Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №03-6/1-07-2012  о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена  20 июня 2012 года                   г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме  04 июля 2012 года

                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

 Посохова Л.В. -  заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 Иванов С.Е. -  начальник отдела антимонопольного контроля;

 Суханова Н.А. -  ведущий специалист  - эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-07-2012 по признакам нарушения  МП  «Специализированная стоянка» (адрес: г. Удомля,  ул. Моисеева, д. 28, ИНН 6916014309)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), руководствуясь  частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено по заявлению ООО Управляющая организация «Умный дом»  - управляющей организации многоквартирных домов  в г. Удомля, (адрес: г. Удомля, ул. Попова, д. 26, оф. 22, далее также Управляющая организация)  об отказе  МП «Специализированная стоянка» (далее также Предприятие) принимать на полигон для утилизации крупногабаритные отходы  без предварительного их измельчения до установленных размеров по тарифу, установленному Предприятием.

МП «Специализированная стоянка»  настаивает на обоснованности своих действий, ссылается  на  лицензию от 07.09.2011 серия <...> разрешающую сбор, транспортировку и размещение отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) и утверждает, что по этой причине утилизация крупногабаритных отходов на полигоне запрещена (письмо от 02.03.2012 вх. № 818).

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав доводы и пояснения представителей  сторон, пришла к следующим выводам.

1. Согласно пунктам 3.5, 3.6.4 Административного регламента  Федеральной антимонопольной службы  по исполнению  государственной функции по установлению  доминирующего положения хозяйствующего субъекта  при рассмотрении дела  о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом  ФАС России  от 17.01.2007 №5 и в соответствии с Порядком проведения анализа  состояния конкуренции  на товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС России от  28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг  по утилизации (захоронению)  ТБО  на полигоне твердых бытовых отходов в г. Удомля, по результатам которого установлено, что  МП «Специализированная стоянка»  занимает доминирующее положение на указанном  рынке в границах г. Удомля с долей 100%  (материалы проведенного анализа приобщены  к материалам дела № 03-6/1-07-2012). МП «Специализированная стоянка» для потребителей г. Удомля является единственным поставщиком указанных услуг.

2. Согласно ГОСТ  30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения»  отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые  в непосредственной связи с этой деятельностью. Под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе, - потребление продукции. Соответственно  различают  отходы производства и отходы потребления.

К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах  в результате жизнедеятельности людей.

В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ),  отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, при этом,

I класс- чрезвычайно опасные;

II класс- высоко опасные;

III класс- умеренно опасные;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт <...> который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 Закона № 89-ФЗ за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (утв. приказом  МПР РФ от 15.06.2001 N 511), класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. В частности, отходы IVкласса опасности нарушают экологическую систему, период самовосстановления которой должен быть не менее трех лет. Отходы V класс опасности  имеют очень низкую степень  вредного воздействия  на окружающую природную среду и практически не нарушают  экологию.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (утв. приказом  Министерства  природных ресурсов  РФ от 02.12.2002 № 786, зар. в Минюсте  09.01.2003 № 4107) твердые бытовые отходы по признаку происхождения  относятся  к коммунальным отходам. Согласно указанному каталогу, к малоопасным отходам (IV класс опасности) относятся: отходы из жилищ  несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от    бытовых    помещений    организаций   несортированный (исключая крупногабаритный)  и мусор строительный от разборки зданий. Остальные отходы, включая крупногабаритный мусор,  относятся к практически неопасным отходам и отнесены к V классу опасности.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг  по вывозу твердых и жидких  бытовых отходов, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 18.02.1997 № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт  жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

«Методические рекомендации  по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению  твердых бытовых отходов», разработанные  Институтом экономики ЖКХ и предназначенные для практического использования, согласно письму Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу  от 29.05.2003 № 11-01/152, содержат следующее определение: «Твердые бытовые отходы- отходы, образующиеся в жилых и общественных  зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других учреждениях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, а также крупногабаритные отходы».

Согласно Временным методическим  рекомендациям по формированию тарифов на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в Тверской области»  (утв. приказом РЭК Тверской области от 01.12.2008 № 186-нп):

твердые бытовые отходы  - неутилизируемые в быту вещества, образующиеся в жилых и общественных зданиях в результате жизнедеятельности людей (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений, а также использованные крупногабаритные предметы домашнего обихода).

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», далее - Постановление),  полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания  твердых бытовых отходов (далее – ТБО), и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

В соответствии с п. 2.4 Постановления, на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории.

Таким образом, анализ действующего законодательства показал, что крупногабаритные отходы (далее – КГО) являются практически неопасными отходами (V класс опасности), не образуют самостоятельного вида отходов, а являются разновидностью твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и подлежат утилизации (захоронению)  на полигонах твердых бытовых отходов.

3. В соответствии со  ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8  Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям  органов  местного самоуправления  муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация  утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем  распоряжением администрации Удомельского района Тверской области  от 24.11.2010 № 831-р  полигон твердых бытовых отходов, расположенный в 1100 м от восточной окраины  г. Удомля,  был передан  на праве хозяйственного ведения  МП «Специализированная стоянка» на неопределенный срок. 

В силу ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», юридическое лицо независимо от его  организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию  объектов, используемых  для утилизации (захоронения)  ТБО, признается организацией коммунального комплекса. Таким образом, МП «Специализированная стоянка»  является организацией коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО подлежат государственному регулированию. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса  производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.

В соответствии с Положением о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области» (утв. постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011 № 141-пп), указанное управление устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным ФСТ России для Тверской области, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

4. Между Управляющей организацией  и Предприятием  действует договор  № 27/у  на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов от 01.12.2010. В течение 2011 года Предприятие оказывало услуги по  утилизации (захоронению) отходов по тарифу  45,95 руб./куб.м, утвержденному приказом № 0057-36М01-нп от 28.01.2011 РЭК Тверской области. Аналогичный тариф применялся в 2012 году (приказ от 29.12.2011 № 974-нп).

 Предприятие направило в адрес Управляющей организации проект договора   от 01.07.2011 № 3/у на оказание услуг по переработке и сортировке крупногабаритных отходов, предусматривающий оплату стоимости работ по переработке и сортировке крупногабаритных отходов в соответствии с приложенной к проекту договора калькуляцией. Управляющая организация, рассмотрев проект договора, подписала его с протоколом разногласий, что в силу статьи 443 Гражданского Кодекса Российской Федерации является согласием подписать договор на иных условиях и отказом от акцепта. При этом Управляющая организация, предложила существенным образом изменить порядок определения стоимости работ по переработке и сортировке крупногабаритных отходов, дополнив проект договора пунктом 3.2 в следующей редакции: «Калькуляция на переработку и сортировку 1 куб.м крупногабаритных отходов подлежит согласованию органами местного самоуправления г. Удомля. В случае согласования органами местного самоуправления г. Удомля иного тарифа на переработку и сортировку 1 куб.м крупногабаритных отходов стоимость услуг по договору подлежит перерасчету с момента вступления  договора в силу».

Таким образом, стороны не пришли к соглашению об условиях договора оказания услуг по переработке и сортировке крупногабаритных отходов.

Несмотря на отсутствие договора, Предприятие 31.10.2011 направило в адрес Управляющей организации акт оказанных в октябре 2011 года услуг по переработке и сортировке КГО (копия акта в материалах дела), содержащий объем (150 куб.м) и стоимость вышеуказанных услуг (385 руб./куб.м) на сумму 57 750 руб., который Управляющей организацией не был оплачен. 

28.11.2011 Предприятие отказало Управляющей организации в приеме КГО на полигон твердых бытовых отходов без их предварительного измельчения, что подтверждается актом от 28.11.2011, подписанным от имени Предприятия главным инженером Ивановым В.В.

В связи с невозможностью исполнения функций по содержанию дома и оказанию жилищных услуг (услуг по утилизации ТБО) по причине отказа Предприятия в ноябре 2011 года принимать КГО без дополнительной оплаты услуг по переработке и сортировке крупногабаритных отходов, Управляющая организация была вынуждена 15.12.2011 оплатить услуги по переработке и сортировке крупногабаритных отходов, оказанные в ноябре 2011 года в размере 77 770 руб. (202 куб.м по цене 385 руб./куб.м) в соответствии с актом от  30.11.2011 и счетом от 30.11.2011 (копия платежного поручения от 15.12.2011 № 3982 в материалах дела).

Одновременно письмом от 06.12.2011 № 2604 Управляющая организация сообщила Предприятию об отказе в дальнейшем оплачивать дополнительно к услугам по утилизации ТБО стоимость услуг по переработке и сортировке КГО по тарифу, размер которого не установлен РЭК Тверской области (письмо получено Предприятием 14.12.2011 вх.№ 80).

Письма аналогичного содержания – о неправомерности требования оплаты дополнительно к утвержденному тарифу на услуги по утилизации также услуг по переработке и сортировке КГО по тарифу, размер которого не установлен РЭК Тверской области – направлялись Управляющей организацией 16.01.2011 (получено Предприятием 17.01.2012) и 19.01.2012 (получено Предприятием 19.01.2012 вх.№ 3).

Кроме того, в материалах дела имеется счет от 30.04.2012, выставленный Предприятием в адрес Управляющей организации об оказании в апреле 2012 г. услуг по переработке и сортировке КГО по тарифу, размер которого не установлен РЭК Тверской области.       

5. Как следует из письма ГУ РЭК Тверской области от 16.04.2012 № 589, расчет тарифов на услуги утилизации (захоронения) ТБО не предусматривает отдельное выделение затрат на утилизацию крупногабаритных или иных видов ТБО, а определяет тариф  на услуги в целом по утилизации (захоронению) ТБО.

В соответствии с письмом Минрегиона РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14 «О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов», утилизация (захоронение) ТБО является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение.

Анализ  представленной МП «Специализированная стоянка» калькуляции  на прием, переработку и утилизацию 1 куб. м крупногабаритных отходов показал, что Предприятие самостоятельно установило и применяло при расчетах с Управляющей организацией дополнительно к установленному ГУ РЭК Тверской области тарифу на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, тариф на услуги по переработку и сортировке КГО, не установленный регулирующим органом, что привело к необоснованному увеличению затрат Управляющей организации в размере 338,81 руб. за 1 куб./м.

 Кроме того, материалами дела подтверждается, что Предприятие оказывало услуги по переработке и сортировке крупногабаритных отходов  не только Управляющей организации, но и  другим потребителям по договорам:

 -от 01.07.2011 № 1/у с ООО «Коммуналсервис»;

- от 15.07.2011 № 2/у с ООО «Коммунальщик»;

- от 01.07.2011 № 3/у с ООО «Управляющая организация «Умный дом»;

- от 01.08.2011 № 6/у с МОУ Удомельская гимназия №3 им. О.Г.Макарова;

- от 01.03.2012 № 7(/01/14-2012) с  ООО «АтомТеплоЭлектроСеть»;

- от 01.01.2012 № 8 с ООО «Универсальное строительное общество».

В указанных договорах стоимость  работ  определяется исходя из количества отходов и цены  за 1 куб. м согласно калькуляции  равной 385, 0 руб. без НДС.

6. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Россиской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.02.2012 N 8433/11, применение дополнительно к тарифу, установленному уполномоченным государственным органом, иных платежей, следует рассматривать как нарушение порядка ценообразования.

В соответствии с  пунктом 10 частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, запрещаются действия занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, установление конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе   нарушение установленного нормативными правовыми актами  порядка ценообразования.

В соответствии со статьей 13 Закона о защите конкуренции такие действия доминирующего на товарном рынке хозяйствующего субъекта как нарушение порядка ценообразования, не могут быть признаны допустимыми даже если такими действиями не создается возможность устранить конкуренцию и при наличии соразмерных положительных социально-экономических последствий.

МП «Специализированная стоянка» нарушило установленный порядок ценообразования и пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку при отсутствии законных оснований установило и применяло при расчетах с контрагентами дополнительно к установленному ГУ РЭК Тверской области тарифу на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, тариф на услуги по переработке и сортировке КГО, не установленный регулирующим органом, что привело к существенному и необоснованному увеличению затрат Управляющей организации.

Нарушение антимонопольного законодательства совершено на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО на полигоне твердых бытовых отходов в г. Удомля.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением пункта 10 части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия МП «Специализированная стоянка», выразившиеся  в  необоснованном  применении дополнительно к тарифу на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установленному Главным Управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области дополнительных платежей за переработку и сортировку крупногабаритных отходов.

2. Выдать МП «Специализированная стоянка» предписание об устранении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, с момента получения предписания прекратить выставлять контрагентам счета и требовать оплаты услуг по переработке и сортировке КГО по тарифу, не установленному Главным Управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, а также не допускать отказа в оказании услуг по утилизации (захоронению) ТБО, в т.ч. КГО, по причине неоплаты услуг по переработке и сортировке КГО, тарифы на которые не установлены регулирующим органом. 

Председатель Комиссии            Л.В.Посохова

Члены Комиссии                         С.Е.Иванов

                                                  Н.А. Суханова

 

 Предписание по делу №03-6/1-07-2012

Предписание  изготовлено в полном объёме  04 июля  2012 г.                                       г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

-  Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;

-Суханова Н.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

Руководствуясь статьей  23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 04 июля 2012 г. по делу № 03-6/1-07-2012 о  нарушенииМП «Специализированная стоянка» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МП «Специализированная стоянка»прекратить нарушение пункта 10

части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно, с момента получения предписания прекратить выставлять контрагентам счета и требовать оплаты услуг по переработке и сортировке КГО по тарифу, не установленному Главным Управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, а также не допускать отказа в оказании услуг по утилизации (захоронению) ТБО, в т.ч. КГО, по причине неоплаты услуг по переработке и сортировке КГО, тарифы на которые не установлены регулирующим органом. 

2. О выполнении настоящего предписания  сообщить  в Тверское УФАС России в срок до 27 июля 2012 г., приложив заверенные копии соответствующих документов.

Председатель Комиссии              Л.В.Посохова

 Члены Комиссии                         С.Е. Иванов

                                                    Н.А. Суханова

Связанные организации

Связанные организации не указаны