Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-8-2017 о назначении администр... от 17 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 03-5/1-8-2017

о назначении административного наказания

    

«10» апреля 2017 года                                                                                                       г. Тверь

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства об электроэнергетике, рассмотрев протокол от 27.03.2017, составленный в отношении должностного лица Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» (далее - ПАО «МРСК Центра») – ХХХ и материалы деда № 03-5/1-8-2017, в отсутствие Росинского М.В., надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя ПАО «МРСК «Центра» по доверенности ХХХ,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная антимонопольная служба направила в адрес Тверского УФАС России для рассмотрения жалобу ХХХ, в которой изложена позиция о несогласии с условиями договора технологического присоединения, указав на наличие в действиях ПАО «МРСК Центра» признаков нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, (далее - Правила технологического присоединения) при заключении договора № 20424016 о технологическом присоединении объекта, расположенного по адресу: Тверская область, ХХХ (далее – Объект, Договор).

При заключении Договора между ХХХ и ПАО «МРСК Центра» возникли разногласия относительно пунктов 1, 2, 13.1, 9, 12.4, 13.2, 13.5 Технических условий (далее – ТУ), являющихся неотъемлемым приложением к Договору.

ПАО «МРСК Центра», рассмотрев направленные ХХХ мотивированные отказы от подписания Договора, отклонило требования ХХХ о корректировке пунктов 9, 12.4, 13.2, 13.5 ТУ (письмо ПАО «МРСК Центра» от 08.07.2016 № МР1-ТВ/13-3/8315).

19.08.2016 ХХХ направил в адрес ПАО «МРСК Центра» мотивированный отказ от подписания Договора, в котором выразил несогласие с формулировкой пунктов 9, 12.4, 13.2, 13.5 ТУ (в редакции вышеуказанного письма ПАО «МРСК Центра» от 08.07.2016):

1. Согласно пункту 9 ТУ в редакции ПАО «МРСК Центра» от 08.07.2016  – точка присоединения и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения - концевая опора достраиваемого участка ВЛ-0,4 кВ ф.№ 2, КТПУ 10/0,4 кВ 63 кВа № 434 д.Першино-Голышкино (уточняется Ржевским РЭС ПАО «МРСК Центра» на стадии разработки проектно-сметной документации).

2. Согласно пункту 12.4 ТУ в редакции ПАО «МРСК Центра» от 08.07.2016 – физическое соединение (контакт) ВЛ-0,4 кВ с ответвлением к ВПУ заявителя в точке присоединения после выполнения ТУ.

3. Согласно пункту 13.5 в редакции ПАО «МРСК Центра» от 08.07.2016 - готовность к физическому соединению ответвления на опоре (изолированные провода СИП, сечением не менее 16 кв.мм, детали и крепления для присоединения проводов на опоре).

По указанным пунктам 9, 12.4 и 13.5 ТУ ХХХ не согласен с определением точки присоединения и полагает, что точка присоединения должна быть установлена на вводных клеммных зажимах вводного коммутационного аппарата, установленного в составе вводного распределительного устройства заявителя, расположенного на границе земельного участка.

Свою позицию ХХХ мотивирует положениями пунктом 16.1, 16.3, подпункта «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения, согласно которым заявитель осуществляет обязанности по технологическому присоединению в пределах границ его земельного участка.

4. Согласно пункту 13.2 ТУ в редакции ПАО «МРСК Центра» от 08.07.2016 –ВПУ должно быть укомплектовано вводным коммутационным аппаратом, оснащенным защитой от короткого замыкания и перегрузки в электрической сети. Выбор номинальных параметров коммутационных аппаратов произвести согласно разрешенной мощности на присоединение.

ХХХ полагает необходимым указать конкретные требования к устройствам релейной защиты, в т.ч., полагает необходимым установить автоматический выключатель со значением 32 А (а не 25 А, как требует ПАО «МРСК Центра» в письме от 20.05.2016).

Свою позицию ХХХ мотивирует тем, что на основании подпункта «в» пункта 25.1 Правил технологического присоединения должны быть указаны требования к устройствами релейной защиты, а Договор (ТУ) не содержит четкого определения работ, необходимых для его выполнения. По мнению ХХХ заявленное в письме ПАО «МРСК Центра» от 20.05.2016 № МР1-ТВ/13-3/6318) требование об установке автомата со значением 25А (а не 32 А, как заявляет ХХХ), может ограничивать использование объема подключенной максимальной мощности.

Письмом от 30.08.2016 № МР1-ТВ/р-24-6/350, а также письмом от 05.10.2016 № Мр1-Тв/р-24-6/407 ПАО «МРСК Центра» сообщило заявителю об отказе в изменении содержания договора технологического присоединения и технических условий к нему.  В обоснование ПАО «МРСК Центра» ссылается на положения пунктов 16.1, 19, 25 Правил технологического присоединения и указывает, что ПАО «МРСК Центра» не вправе осуществлять мероприятия по технологическому присоединению на территории земельного участка заявителя.

Технические условия в пяти редакциях сетевой организации содержали следующее определение точки присоединения – концевая опора достраиваемого участка BJl-0,4 кВ ф. № 2  КТПУ 10/0,4 кВ 63 кВа № 434 д.Першино-Голышкино (уточняется Ржевским РЭС ПАО «МРСК Центра» на стадии разработки проектно-сметной документации) 15 кВт.

Также технические условия в пяти редакциях сетевой организации предусматривают, что обязательства сетевой организации заключаются в осуществлении физического соединения (контакта) ВЛ-0,4 кВ с ответвлением к ВПУ Заявителя в точке присоединения после выполнения Технических условий.

При этом обязательства Заявителя были определены сетевой организацией следующим образом: готовность к физическому соединению ответвления на опоре (изолированные провода СИП, сечением не менее 16 кв.мм, детали и крепления для присоединения проводов на опоре).

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон  об электроэнергетике) технологическое присоединение осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Процедура технологического присоединения, условия заключения и исполнения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, регламентированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с требованиями пунктов 16, 16.1, 16.3 и 25.1 Правил технологического присоединения договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению. При этом Правилами технологического присоединения закреплено следующее:

- заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию;

- обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

- точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

- договор должен содержать: обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

- в договоре указывается распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются сетевой организацией).

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), точкой присоединения к электрической энергии признается место физического соединения энергопринимающего устройства потребителя услуг (или потребителя, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации. 

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.2011 N 16008/10 по делу N А53-4325/2010), норма подпункта "а" пункта 25.1 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные, не предусмотренные Правилами технологического присоединения, обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка заявителя.

ПАО «МРСК Центра» определило точку присоединения за пределами участка заявителя (концевая опора достраиваемого участка BJl-0,4 кВ ф. № 2  КТПУ 10/0,4 кВ 63 кВа № 434 д.Першино-Голышкино). Одновременно на заявителя были возложены обязательства обеспечить готовность к физическому соединению ответвления на опоре в виде изолированных проводов СИП, сечением не менее 16 кв.мм, деталей и креплений для присоединения проводов на вышеуказанной опоре, которая расположена за пределами земельного участка заявителя и обязательства по строительству которой возложены Правилами технологического присоединения на сетевую организацию, а не на заявителя. 

Вышеуказанные положения технических условий в редакциях ПАО «МРСК Центра» в совокупности с возложением на Заявителя обязательств обеспечить наличие деталей и креплений для присоединения к расположенной за границами земельного участка заявителя опоре, а также обеспечить готовность к физическому соединению ответвления на опоре, которая расположена за границами земельного участка заявителя, не соответствуют требованиям  пунктов 16.1, 16.3, подпункта «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения и возлагают на Заявителя не предусмотренные вышеуказанными правилами обязательства. 

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа сетевой организацией является организация, владеющая  на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании  объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической  энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуга по передаче электрической энергии в границах Ржевского района Тверской области предоставляется ПАО «МРСК Центра» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии. ПАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных  монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).

От имени ПАО «МРСК Центра» содержание редакций договора и технических условий определил ХХХ, им же подписывались ответы на мотивированные отказы ХХХ.

Согласно приказу от 04.10.2016 № 1549 лп/ТВ-2 на ХХХ с его согласия возложены обязанности ХХХ.

Согласно ХХХ, руководство ХХХ осуществляет начальник РЭС, а случае его отсутствия (болезнь, отпуск, прочее) – лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Согласно пунктам 2.8, 3.4 вышеуказанного Положения к числу основных задач ХХХ отнесена реализация услуг по технологическому присоединению, включающая в рамках реализации бизнес-процесса «Реализация услуг по технологическому присоединению» прием заявок на технологическое присоединение, участие в процессе заключения договора технологического присоединения, определение содержания технических условий. Согласно пунктам 5.2, 5.3, 5.4 Положения начальник РЭС несет ответственность за за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и неисполнение принятых перед третьими лицами обязательств.

Согласно доверенности от 02.09.2016 ХХХ уполномочен совершать от имени и в интересах филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» сделки, направленные на обеспечение производственно-хозяйственной деятельности ХХХ, в т.ч. договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 15 кВт включительно, а также иные документы, связанные с заключение, изменением, расторжением вышеуказанных договоров. 

Вышеуказанное свидетельствует о том, что должностное лицо филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» ХХХ, определяя содержание договора технологического присоединения с ХХХ действовал в пределах возложенные на него должностных обязанностей и должен был при определении условий такого договора (технические условия – неотъемлемая часть договора) руководствоваться Правилами технологического присоединения и не допускать положений, не согласующихся с вышеуказанными правилами.                              

В действиях должностного лица ПАО «МРСК Центра» ХХХ, включившего в несколько редакций договора технологического присоединения Объекта, в том числе, в редакции, направленные ПАО «МРСК Центра» письмами от 30.08.2016 № МР1-ТВ/р-24-6/350 и от 05.10.2016 № Мр1-Тв/р-24-6/407, условия, не соответствующие требованиям Правил недискриминационного доступа, имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дата совершения административного правонарушения – 05.10.2016.

Место совершения административного правонарушения – Тверская область ХХХ.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе как руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, так и их заместители.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998, постановление от 12.05.1998, постановление от 15.07.1999).

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административное правонарушение совершено ХХХ виновно, форма вины – неосторожность, так как он, будучи должностным лицом, уполномоченным определять условия Договора должен был руководствоваться Правилами технологического присоединения и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, однако, в течение длительного срока не обеспечил приведение условий Договора в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения. На дату вынесения настоящего постановления срок давности не истек.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера, степени общественной опасности, наличия или угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Нарушение установленного порядка технологического присоединения свидетельствует о наличии общественной опасности действий, о пренебрежительном отношении к требованиям законодательства об электроэнергетике. Учитывая положения пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которому квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, (наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств также не установлено), факт приведения условий договора в соответствие с требованиям законодательства имеются основания для определения размера штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Основания для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ для должностных лиц составляет 10 тыс. рублей, в то время как норма части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ применяется, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее 50 тыс. рублей (в деле имеется ходатайство ХХХ от 27.03.2017 о применении части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 2.1, 3.1, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо – ХХХ филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» ХХХ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Наложить на должностное лицо ХХХ административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Реквизиты для перечисления штрафа: ХХХ

 

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), оставляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном  правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя Тверского УФАС России _________ Л.В.Посохова

Связанные организации

Связанные организации не указаны