УАТ») при проведении закрытого запроса цен в электронной форме «Оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев автотранспортных средств ООО «УАТ»  (извещение № 31704699593 размещено на официальном сайте 24.01.2017),

 

В жалобе заявитель сообщает, что в нарушение пунктов 5, 7 части 10 статьи 4 Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заказчик в документации о закупке не указал сведения о порядке формирования цены договора, т.е. не обосновал начальную (максимальную) цену договора и не произвел расчет цены договора. Вместе с тем, согласно п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденном Банком России 19.09.2014 № 431-П при заключении договора страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. Формируя цену предложения по оказанию услуг ОСАГО, участник закупки обязан применять тарифы в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» далее – Закон об ОСАГО) и Указанием Центрального Банка  РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО». В соответствии с указанными сведениями расчет страховой премии, согласно описанию объекта закупки ООО «УАТ» составил 1 242 060 рублей, что было в предложении цены договора САО «ВСК». Аналогичное предложение поступило от ЗАО «МАКС». Вместе с тем, победителем запроса цен АО «СОГАЗ», представлено предложение о цене контракта на 1 240 199 рублей, что не соответствует расчетам страховой премии. Таким образом, по мнению заявителя, решение закупочной комиссии (протокол № 2306786/2 от 31.01.2017)  о признании АО «СОГАЗ» победителем запроса цен неправомерно.

На основании изложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и отменить решение закупочной комиссии заказчика о признании АО «СОГАЗ» победителем запроса цен.

В письменных пояснениях представители заказчика представили письменные пояснения и в ходе рассмотрения дела, по существу жалобы сообщили, что согласно ст.7.5. главы 7 Положения о закупке, закупка страховых услуг относит к особым закупочным ситуациям, согласно которых к участию в закрытой конкурентной закупке допускаются только поставщики, прошедшие предварительный квалификационный отбор (страховые услуги). Согласно ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора. В соответствии с п.5 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора. Таким образом, Закон 223-ФЗ не обязывает заказчика в закупочной документации давать обоснование начальной (максимальной) цены договора. ООО «УАТ» в Извещении (п.7) и в закупочной документации (п.9) указало начальную (максимальную) цену договора в размере 1 310 039 млн. рублей, на основании представленных коммерческих предложений от страховых компаний, что, по мнению заказчика, соответствует установленным требованиям законодательства. Единственным критерием оценки заявок участников закрытого запроса цен является цена договора (ст.4.2.1. Положения), следовательно, закупочная комиссия определила победителем запроса цен участника, предложившего наименьшую цену договора. По мнению заказчика Положением о закупке (в том числе каким либо иным нормативным документом) не установлено обязанности организатора запроса цен проверять обоснованность и соответствие нормативным документам, представленные страхователями (участниками закупки) расчеты сумм страховых премий.

На основании изложенного, заказчик считает  жалобу САО «ВСК» не подлежащей удовлетворению.

Представитель участника ЗАО «МАКС» указал, что расчет страховой премии производился исходя из сведений, указанных заказчиком, на основании тарифов в соответствии с законом № 40-ФЗ и Указанием Центрального Банка РФ № 3384-У. При этом сумма страховой премии и предложение цены составило 1 142 060 рублей, т.е. совпало с суммой, предложенной в заявке САО «ВСК».

Представители победителя запроса цен АО «СОГАЗ» указали, что расчет страховой премии произведен также в соответствии со сведениями, указанными заказчиком в Техническом задании в соответствии с законом № 40-ФЗ и Указанием Центрального Банка РФ № 3384-У. При этом отличие предложенной цены в сторону снижения связано с расчетом коэффициента КБМ (коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования), учитывающего наличие/отсутствие страховых выплат по позициям Технического задания № 78, 79, 100, 101, 147, 148, 236-238, 268, 295, 309 по году выпуска автомобилей, не совпадающему с указанным периодом страхования, с применением 5% скидки за безубыточность при расчете премии будущего периода.   

Комиссия Томского УФАС России, изучив сведения жалобы, возражения заказчика,  предоставленные документы, заслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, представителей иных участников запроса цен, считает установленным следующее.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции). Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель). Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции (части 2, 4, 20 ст.18.1 Закона).

На заказчика – ООО «Управление автомобильного транспорта» распространяется действие Федерального закона  от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

24 января 2017года ООО «Управление автомобильного транспорта», которое действует на основании Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации 07.02.2012 № 37 (Положение о закупке), разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении закрытого запроса цен на оказание услуг по обязательному страхованию, автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств ООО «УАТ». Начальная (максимальная) цена договора 1 310 039 рублей.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по подведению итогов от 31.01.2017 АО «СОГАЗ» признано победителем запроса цен.

В настоящее время обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств регламентировано Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее закон 40-ФЗ).

Согласно п.6 ст.9 Закона № 40-ФЗ установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, которые не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховых тарифов.

Структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО установлены Указанием Центрального Банка РФ от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указания ЦБ РФ № 3384-У).

Согласно разделу 2  Указания ЦБ РФ № 3384-У, коэффициент страховых тарифов определяется в зависимости от наличия или отсутствия возмещений при наступлении страховых возмещений, при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ).

 Согласно п.5 ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (далее – НМЦД).

Комиссия Томского УФАС России, изучив извещение и документацию о запросе цен,  установила, что НМЦД (1 310 039 рублей) указана в п.7 извещения и п.9 закупочной документации, сформированная на основании коммерческих предложений страховых компаний, согласно методике расчета начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок.

 Согласно п.1 ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам услуги, иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, о стандартизации требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, при формировании предложения цены договора, участники запроса цен обязаны применять коэффициенты страховых тарифов, которые являются одинаковыми для всех участников закупки, расчитанные в соответствии с Законом № 40-ФЗ и Указанием ЦБ РФ № 3384-У.

Вместе с тем,  установлено, что в таблице Перечня автомобилей, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности, сформированной заказчиком  (приложение № 1 к договору), указаны сведения о количестве лет страхования транспортных средств, но не указан коэффициент КБМ, то есть необходимые сведения указаны в неполном объеме.

Комиссия Томского УФАС России установила, что предложение цены договора победителя запроса цен АО «СОГАЗ», составило 1 240 199 рублей, в виду того, что по позициям Перечня автомобилей, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности № 78, 79, 100, 101, 147, 148, 236-238, 268, 295, 309 применена 5% скидка при расчете премии будущего периода, что повлияло на конечное предложение данного участника запроса цен и которое отлично от предложений остальных участников запроса цен.

На основании изложенного Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что закупочная комиссия, при определении победителя запроса цен (протокол от 31.01.2017) приняла неправомерное решение о признании победителем запроса цен АО «СОГАЗ».

Согласно пунктам 1, 5, 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Таким образом, при проведении закупки услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, проводимых в соответствии с требованиями Законом № 223-ФЗ, Техническое задание закупочной документации должно быть размещено в полном объеме и иметь исчерпывающую информацию для расчета страховых тарифов, в том числе коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ).

Из документации не представляется возможным определить сведения о коэффициенте страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ), что нарушает требования пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц». Кроме того, при формировании начальной (максимальной) цены договора Заказчик руководствовался коммерческими предложениями, полученными от трех страховых компаний, которым были направлены запросы, а не требованиями Закона № 40-ФЗ и ранее заключенным договором.

Таким образом, из закупочной документации Заказчика невозможно правильно рассчитать страховую премию по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

Руководствуясь частью 20, 23 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», п.1, 5, 7 ч.10 ст.4, Закона № 223-ФЗ, ст.9 Закона № 40-ФЗ

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу САО «ВСК» на действия заказчика и закупочной комиссии ООО «Управление автомобильного транспорта» при проведении закрытого запроса цен в электронном виде на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ООО «УАТ» (извещение № 31704699593), обоснованной.

        2.    Выдать ООО «Управление автомобильного транспорта» предписание об аннулировании закрытого запроса цен на право заключения договора на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ООО «УАТ» (извещение № 31704699593).

3.        Выдать закупочной комиссии ООО «УАТ» предписание об отмене протокола по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу цен на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ООО «УАТ».

         

Связанные организации

Связанные организации не указаны