Уведомление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 29 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28 мая 2018г.                                                                                                                                     г. Тула

14 часов 30 минут

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № АП 02-11/28-2018, возбужденного в отношении юридического лица – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН 5260200603, ОГРНО 1075260020043,  г. Нижний Новгород, л. Рождественская, д. 33, 603950),  в отсутствие законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом, в присутствии  представителя ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности б/н от 07.08.2017г.,

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе рассмотрения дела № 02-02/08-2017 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия признала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем  ущемления  прав и законных интересов Суворовского районного потребительского общества (далее – Суворовское РАЙПО), в части предъявления последнему необоснованного требования по защите установленных и принятых ранее в эксплуатацию приборов учета электроэнергии от несанкционированного вмешательства,  результатом которых явилось составление актов, не содержащих описания конкретных  недочетов/замечаний/неправомерности действий потребителя о несоответствии данных приборов учета требованиям коммерческого учета, повлекших за собой выставление завышенных сумм по оплате за поставленную на объекты электрическую энергию.

Решением Комиссии Тульского УФАС России по делу № 02-02/08-2017 (в полном объеме изготовлено 04.04.2018г. (исх.2/1467)) установлено следующее:

06.06.2017г. в Управление поступило заявление Суворовского РАЙПО (вх.2657) по вопросу предъявления филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» необоснованных требований по защите приборов учета от несанкционированного вмешательства.

Согласно документам, представленным Суворовским РАЙПО и филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (вх.3006г. от 23.06.2017г.):

24.12.2013г. между Суворовским РАЙПО и ОАО «Тульская энергосбытовая организация» заключен договор № 6000194 на снабжение электрической энергии, в соответствии с пунктом 1.1. которого, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также в интересах потребителя через привлеченных третьих лиц путем заключения соответствующих договоров оказания услуг обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии, а также иных услуг, оказание, которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать поставленную ему электроэнергию (мощность) с учетом сбытовой надбавки и оказанных услуг.

Пунктом 2.1.4 вышеуказанного Договора предусмотрено, что территориальная сетевая организация вправе:

- приостанавливать частично, либо полностью передачу электрической энергии потребителю в случае выявления факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии.

- составлять акты, фиксирующие режим работы электроустановок потребителя, потребленную электроэнергию (мощность), нарушения учета электроэнергии, результаты расследования случаев нарушения электроснабжения и понижения качества электроэнергии, превышения величины максимальной мощности.

В рамках возложенных полномочий, специалистами сетевой организации в 2016 году осуществлен выход на объекты Суворовского РАЙПО, по результатам которых выявлено, что приборы учета электрической энергии, установленные в магазинах  д. Зеленено (акт проверки приборов учета электрической энергии № 494 от 05.05.2016г.), д. Богданово (акт проверки приборов учета электрической энергии № 488 от 04.05.2016г.), д. Своино (акт проверки приборов учета электрической энергии № 487 от 04.05.2016г.), д. Селюково (акт проверки приборов учета электрической энергии № 495 от 05.05.2016г.), пос. Песоченский (акт проверки приборов учета электрической энергии  № 496 от 05.05.2016г.) и  пекарне пос. Ханино (акт проверки приборов учета электрической энергии № 484 от 04.05.2016г.) незащищены от несанкционированного воздействия.

Обществу предписано установить приборы учета на границы балансовой принадлежности и обеспечить защиту от несанкционированного доступа и воздействия

17-18 января 2017г. филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» осуществлен повторный выход на 7 объектов Суворовского РАЙПО, которым также установлено, что  приборы учета не защищены от несанкционированного вмешательства, не соответствуют требованиям, предъявляемым к коммерческому учета и не могут  использоваться в качестве расчетных (акты проверки приборов учета электрической энергии № 44 от 18.01.2017г., № 45 от 18.01.2017г., № 40 от 17.01.2017г., № 46 от 18.01.2017г., № 43 от 18.01.2017г., № 41 от 17.01.2017г., № 42 от 17.01.2017г.).

В соответствии с пунктом 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 (далее-Основные положения), проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета.

Согласно пункту 176 Основных положений результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

В нарушение пункта 176 Основных положений в вышеуказанных  актах отсутствует заключение о наличии (об отсутствии) безучетного потребления.  Кроме того, в актах отсутствует существенная  информация о том, что конкретно сетевая  организация понимает под защитой от несанкционированного вмешательства  и какие действия необходимо предпринять Суворовскому РАЙПО для соответствующей защиты своих приборов учета электрической энергии.

Более того, вышеуказанные акты, составленные филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», послужили основанием для перерасчета объема потребленной Суворовским РАЙПО электроэнергии за январь-март 2017г. по максимальной мощности.

Обосновывая правомерность своих действий, сетевая организация поясняет (ответ филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 23.06.2017г. (вх.3006): «Данный случай не подпадает под определение безучетного потребления и влечет последствия, предусмотренные Основными положениями для расчетов в случае отсутствия приборов учета: по п. 179 Основных положений определение потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленным пунктом 166 настоящего документа для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки.»

Из пункта 179 Основных положений следует, что определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166,  в  случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой.

 Между тем, акты проверки приборов учета электрической энергии № 44 от 18.01.2017г., № 45 от 18.01.2017г., № 40 от 17.01.2017г., № 46 от 18.01.2017г., № 43 от 18.01.2017г., № 41 от 17.01.2017г., № 42 от 17.01.2017г., составленные сетевой организацией, не содержат сведений о конкретных неисправностях приборов учета, о нарушении целостности приборов учета, их внешних дефектов, об отсутствии пломб, а  фактически любых обстоятельств, позволяющих сделать вывод о недобросовестном поведении потребителя, в том числе не приведены сведения о мерах,  необходимых для устранений нарушений.

Несмотря на то, что филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» поясняет, что данный случай не подпадает под понятие безучетного потребления, в своем письме от 23.06.2017г. (вх.3006)  он  указывает, что составленные акты проверки приборов учета содержат все сведения, обязательные для отражения в акте о неучтенном потреблении в соответствии с пунктом 193 Основных положений.

Однако, императивной нормой вышеупомянутого пункта  Основных положений прямо предусмотрено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные  о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии.

Ни способ осуществления безучетного потребления, ни информация о причинах выявленных недоучетов электрической энергии в указанных актах не упоминались и до сведения потребителя не доводились.

Согласно информации, представленной Суворовским РАЙПО, все приборы учета на его объектах были установлены в жестких металлических ящиках, пломбы заводов-изготовителей и пломбы сетевой организации присутствовали на момент проведения проверки, и это не отрицается сетевой организацией (в письме вх. № 3006 от  23.06.2017г.  филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» подтверждает, что на объектах Суворовского РАЙПО, на которых проводились  проверки, были смонтированы шкафы учета).  

О том, что вмешательства в работу приборов учета не было, свидетельствуют акты проверок, в которых отмечено, что внешних повреждений, влияющих на работу приборов учета – нет.

Фактический вывод о  том, что прибор учета электрической энергии защищен  или незащищен от несанкционированного вмешательства является субъективным, в каждом конкретном случае принимается самостоятельно специалистами сетевой организации при выходе на объект. Доказательств обратного, ровно как, доказательств того, что приборы учета Суворовского РАЙПО были не защищены от несанкционированного доступа, филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не представлено. 

Филиал «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» настаивает на установке потребителем шкафов (ящиков) учета – электротехнического бокса, предназначенного для размещения компонентов систем учета электроэнергии. Конструкция данных шкафов (ящиков) учета предполагает наличие двух дверей, одна из которых защищает от доступа к счетному механизму и опломбируется, а вторая служит для защиты от внешних природных факторов (ответ филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 23.06.2017г. (вх.3006)).

Между тем, нормы и требования действующего законодательства не ограничивают потребителей в способах защиты, установленных ими приборов учета электрической энергии, в том числе не определяют, в каких шкафах (ящиках) должны быть смонтированы (установлены) указанные приборы учета.

 Пункт 3.5 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996, предусматривает, что средства учета электрической энергии и контроля ее качества должны быть защищены от несанкционированного доступа для исключения возможности искажения результатов измерений.

Пунктом 2.11.13 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнергетики РФ от 13.01.2003г. № 6, установлено, что поверенные расчетные счетчики должны иметь на креплении кожухов пломбы организации, производившей поверку, а на крышке колодки зажимов счетчика пломбу энергоснабжающей организации.

Дополнительных требований вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

Согласно правовой позиции ФАС России от 01.11.2017г.  ВК/75892/17 предъявление различных требований к ящикам (шкафам) исключительно с двумя дверцами или оборудования их дополнительными устройствами, не позволяющими использовать неодимовые магниты, могут свидетельствовать о злоупотреблении со стороны сетевой организации.

Три крупнейших сетевых организаций г. Тулы и Тульской области в своих письмах от 28.12.2017г. (вх.6277 – АО «Тульские городские электрические сети»), от 09.01.2018г. (вх.8 – ООО «ПромЭнергоСбыт»), от 09.01.2018г. (вх.10 – АО «Щекинская городская электросеть») указали, что не предъявляют к потребителям  электрической энергии требований об установке (оборудовании) прибора учета электрической энергии в ящиках (шкафах) с двумя дверцами.

Вышеуказанные обстоятельства позволяют сделать вывод,  что количество дверей в ящиках (шкафчиках) для приборов электрической энергии не является обязательным условием для установки приборов учета, не  способствует его защите (прибор  учета) от несанкционированного вмешательства. 

Действиями  филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по составлению актов проверки приборов учета электрической энергии по 7 объектам Суворовского РАЙПО, не содержащие описания конкретных  недочетов/замечаний/неправомерности действий потребителя, ущемлены интересы последнего, поскольку вышеуказанные акты послужили основанием для выставления ему гарантирующим поставщиком неучтенной потребленной электроэнергии (письма АО «ТНС Энерго Тула» от 21.06.2017г. (исх.01/2-3595 АЯ, вх. 2967 от 22.06.2017г., филиала «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» от 22.06.2017г. (исх.24/409, вх. 3006 от 26.06.2017г.) в объеме, значительно превышающем средний объем потребления Суворовского РАЙПО.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет  на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

При этом, согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, отраженной в постановлении от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  (пункт 4), для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, являясь субъектом естественной монополии,  необоснованно  предъявляет Суворовскому РАЙПО требования по защите установленных и принятых ранее в эксплуатацию приборов учета электроэнергии от несанкционированного вмешательства,  результатом которых явилось составление актов, не содержащих описания конкретных  недочетов/замечаний/неправомерности действий потребителя о несоответствии данных приборов учета требованиям коммерческого учета, повлекших за собой выставление завышенных сумм по оплате за поставленную на объекты электрическую энергию, тем самым ущемляет права и законные интересы последнего.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

С учетом примечания к данной статье.

Согласно справке о сумме доходов (выручке) ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по видам деятельности за 2017г., представленной последним от 03.05.2018г. (вх.1881), выручка Общества от  вида деятельности «услуги по передаче электрической энергии» в географических границах Тульской области составила 11 165 079 тыс. руб., общая сумма доходов (выручки) составила 93 333 132,  571 тыс. руб.

10.04.2018г. (вх. 1580)  ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представлены документы, свидетельствующие об исполнении предписания антимонопольного органа по делу 02-02/08-2017.

На основании изложенного:

  • событием административного правонарушения является нарушение ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2  статьи 14.31 КоАП РФ;
  • временем совершения административного правонарушения является период  с 17.01.2017г. (дата составления спорных актов сетевой организацией) по 10.04.2018г. (дата представления ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  документов, свидетельствующих о прекращении нарушения).
  • местом совершения административного правонарушения является Суворовский район Тульской обл., место расположения объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом – ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  подтверждается протоколом по делу № АП 02-11/28-2018 об административном правонарушении от 4 мая 2018 года, а также материалами настоящего дела и антимонопольного дела № 02-02/08-2017.

Срок давности привлечения юридического  лица – ПАО «МРСК Центра и Приволжья», к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП  РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение,  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении настоящего дела, в действиях юридического лица – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» выявлено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное частью 7 статьи 4.2. КоАП РФ, 10.04.2018г. (вх.1580) и 24.05.2018г. (вх. 2263)  Обществом представлены документы, свидетельствующие о добровольном исполнении предписания Управления от 4 апреля 2018г. (исх.1467).

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 2 статьи 14.31  КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (ИНН 5260200603, ОГРНО 1075260020043,  г. Нижний Новгород, л. Рождественская, д. 33, 603950), виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 (сто одна тысяча) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель: ИНН 7107026090/КПП 710601001

УФК Минфина России по Тульской области

(Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области)

КБК 161 116 020 1001 6000 140

ОКТМО 70701000

Банк получателя: Отделение Тула

БИК 047003001

Р\сч 40101810700000010107

Назначение платежа – административный штраф по постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 мая 2018 года за нарушение антимонопольного законодательства.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 359365.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

           Дата получения (выдачи) постановления о наложении штрафа – 28 мая 2018 года

Дата вступления постановления в законную силу – 8 июня 2018  года

Срок исполнения постановления – 8 августа 2018 года

Срок оплаты административного штрафа (часть 1 статьи 32.2 КоАП) – до 8 августа 2018 год

Связанные организации

Связанные организации не указаны