Решение б/н Решение и предписание Комиссии Тверского УФАС России по делу... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №03-6/1-14-2012

 

Резолютивная часть решения  оглашена 18 июня  2012 г.               г. Тверь

В полном объеме решение изготовлено  27 июня 2012 г.               г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 Посохова Л.В. –заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

 Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;

 Суханова Н.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-14-2012 по признакам нарушения МУП  «Электросети» (адрес: г. Бологое, ул. Горская, д.  97, ИНН 6907008161)  части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о конкуренции), установила:

настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению  ООО «Гостиница «Бологое»   (адрес: г. Бологое, ул. Кирова, д. 22, ИНН 6907008965)  о  действиях МУП «Электросети» по прекращению подачи воды с 24.11.2011.

На основании Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 17.01.2007  №5, и в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции  на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от  28.04.2010 №220, проведен анализ состояния конкуренции рынка услуг водоснабжения и водоотведения в  г. Бологое,  по результатам которого установлено, что  МУП «Электросети»  в рассматриваемый период  занимало  доминирующее положение на указанном рынке с долей 100%  (материалы проведенного анализа приобщены  к материалам дела № 03-6/1-14-2012). 

Как следует из материалов дела, МУП «Электросети»  г. Бологое  создано  на основании  постановления Главы МО  «Бологовский район»  от 03.10.2003 № 384. Учредителем предприятия является администрация МО «Бологовское городское поселение». Согласно Уставу  к видам деятельности предприятия относится оказание  услуг по водоснабжению и водоотведению (сбор и очистка воды), распределение воды, удаление и обработка сточных вод. Для осуществления указанной деятельности   администрацией г. Бологое МУП «Электросети» был передан в хозяйственное ведение  комплекс  зданий  и сооружений  по обслуживанию и эксплуатации  систем водоснабжения и водоотведения (акт  приема-передачи муниципального имущества от 17.09.2010).  

В 2011 г. услуги водоснабжения и водоотведения  потребителям  г. Бологое оказывало   ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ», однако  с 01.08.2011,  в  связи с признанием  последнего несостоятельным и введением  в соответствии с решением Арбитражного суда Тверской области в отношении данного общества  процедуры  конкурсного производства и передачей имущества, используемого   по договору субаренды от 20.08.2008 № 01/08 МУП «Электросети», к исполнению  услуг водоснабжения и водоотведения приступило МУП «Электросети», которое   направило  оферты на заключение договора на водоснабжение и водоотведение  всем потребителям г. Бологое, в том числе ООО «Гостиница «Бологое».  ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ»  также направило своим абонентам уведомление о расторжении договора с 01.08. 2011. 

Материалами дела подтверждается, что между ООО «Гостиница  «Бологое»  и  ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ»  был заключен договор  на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению  от 01.01.2009 № 164. ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» уведомило письмом от 26.09.2011 г.  исх. № 34  ООО «Гостиница «Бологое»  о смене поставщика услуг по водоснабжению и водоотведению и о расторжении договора  между ООО «Гостиница «Бологое» и ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ».

Согласно статьям  539  и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации,  по договору энергоснабжения  энергоснабжающая организация  обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. При этом оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 

Согласно п. 11  Правил пользования системами коммунального водоснабжения  и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением  Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила) ,  отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам  (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В соответствии с п. 12 указанных Правил, для заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:

заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;

документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;

разрешительную документацию на присоединение;

схемы водоснабжения и канализации;

баланс водопотребления и водоотведения;

план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод.

В соответствии  с п. 18 Правил, при отсутствии указанного договора пользование системами коммунального водоснабжения и канализации считается самовольным, что согласно пункту 82 Правил дает право организация водопроводно-канализационного хозяйства прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После прекращения договорных отношений с ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ»  ООО «Гостиница «Бологое»  в нарушение п.12.Правил пользовалось услугами водоснабжения и водоотведения, но заявку о заключении договора  в адрес МУП «Электросети» не направляло.  В свою очередь, несмотря на фактически сложившиеся договорные отношения,  МУП «Электросети» до 31.01.2012 не выставляло счета на оплату оказанных услуг.

Инициатива заключения договора исходила от МУП «Электросети», которое письмами от 02.10.2011 № 604 (имеется акт об отказе ООО «Гостиница «Бологое» 10.11.2011 от получения уведомления о заключении договора), от 07.11.2011 № 631 (получено ООО «Гостиница «Бологое» 07.11.2012) направило в адрес ООО «Гостиница «Бологое» 2 экземпляра проекта договора), содержащее предложение в течение 10 дней рассмотреть оферту,  24.11.2011 в адрес ООО «Гостиница «Бологое» направлена телефонограмма о прекращении водоснабжения в связи с отсутствием договора. О прекращении водоснабжения с 24.11.2011 уведомлена администрация г.Бологое письмом от 14.11.2011 3 687 (получено 14.11.2011 вх.№ 1128).      

Сведения о рассмотрении ООО «Гостиница «Бологое» до 24.11.2011 проекта договора отсутствуют.

24.11.2011 МУП «Электросети» прекратило водоснабжение ООО «Гостиница «Бологое».

Проект договора рассмотрен ООО  «Гостиница «Бологое» с составлением протокола разногласий 06.12.2011, протокол разногласий поступил в МУН «Электросети» 21.12.2011 (вх,№ 516). При этом ООО «Гостиница «Бологое» настаивала на следующей редакции договора о сроке его действия: «Договор считается заключенным с 01.12.2011 и распространяет свое действие до 31.12.2012».    

В соответствии с пунктом 4  части 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 Комиссия Тверского УФАС России установила, что ООО «Гостиница «Бологое» было  уведомлено о смене поставщика услуг по водоснабжению и водоотведению, но  в нарушение Правил пользования системами коммунального водоснабжения  и канализации в Российской Федерации не предприняло надлежащих действий по заключению договора. При этом в период с 01.08.2011 по 24.11.2011 услуги водоснабжения и водоотведения оказывались в полном объеме. Комиссия также учитывает позицию ООО «Гостиница «Бологое», изложенную в протоколе разногласий относительно намерений распространить срок действия договора с 01.12.2011. 

Вышеуказанное свидетельствует о самовольном пользовании ООО «Гостиница «Бологое» системами коммунального водоснабжения, а прекращение  оказания услуг  имело место в период отсутствия договора и в условиях, когда  ООО «Гостиница «Бологое»,  получая услуги водоснабжения и водоотведения, в период с 01.08.2011  по 24.11.2011 отказывалось заключать договор, предусматривающий  оказание услуг в этот период  и их оплату.

 Как указано в пункте 4 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих  в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при  оценке  действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о конкуренции, и. в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения  или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Комиссия, оценивая  представленные сторонами доказательства, не установила, что действия МУП «Электросети» были совершены вне допустимых пределов осуществления гражданских прав,  либо налагали на контрагента неразумные ограничения  и  в  силу вышеприведенных  обстоятельств не находит оснований для признания  действий МУП «Электросети»  по прекращению подачи воды с 24.11.2011 г. нарушающими  пункт 4  части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.

Комиссия Тверского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», решила:

прекратить рассмотрение дела №03-6/1-14-2012 в отношении  МУП «Электросети» о нарушении  пункта 4 части  1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 Председатель Комиссии           Л.В.Посохова

                                                  С.Е.Иванов

                                                 Н.А. Суханова

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны