Решение б/н Решение Комисии Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-44-20... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 03-6/1-44-2011

Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  29  августа 2012 г.     г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 Посохова Л.В. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

Жаркова Т.Ю. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;

Суханова Н.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело № 03-6/1-44-2011 по признакам нарушения ООО «Энерго Инвест» (адрес: ул. Успенская д.3, пом.1, г. Красногорск, Красногорский р-н, Московская обл., 143408, ИНН 7728640954)  части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

установила:

настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению Государственного стационарного учреждения Ржевский дом-интернат для престарелых и инвалидов  (адрес: ул. Н.Головни, д. 31,  г. Ржев, 172380, ИНН 6914000276, далее – ГСУ Ржевский дом-интернат)  о необоснованном взимании ООО «Энерго Инвест»  платы за передачу тепловой энергии.

ГСУ Ржевский дом-интернат полагает, что тепловые сети, по которым осуществляется передача  тепловой энергии, находятся на его балансе, в связи с чем, взимание ООО «Энерго Инвест»  платы за передачу тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения не правомерно.

ООО «Энерго Инвест» настаивает на обоснованности своих действий,  ссылаясь на наличие участка тепловой сети - тепловой камеры, предназначенной для передачи тепловой энергии, а также на расходы, связанные с подачей теплоносителя в сеть.

Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле  материалы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

Для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом,  ООО «Энерго Инвест» арендует у ООО «Регион Энерго» недвижимое имущество по договорам от 30.09.2010 № 5н и № 6н. Приказом РЭК от 22.12.2011 № 855-нп на 2012 г. утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Энерго Инвест» для прочих потребителей г. Ржева с календарной разбивкой: с 01.01.2012 по 30.06.2012 – 164, 43 руб./Гкал (без учета НДС), с 01.07.2012 по 31.08.2012 – 147, 6 руб./Гкал (без учета НДС), с 01.09.2012 по 31.12.2012 – 144,0 руб./Гкал (без учета НДС).

Таким образом, в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), ООО «Энерго Инвест» является теплоснабжающей организацией.

Согласно статье 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии, на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии. Предоставляя услуги по передаче тепловой энергии, ООО «Энерго Инвест», в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»  является субъектом естественной монополии.

 В соответствии с пунктом 3.2.4. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела  о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 № 9541) и согласно пункту 1.4 «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 № 18026), не требуется проведения  анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Таким образом, ООО «Энерго Инвест» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения  г. Ржева  в границах расположения арендуемых им тепловых сетей и  коммуникаций, с долей с долей на рынке   -%.  

Комиссией Тверского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела договорные отношения между ГСУ Ржевский дом-интернат и ООО «Энерго Инвест» по поставке тепловой энергии в установленном законом порядке не урегулированы. К материалам дела приобщен  Государственный контракт на поставку  тепловой энергии для государственных нужд от 31.03.2011 №74, сроком действия до 30.09.2011, а также протокол разногласий от 01.03.2011, не подписанный ГСУ Ржевский дом-интернат, и протокол согласования разногласий  от 06.04.2011, не подписанный ООО «Энерго Инвест».  Принимая во внимание, что ГСУ Ржевский дом-интернат оплачивает поставляемую ООО «Энерго Инвест» тепловую энергию, Комиссия пришла к выводу, что между сторонами сложились фактические договорные отношения.

 Согласно представленным материалам, отопление и горячее водоснабжение зданий ГСУ Ржевский дом-интернат осуществляется от котельной №4 ООО «Энерго Инвест». В доказательство того, что передача тепловой энергии осуществляется по тепловым сетям ГСУ Ржевский дом-интернат, последним представлена выписка из  Реестра  государственного имущества Тверской области (письмо от 26.03.2012 № 52), свидетельствующая   о том, что в указанном Реестре  значится объект имущества – теплотрасса, расположенная по адресу: Тверская область, ул. Н.Головни, д. 31. Согласно  инвентарной карточке №2  учета основных средств в бюджетных учреждениях, протяженность теплотрассы ГСУ Ржевский дом-интернат составляет 85 метров, однако схема ее расположения  отсутствует.

В доказательство наличия на спорном участке тепловых сетей ООО «Энерго Инвест» последним представлена схема тепловых сетей от котельной № 4 (приложение №5 к договору аренды имущества от 30.09.2010 № 5н), сведения об общей протяженности тепловой сети от котельной №4 (приложения  №1-1  к договору аренды имущества от 30.09.2010 № 5н),  а также расчет протяженности тепловых сетей от котельной №4, подтверждающие, что участок тепловой камеры  ТК-1/1, прилегающий к котельной №4,  протяженностью 1, 2 м входит в состав  арендуемого им имущества, участвующего в передаче тепловой энергии.

В соответствии со ст. 8 Закона о теплоснабжении,  тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат государственному регулированию.

  В соответствии с п. 58 Методических указаний  по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке (приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 №20-э/2, далее – Методические указания), расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется исходя из следующих видов расходов:

расходы на эксплуатацию тепловых сетей;

расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях).

Расходы на эксплуатацию тепловых сетей должны обеспечивать:

- содержание в соответствии с технологическими нормами, требованиями и правилами тепловых сетей и сооружений на них, устройств защиты и автоматики, а также зданий и сооружений, предназначенных для эксплуатации тепловых сетей;

- уровень надежности теплоснабжения каждого потребителя в соответствии с проектной категорией надежности;

- поддержание качества передаваемых тепловой энергии и теплоносителей в пределах, устанавливаемых в договорах и обязательных к применению правилах, утвержденных в установленном порядке;

- поддержание в состоянии эксплуатационной готовности тепловых сетей, а также оборудования, зданий и сооружений, связанных с эксплуатацией тепловых сетей.

Согласно п.61.2. Методических указаний, в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемых на технологические цели, включая расходы на компенсацию следующих нормативных технологически необходимых затрат и технически неизбежных потерь ресурсов:

тепловые потери через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей;

потери (в том числе с утечками) теплоносителей (пар, конденсат, горячая вода) - без тепловой энергии, содержащейся в каждом из них;

затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи и распределения тепловой энергии.

Таким образом, доводы ООО «Энерго Инвест» о необходимости возмещения расходов, понесенных теплоснабжающей организацией при передаче тепловой энергии ГСУ Ржевский дом-интернат, Комиссия Тверского УФАС России признает обоснованными.

Согласно Положению о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, утв. постановлением  Правительства Тверской области от 20.10.2011 № 141-ПП (далее- ГУ РЭК),  ГУ РЭК является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением, а также контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий по вопросам государственного регулирования тарифов, субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Тверской области, и организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии. 

Как следует из письма  ГУ РЭК от 25.04.2012 № 682, установление тарифов в сфере  теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся  к одной категории потребителей. Согласно пояснениям представителя ГУ РЭК, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии утверждаются исходя из общих затрат теплоснабжающей организации и необходимость его применения не ставится в зависимость от протяженности тепловых сетей, по которым производится передача тепловой энергии.  

В соответствии с пунктом 3  части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с  пунктом 4 постановления  Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением  арбитражными судами  антимонопольного законодательства», при оценке действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, учитываются положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определяется, были ли  действия совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо носят характер злоупотребления правом, налагая на контрагентов неразумные ограничения или ставя  необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Принимая во внимание отсутствие документально подтвержденных доказательств действий ООО «Энерго Инвест», которые могут быть квалифицированы как навязывание невыгодных условий договора, влекущих заключение договора на заведомо невыгодных или незаконных для другой стороны условиях,  Комиссия Тверского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ООО «Энерго Инвест», предъявляющего Государственному стационарному учреждению Ржевский дом-интернат для престарелых и инвалидов счета об оплате услуг по передаче тепловой энергии.  

2. Прекратить рассмотрение дела №03-6/1-44-2011 в отношении ООО «Энерго Инвест» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 Председатель Комиссии            Л.В.Посохова

 Члены Комиссии                         Т.Ю.Жаркова

                                                       Н.А. Суханова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.   

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны