Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 03-03/17-2016 по признакам нарушения ад... от 15 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «14» марта 2017г.

В полном объеме решение изготовлено «14» марта 2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 03-03/17-2016, возбужденное по признакам нарушения администрацией муниципального образования Центральное Веневского района (301332, Тульская область, пос. Метростроевский, ул. Горная, д.7), администрацией муниципального образования Веневский район (301320, Тульская область, г. Венев, пл. Ильича, д.4) частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

в присутствии на заседании:

представителя АО «ТНС энерго Тула» – (доверенность от 21.11.2016г. № 01-118/2016-ТНС);

представителя администрации муниципального образования Грицовское Веневского района – (доверенность от 16.01.2017г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России 01.06.2016 года поступило обращение АО «ТНС энерго Тула» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования Центральное Веневского района (301332, Тульская область, Веневский район, пос. Метростроевский, ул. Горная, д. 7), выраженных в передаче муниципального недвижимого имущества (централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения) на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Веневский район «Коммунальщик» (далее – МУП «Коммунальщик») с нарушением установленных процедур, а именно – в не проведении конкурса или аукциона на право заключения договора аренды или иного договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом.

Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.

21.09.2015г. между администрацией муниципального образования Центральное Веневского района и МУП «Коммунальщик» был заключен договор хранения № 1.

Сведений, о проведении публичных процедур в отношении указанного в приложении к данному договору имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) не содержит, что свидетельствует о заключении данного договора без проведения конкурса.

МУП «Коммунальщик» и АО «ТНС энерго Тула» заключили договор энергоснабжения на объекты, расположенные в Веневском районе.

Объекты муниципальной собственности, перечисленные в приложении к договору от 21.09.2015г. № 1 – акте приема-передачи, относятся к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.

Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении данных систем и их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, передача на хранение указанных систем и (или) объектов за казенными предприятиями на праве оперативного управления действующим законодательством не предусмотрена.

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным казенным учреждениям, органам местного самоуправления, осуществляется в порядке предусмотренном частью 1 вышеуказанной статьи.

На основании вышеизложенного, изучив информацию и документы, представленные Заявителем, 22.06.2016г. Тульским УФАС России было принято решение о возбуждении дела № 03-03/17-2016 о нарушении антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования Центральное Веневского района.

В соответствии с письменным пояснениям администрации муниципального образования Центральное Веневского района от 27.07.2016г., «право муниципальной собственности муниципального образования Центральное Веневского района на указанное имущество не зарегистрировано, документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности муниципального образования Центральное Веневского района не имеется, каких-либо публичных процедур (торгов) не проводилось, в связи с тем что в соответствии с пунктами 3,4 части 1 и частями 3,4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, т.е. муниципального образования Веневский район».

Кроме того, 02.08.2016 года на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 03-03/17-2016 представителем администрации муниципального образования Центральное Веневского района, по доверенности, Ждановым А.В. было заявлено устное ходатайство о привлечении администрации муниципального образования Веневский район к рассмотрению дела № 03-03/17-2016.

На основании вышеизложенного, Комиссией по рассмотрению дела № 03-03/17-2016, было вынесено определение о привлечении в качестве ответчика по делу № 03-03/17-2016 администрации муниципального образования Веневский район.

Согласно письменным пояснениям администрации муниципального образования Центральное Веневского района от 18.08.2016г., «в соответствии с пунктом 4 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городского либо сельского поселения, городского округа, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципального района, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. На территории муниципального образования Центральное Веневского района (которое является сельским поселением) имеются в наличии объекты бесхозяйного недвижимого имущества относящиеся к объектам бесхозяйных тепловых сетей и к объектам бесхозяйных централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Комиссией по рассмотрению дела № 03-03/17-2016 было установлено, что приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. № 733 вышеуказанный приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г.

В соответствии с письменными пояснениями администрации муниципального образования Веневский район от 26.09.2016, имущество, указанное в приложении № 1 к договору хранения от 21.09.2016г., в настоящее время является бесхозяйным.

В связи с поступлением 29.09.2016г. ходатайства администрации муниципального образования Центральное Веневского района об отложении рассмотрения дела № 03-03/17-2016, назначенного на 30.09.2016г., Тульским УФАС России 30.09.2016г. было вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 03-03/17-2016, в соответствии с которым рассмотрение данного дела было назначено на 30.11.2016г.

В связи с поступлением 29.09.2016г. ходатайств от администрации муниципального образования муниципального образования Веневский район и от администрации муниципального образования Центральное Веневского района об отложении рассмотрения дела № 03-03/17-2016, назначенного на 30.09.2016г. по причине невозможности явки представителей на заседание Комиссии, Тульским УФАС России 30.09.2016г. было вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 03-03/17-2016, в соответствии с которым рассмотрение данного дела было назначено на 30.11.2016г.

В соответствии с письменными пояснениями администрации муниципального образования Веневский район от 21.12.2016г., «объекты недвижимого имущества, включенные в пункт 1.1 договора хранения от 21.09.2015 № 1, заключенного между администрацией муниципального образования Центральное Веневского района и МУП «Коммунальщик», не являются собственностью муниципального образования Веневский район. Администрация муниципального образования Веневский район 09.12.2016 года осуществила постановку, в том числе, вышеуказанных объектов недвижимого имущества в Управлении Росреестра по Тульской области на учет в качестве бесхозяйных объектов.

Согласно письменным пояснениям администрации муниципального образования Веневский район от 26.01.2017, «МУП «Коммунальщик является гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение, водоотведение в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Веневский район от 01.06.2015 № 652 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Веневский район», сети которой непосредственно присоединены к объектам, указанным в приложении к договору хранения от 21.09.2015 № 1.

Комиссией Тульского УФАС по рассмотрению настоящего дела было установлено, что в соответствии с пунктом 5 статьи 8  Закона о водоснабжении и водоотведении от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Комиссией по рассмотрению дела № 03-03/17-2016 было установлено, что условиями договора хранения от 21.09.2015г. № 1, заключенного между администрацией муниципального образования Центральное Веневского района и МУП «Коммунальщик» предусмотрена возможность эксплуатации хранителем (МУП «Коммунальщик») переданного на хранение имущества с согласия администрации муниципального образования Центральное Веневского района (пункт 1.3 договора) и фактически использовалось МУП «Коммунальщик» по назначению при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, исходя из содержания и существа вышеуказанного договора, а также обстоятельств его исполнения, Комиссия по рассмотрению дела № 03-03/17-2016 установила, что действительная воля сторон при заключении договора хранения от 21.09.2015г. № 1 была направлена на передачу МУП «Коммунальщик» имущества администрации муниципального образования Центральное Веневского района в безвозмездное пользование. Аналогичное положение содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2013 № ФО3-1333/2013 по делу № А73-9005/2012.

На основании вышеизложенного, администрацией муниципального образования Центральное Веневского района была нарушена часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В действиях администрации муниципального образования Центральное Веневского района нарушений части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выявлено не было.

В действиях администрации муниципального образования Веневский район нарушений частей 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено не было.

После принятия Комиссией Тульского УФАС России 27.02.2017г. заключения по делу № 03-03/17-2016 лица, участвующие в деле, дополнительных пояснений не представили.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию муниципального образования Центральное Веневского района (301332, Тульская область, пос. Метростроевский, ул. Горная, д.7) нарушившей статью 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2.  Выдать администрации муниципального образования Центральное Веневского района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации муниципального образования Веневский район, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

4. Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования Центральное Веневского района и администрации муниципального образования Веневский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 09

 

14.03.2017г.                                                                                                                          г. Тула

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 14.03.2017г. по делу № 03-03/17-2016 о нарушении администрацией муниципального образования Центральное Веневского района (301332, Тульская область, пос. Метростроевский, ул. Горная, д.7) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Администрации муниципального образования Центральное Веневского района в срок до 20.06.2017 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение частей 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче по договору хранения № 1 от 21.09.2015г. муниципального имущества (объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения), указанного в приложении к данному договору - акте приема-передачи от 21.09.2015г. МУП МО Веневский район «Коммунальщик» с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:

- провести публичные процедуры, предусматривающие переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 части I Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны