Решение б/н Решение Комиссии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-16-2... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №03-6/1-16-2012  о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена  20 июня  2012 г.                   г. Тверь

Решение изготовлено в полном объёме 04 июля 2012 г.

                                          

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

Председатель Комиссии:

Демина И.С.- руководитель управления.

Члены Комиссии:

Посохова Л.В. -  заместитель руководителя управления;

Иванов С.Е. -  начальник отдела антимонопольного контроля;

Суханова Н.А. -  ведущий специалист  - эксперт отдела антимонопольного контроля;

рассмотрев дело № 03-6/1-16-2012 по признакам нарушения  ООО  «Тверьтепло» (юридический адрес: г. Тверь, Петербургское ш., д. 2)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь  частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению граждан - собственников нежилых помещений … об отказе  ООО «Тверьтепло» допустить в эксплуатацию приборы учета  горячего водоснабжения в помещениях по адресам:  …

На основании пункта 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утв. приказом ФАС России от 17.01.2007  №5 и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по приемке в эксплуатацию  (допуску) приборов учета  тепловой энергии на территории г. Твери в границах расположения тепловых сетей  по  …  по результатам которого установлено, что ООО «Тверьтепло» занимает доминирующее положение на указанном  рынке в границах г. Тверь с долей 100%  (материалы проведенного анализа приобщены  к материалам дела № 03-6/1-16-2012). Кроме того, ООО «Тверьтепло», предоставляя услуги по передаче  тепловой энергии,  в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является  субъектом  естественной монополии.

Владение и пользование  тепловыми сетями  ООО «Тверьтепло» осуществляет  на основании договора аренды муниципального имущества от 17.08.2011 № 3, заключенного между  Департаментом  управления  имуществом и земельными ресурсами  г. Твери и ООО «Тверьтепло», а также договора  субаренды  от 17.08.2011, заключенного  между ОАО «Территориальная генерирующая компания №2»  и ООО «Тверьтепло». Кроме того,  во исполнении п. 6 ст. 15  Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190  и на основании постановления Главы администрации г. Твери от 08.11.2011 № 1997 «Об определении  теплосетевой организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети» и на основании постановления Главы  администрации г. Твери от 27.12.2011 № 2468 «О внесении изменений в постановление администрации г. Твери от 08.11.2011 № 1997»  ООО «Тверьтепло» переданы на обслуживание бесхозяйные теплосети.

Как следует из материалов дела, между ООО «Тверьтепло»  и …  заключены   договоры  энергоснабжения от 01.10.2011 № 236 и  от  28.11.2011  № 548 соответственно,  пунктом 1.1. которых предусмотрено, что  энергоснабжающая организация  обязуется подавать до точки поставки  через присоединенную сеть  тепловую энергию и теплоноситель  на нужды отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а абонент обязуется принимать и оплачивать их в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Между ... и ОАО «Тверьтепло»  заключен договор от 01.01.2010 № 99608, в соответствии с п. 1.1. которого  энергоснабжающая организация поставляет абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент  оплачивает принятую  энергию в объеме, сроки и на условиях предусмотренных  настоящим договором (с учетом Соглашением от 29.07.2011  о замене  энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организации.

Нежилые помещения ... были подключены к внутридомовым сетям  в соответствии с техническими условиями, выданными МУП  «Тверская дирекция единого  заказчика». Указанными типовыми техническими условиями предусматривалась в том числе установка водомерного счетчика. Технические условия  были выполнены  в полном объеме, что подтверждается справками от 08.04.2003 № 799 и  от 21.12.2006 № 3649 МУП  «Тверская дирекция единого  заказчика»  о выполнении технических условий.

14.02.2012 … в адрес ООО «Тверьтепло» были поданы заявки  по утвержденной ООО «Тверьтепло» формы на выдачу технических условий на установку коммерческого узла учета тепловой энергии в здании офиса «Доброе начало» по адресу:…, в здании  парикмахерской  и магазина по адресу:…, а также в здании офиса по адресу: … соответственно. Заявителями подтверждается, что о возможности подать заявки иного содержания им не было известно. 

На указанные заявки ООО «Тверьтепло» выдало технические условия на организацию узла учета тепловой энергии  от 21.02.2012 № 012 -02/06-47 (…),  от 21.02.2012 № 012 -02/06-52 (....), от 21.02.2012 № 012 -02/06-54 (…), которые   разрешали установку горячеводного водомера при условии выполнения проекта  установки узла учета,   а также при  выполнении  других условий, предусмотренных разделом  7 «Допуск в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии у потребителя» Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета N Вк-4936).

В связи с заменой  приборов учета  тепловой энергии (водосчетчиков) и необходимости их приема в эксплуатацию, … и  …  письмами от 20.03. 2012 вх. № 006/11- 1404 и № 006/11-1405  обратились к  ООО «Тверьтепло»  по вопросу  технического осмотра  и приемки  приборов учета  горячей воды в  нежилых помещениях по адресу: … и по адресу: ...  Письмом от 20.03. 2012№ 006/11-1406  … обратился к  ООО «Тверьтепло»  по вопросу выдачи  акта о приемке в эксплуатацию  водомерного узла  в нежилом помещении по адресу: …

Однако, ООО «Тверьтепло»,  сославшись на то, что принимаемые узлы учета ГВС являются коммерческими, а также на пункт  7.1 3  Правил учета  N Вк-4936, письмом от 30 марта 2012 № 006/08-355 фактически отказало в приемке в эксплуатацию приборов учета и направило заявителям  перечень документов, необходимых для оформления допуска узлов учета тепловой энергии и ГВС, который  включал требование о  выполнении проекта узла учета тепловой энергии.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547  Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 3 статьи 543 Гражданского кодекса  Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Согласно пунктам 1,2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона  от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.  Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена обязанность обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7).

Пунктом 1.3  Правила учета  N Вк-4936  определено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Согласно Правил  учета. N Вк-4936:

-водосчетчик   - измерительный  прибор, предназначенный для  измерения  объема (массы) воды (жидкости), протекающей         в  трубопроводе       через       сечение, перпендикулярное  направлению  скорости потока.

- приборы учета- приборы, которые  выполняют  одну  или   несколько      функций:      измерение, накопление,    хранение,    отображение   информации   о   количестве    тепловой энергии,     массе     (или    объеме),   температуре,  давлении теплоносителя  и времени работы самих приборов.

- теплосчетчик -прибор или комплект приборов (средство                            измерения),     предназначенный     для определения   количества   теплоты    и                            измерения     массы     и    параметров теплоносителя.

- узел учета  - комплект приборов     и     устройств, обеспечивающий учет  тепловой  энергии, массы  (или  объема)  теплоносителя,  а также  контроль   и   регистрацию   его параметров.

Узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации. Каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются (пункты 5.1.1., 5.1.2. Правила N Вк-4936). В соответствии с п. 7.1.  Правил N Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.

Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:

- принципиальную схему теплового пункта;

- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;

- паспорта на приборы узла учета;

-документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;

- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);

- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80;

- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.

Согласно п. 7.4. Правил  учета N Вк-4936, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта,  представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Положениями пункта 7.5 Правил учета  N Вк-4936 предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Таким образом, согласно Правилам  учета N Вк-4936,  процедура допуска в эксплуатацию  касается только узла учета тепловой энергии, для измерительных приборов (водосчетчиков, теплосчетчиков) оформление допуска в эксплуатацию, предполагающего выполнение проектных работ, не требуется. Вышеуказанный вывод подтверждается также разъяснениями  Минрегионразвития  России от 14.05.2005 № 2220-АБ/70, подготовленными в рамках  полномочий, установленных Правилами пользования системами  коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Более того, на сайте ООО «Тверьтепло» www.tverteplo.ru  размещена информация в разделе Потребителям/Установка приборов учета тепловой энергии о порядке  установки средств измерения, согласно которой процедура установки и приемки в эксплуатацию  узлов учета и приборов учета существенно отличается. Только при установке узлов учета требуется получение технических условий, проекта, при установке приборов учета  такие требования ООО «Тверьтепло» не предъявляются.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

 В действиях ООО «Тверьтепло», обязывающих   … и ... выполнить  проектные работы, предусмотренные при  допуске  в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии, нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции».

Письмом  от 20.06.2012 исх. № 005/06-210 ООО «Тверьтепло»  признало, что при установке водомерных узлов горячего водоснабжения   во строенных нежилых помещениях  получение технических условий и согласование проекта  не требуется.

В связи с наличием в  вышеуказанных действиях ООО «Тверьтепло» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  Тверское УФАС России на основании статьи 39.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приняло решение о вынесении ООО «Тверьтепло» предупреждения о необходимости прекращения указанных действий путем отзыва письма от 30.03.2012 № 006/08-355 и совершении действий по приему в эксплуатации приборов учета по обращениям: от 20.03. 2012 вх. № 006/11- 1404  …,  от 20.03.2012 № 006/11-1405… и  от 20.03. 2012№ 006/11-1406  …

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, статьей 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия  ООО «Тверьтепло», выразившиеся в навязывании  ... и ... выполнение проектных работ при приеме в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии (водосчетчиков), не предусмотренных Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936

2. Выдать ООО «Тверьтепло» предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва письма от 30.03.2012 № 006/08-355 и совершении действий по приему в эксплуатации приборов учета по обращениям: от 20.03. 2012 вх. № 006/11- 1404  …  от 20.03.2012 № 006/11-1405  ... и  от 20.03. 2012№ 006/11-1406 ... 

 

Председатель Комиссии                   Л.В.Посохова

Члены Комиссии:                               С.Е.Иванов

                                                          Н.А.Суханова   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны