Решение б/н Р Е Ш Е Н ИЕ по делу № 03-03/27-2016 по признакам нарушения... от 24 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2017г.                                                      г. Тула

В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2017г.

 

Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) ,

рассмотрев дело № 03-03/27-2016 по признакам нарушения антимонопольного законодательства администрацией муниципального образования Щекинский район (301248, Тульская область, г. Щекино, ул. Ленина, д.1; далее - Администрация) части  1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

представителя ООО «Комэнергосервис» (доверенность от 21.03.2017г. №17),

представителей Администрации (доверенность от 20.03.2017г. № 24), (доверенность от 20.03.2017г. № 26),

в отсутствие представителей ООО «ТеплоВодоСнабжение», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тульское УФАС России 26.10.2016 года поступило обращение ООО «ТеплоВодоСнабжение»  (далее - ООО «ТВС», Заявитель) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования Щекинский район (301248, Тульская область, г. Щекино, ул. Ленина, д.1; далее – Администрация), выраженных в непроведении предусмотренных законодательством публичных процедур по заключению концессионного соглашения и передаче муниципального имущества (объектов теплоснабжения) по договору ответственного хранения № 6 от 29.07.2016г. с предоставлением права эксплуатации указанных объектов ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» (соответственно также с нарушением установленных процедур, а именно – без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом).

Анализ представленных документов и сведений позволил установить следующее.

20.06.2016г. на внеочередном заседании комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии Щекинского района к работе в отопительном периоде 2016-2017г. был составлен протокол, подписанный заместителем главы Администрации – Рыжковым А.П., в соответствии с которым было принято следующее решение: «в целях своевременной подготовки объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО Яснополянское Щекинского района и безаварийного прохождения отопительного сезона 2016-2017, недопущения чрезвычайной ситуации на территории МО Щекинский район передать на ответственное хранение с правом эксплуатации ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» на переходный период (до сдачи объектов в концессию)» ряд объектов теплоснабжения (согласно списку, указанному в протоколе).

29.07.2016г. Администрация (в лице комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО Щекинский район, являющегося его отраслевым (функциональным) органом) заключила с ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» договор ответственного хранения объектов теплоснабжения (согласно приложению №1 к указанному договору, совпадающих со списком, указанным в протоколе от 20.06.2016г.) от 29.07.2016г. № 6.

В соответствии с пунктом 2.1. указанного договора срок хранения вышеуказанного имущества – с 29.07.3026г. по 28.07.2017г.

Согласно п. 3.3.1. указанного договора ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» вправе «эксплуатировать имущество, переданное ему на хранение, при условии использования имущества строго по назначению».

В соответствии с п. 3.1.5. «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» обязуется возвратить Администрации «плоды и доходы, полученные за время хранения имущества».

С учетом того, что пунктом 3.3.1. данного договора ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» предоставляется право эксплуатации указанных объектов, а пункт 3.1.5. указывает на возможность извлечения доходов при их эксплуатации, что, по своей сути, заключается в предоставлении коммунальных услуг населению с последующим взиманием соответствующей платы за услуги.

Согласно пояснениям Администрации от 01.12.2016г. исх. № 21-05/8271-о плата за предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению с населения в соответствии с вышеуказанным договором не взималась, что подтверждается копией письма ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» от 25.11.2016г. исх. № 43.

Вместе с тем, вышеуказанное имущество эксплуатировалось, коммунальные услуги населению оказывались.

Таким образом, заключение указанного договора направлено на передачу объектов теплоснабжения хозяйствующему субъекту в обход предусмотренных законодательством публичных процедур в целях его эксплуатации.

Сведений, о проведении публичных процедур в отношении указанного имущества, официальный сайт торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) на момент заключения договора  от 29.07.2016г. № 6. не содержал, что свидетельствует о том, что данный договор был заключен без проведения публичных процедур.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами теплоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

При этом пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача прав в отношении указанных объектов, может быть осуществлена исключительно на основании заключения концессионного соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Комиссия также считает необходимым отметить, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионных соглашений.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссия установила, что Администрацией начата процедура по передаче вышеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры по результатам заключения концессионного соглашения.

Согласно пояснениям Администрации от 01.12.2016г. исх. № 21-05/8271-о в Администрацию 04.08.2016г. поступило предложение ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения в отношении вышеуказанных объектов.

04.08.2016г. на официальном сайте торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) Администрация разместила информацию о предложении инвестора (ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС») по заключению концессионного соглашения ряда объектов теплоснабжения.

13.12.2016 на заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела ООО «ТВС» также заявило о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации при проведении вышеуказанной процедуры.

Согласно письменным пояснениям ООО «ТВС» от 14.02.2017г. исх. № 24 все расчеты технической части, необходимые для заключения концессионного соглашения, размещенные Администрацией в виде вышеуказанного предложения инвестора (ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС») по заключению данного концессионного соглашения, были взяты из проекта ООО «ТВС», направленного данным хозяйствующим субъектом в Администрацию по средством электронной связи 02.08.2016г.

В обоснование своей позиции ООО «ТВС» в письменных пояснениях от 14.02.2017г. исх. № 24 указало следующее: в проекте концессионного соглашения  ООО «Комэнергосервис» в описании сторон соглашения указан ООО «Комэнергосервис», однако в пункте «XIX. Адреса и реквизиты сторон» указан адрес ООО «ТВС», кроме того в 5 приложениях с расчетами технической части указаны данные ООО «ТВС» и реквизит подписи  Пряшникова Д.С., являющегося генеральным директором ООО «ТВС».

Указанные обстоятельства, согласно письменным пояснениям ООО «ТВС» от 14.02.2017г. исх. № 24, свидетельствуют о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации, выразившихся  в возможной передаче информации, необходимой для заключения концессионного соглашения, ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС», что, по мнению Заявителя, поставило участников Конкурса в неравные условия.

Согласно пояснениям Администрации от 09.02.2017г. исх. № 20-05/874-о при размещении вышеуказанного предложения в сети интернет была допущена техническая ошибка, которая не привела и не могла привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Данную позицию Администрации подтверждают копия предложения  ООО «Комэнергосервис», являющаяся приложением к данным вышеуказанным письменным пояснениям и не содержащая указанные ошибки, а также тот факт, что 15.09.2016г. ООО «ТВС» направило заявку о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, которую 20.09.2016г., которую администрация разместила на официальном сайте торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru).

Таким образом, вышеуказанная техническая ошибка не повлекла нарушение антимонопольного законодательства.

31.10.2016г. Собрание представителей муниципального образования Щекинский район приняло решение № 31/217 «О заключении концессионного соглашения».

03.11.2016 г. постановлением Администрации №11-1190 была утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения  в отношении вышеуказанных объектов теплоснабжения (далее - Конкурс). Данная информация была размещена на официальном сайте торгов в сети Интернет (http://torgi.gov.ru) 04.11.2016г.

19.12.2016г. согласно Протколу № 1 на участие в Конкурсе была подана единственная заявка - ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» - признанная соответствующей требованиям конкурсной документации.

20.12.2016г. Администрацией было направлено письмо от 20.12.2016г. исх. № 21-05/2342 с предложением ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» представить в конкурсную комиссию конкурсное предложение, что подтверждается копией данного письма, представленной в материалы настоящего дела.

Согласно пояснениям Администрации от 09.02.1017г. № 20-05/874-о на момент направления указанных пояснений – конкурсное предложение в конкурсную комиссию не поступало. При этом срок окончания его предоставления – 27.03.2017г., а заседание конкурсной комиссии по рассмотрению конкурсного предложения назначено на 28.03.2017г., в связи с чем, концессионное соглашение заключено не было.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в настоящее время договор ответственного хранения от 29.07.2016г. № 6 Администрацией не расторгнут, а вышеуказанные обстоятельства (в части организации и проведении Конкурса) не освобождают Администрацию от обязанности соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, передача вне публичных процедур объектов теплоснабжения ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» по договору ответственного хранения от 29.07.2016г. № 6, создает данному хозяйствующему субъекту необоснованные преимущественные условия по доступу к муниципальному ресурсу и ущемляет права и интересы  ООО «ТВС».

После принятия Комиссией Тульского УФАС России 21.02.2017г. заключения по делу № 03-03/27-2016 дополнительных письменных пояснений от лиц, участвовавших в рассмотрении настоящего дела, не поступало.

Таким образом, Администрацией нарушена часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой действия данного органа местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов в сфере заключения договоров аренды или иного договора, предусматривающего  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом.

В связи с вышеизложенным, Комиссия делает вывод о необходимости выдачи Администрации обязательного для исполнения предписания, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи  23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, и руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Признать администрацию муниципального образования Щекинский район нарушившей часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации муниципального образования Щекинский район обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Оснований для принятия иных мер в отношении администрации муниципального образования Щекинский район по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 13

 

24.03.2017г.                                                                                                                          г. Тула

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства       ,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 24.03.2017г. по делу № 03-03/27-2016 о нарушении администрацией муниципального образования Щекинский район (301248, Тульская область, г. Щекино, ул. Ленина, д.1; далее - Администрация) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации в срок до 10.06.2017 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, прекратив нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче Администрацией (в лице комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации, являющегося его отраслевым органом) по договору ответственного хранения от 29.07.2016г. № 6 объектов коммунальной инфраструктуры (согласно приложению №1 к указанному договору) ООО «КОМЭНЕРГОСЕРВИС» с нарушением установленных законодательством Российской Федерации публичных процедур, а именно:

- провести публичные процедуры, предусматривающие  переход права владения и (или) пользования вышеуказанным имуществом в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 части I Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны