Решение № № 04-6/1-13-4433ВФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА от 16 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Агентство

интеллектуальной

собственности»

ул. 6-я Радиальная, д. 5, корп. 4, кв. 250, г. Москва, 115404

e-mail: office@ais-aqency.ru

АО «САН ИнБев»

ул. Московская, д.28, г. Клин, Московская обл., 141607

e-mail: mail@ab-inbev.com

ООО «Частная пивоварня «Афанасий»

ул. Коминтерна, д. 95,

г. Тверь, 170028

e-mail: info@post.afanasy.ru

ООО «НИКИТИН»

ул. Коминтерна, д. 95,

г. Тверь, 170028
е-mail: trade@afanasy.ru

от 15.11.2017 № 04-6/1-13-4433ВФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 04-6/1-13-2017

10 ноября 2017 года г. Тверь

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) …

в присутствии представителей: ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (далее – ООО «АИС») Ч… (по доверенности FIFA …), ООО «Частная пивоварня «Афанасий» К….(по доверенности…), ООО «НИКИТИН» Щ…(по доверенности…), АО «САН ИнБев» П….по доверенности …),

рассмотрев дело № 04-6/1-13-2017 по признакам нарушения ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Тверским УФАС России по результатам рассмотрения заявления представителя Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (Международной федерации футбольных ассоциаций (далее – FIFA) на территории Российской Федерации по защите интеллектуальной собственности ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (г. Москва) (по доверенности от 20.01.2016 г. г. Цюрих, Швейцария) (далее – ООО «АИС») в действиях ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» были установлены признаки нарушения пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившиеся в проведении стимулирующего мероприятия (рекламной акции) под названием «Афанасий Марочное. Болей за наших вместе с «Афанасием»», в рам­ках которой проходит розыгрыш билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018, с использованием товарных знаков, правообладателем которых является FIFA.

FIFA является владельцем исключительного права на перечень товарных знаков, заре­гистрированных на территории Российской Федерации и по международным сертификатам.

FIFA реализует свое исключительное право путем предоставления третьим лицам на территории Российской Федерации права использовать принадлежащие ей товарные знаки при производстве и вве­дении в гражданский оборот значительного перечня товаров и услуг, в том числе включенных в классы МКТУ: 32- пиво, эль, безалкогольное пиво, безалкогольные напитки; концентраты, сиропы и порошки для изготовления безалкогольных напитков; минеральные и газированные воды; 35 -услуги по продвижению данного товара, организация мероприятий, выставок, ярмарок и шоу в коммерческих, рекламных целях и в целях продвижения; 41 - услу­г по распространению билетов на спортивные соревнования, мероприятия (развлечения) и пр. организация лотерей и конкурсов, бронирование мест на развлекательные и спортивные мероприятия; бронирование билетов на развлекательные и спортивные мероприятия; услуги по распространению билетов на спортивные соревнования, мероприятия (развлечения), билетные агентства в сфере спорта.

Письмом FIFA от 08.08.2015 (составлено г. Цюрих, Швейцария) подтверждено, что компания «Анхойзер-Буш Инбев СА/НВ» (Anheuser-Busch InBev (АВ InBev), Бельгия является одним из Официальных Спонсоров приближающегося Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ в категории солодовых напитков из зерновых культур, которая также включает лагеры, пильзнеры, эли, стауты, слабоалкогольное пиво, безалкогольное пиво, пивные напитки и безалкогольные пивные напитки.

В рамках соглашения от 24.10.2011, заключенного между АВ InBev и FIFA, АВ InBev и его дочерние компании имеют право на использование знаков FIFA (Официальная Эмблема, Официальный Трофей, Официальный Талисман, Официальная Музыка и другие зарегистрированные знаки) по всему миру для ассоциации товаропроизводителя с мероприятием и их продвижения.

Письмо FIFA от 08.08.2015 также подтверждает, что АВ InBev будет на законных основаниях использовать свой бренд «Bud» на территории России в привязке к Знакам Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. При этом АВ InBev (при помощи бренда «Bud») может использовать обозначение «Официальное Пиво Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™» в России и знаки чемпионата в разрешенных законом случаях.

В соответствии с условиями соглашения от 24.10.2011 АВ InBev имеет исключительное право использовать товарные знаки FIFA непосредственно на своих товарах, на их этикетках и упаковках, в том числе совместно с собственными брендами АВ InBev, при их производстве и введении в гражданский оборота, а также при проведении рекламных и маркетинговых акций.

Подразделением АВ InBev, использующим товарные знаки FIFA при производстве и введении в гражданский оборот товаров на территории Российской Федерации, является АО «САН ИнБев», которое осуществляет свою деятельность с 1999 года. АО «САН ИнБев» владеет сетью пивоваренных заводов в 5 российских городах: Клин, Волжском, Омске, Саранске и Иванове. Основные марки выпускаемого пива в России - BUD («Бад»), «Клинское», «Сибирская Корона», Stella Artois («Стелла Артуа»), Lowenbrau («Левенбрау»), Brahma («Брама»), Staropramen («Старопрамен»), «Тинькофф Авторское», Hoegaarden («Хугарден»), «Толстяк» и «ВадЫег» («Багбир»).

Информация о АО «САН ИнБев» представлена на официальном сайте www.suninbev.ru. На этом же сайте в разделе «FIFA WORLD CUP» (www.suninbev.ru/fifa) размещена информация о сотрудничестве (партнерстве) между АВ InBev и FIFA.

В октябре 2017 представителем FIFA в Российской Федерации - ООО «АИС» было обнаружено размещение информации на сайте www.марочное.рф (далее – сайт акции), согласно которой ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» проводят стимулирующее мероприятие под названием «Афанасий Марочное. Болей за наших вместе с «Афанасием», в рам­ках которого проходит розыгрыш билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 (далее – стимулирующее мероприятии «Афанасий Марочное», акция).

Актом осмотра и исследования страниц сайтов в сети Интернет Тверского УФАС России от 09.10.2017 (далее - Акт осмотра сайтов) зафиксировано:

Сайт акции открывается в виде лендинг-пейдж (посадочная страница) под заголовком «МАРОЧНОЕ» с двухъярусным навигационным меню:

1 строка: «холдинг «Афанасий», «Регламент акции» «Центры выдачи призов»;

2 строка: «Главная», «Продукты», «Условиия акции», «Призы», и подзаголовком «Болей за наших вместе с «Афанасием».

Главная цель сайтов в виде посадочной страницы — совершение посетителем конкретного (целевого) действия – на данном сайте это покупка продукта – пива «Марочное» светлое. Посадочные страницы достаточно широко используются в маркетинге и считаются, согласно открытым источникам, высокоэффективными.

Условия акции определены в следующей последовательности: купи «Марочное» светлое с акционной наклейкой, сохрани кассовый чек, регистрируйся в личном кабинете, присылай нам чек и выбирай подарки, с 1 декабря получи призы в пунктах выдачи.

Перечень призов содержит в числе главных:

- 2 билета на ЧМ 2018 (2500 баллов) с изображением товарного знака FIFA с надписями: «FIFA WORD CUP», «Russia 2018» (выполненных характерными шрифтами);

- 2 билета на игры сборной РФ (1000 баллов) с изображением флага Российской Федерации и футбольным мячом.

При клике на заголовок «холдинг «Афанасий» осуществляется переход на сайт www.afanasy.ru, на котором внизу первой страницы имеется активный баннер с рекламой акции «МАРОЧНОЕ, Болей за наших вместе с «Афанасием»». На верху в навигационном меню активный подзаголовок: «Холдинг», при клике на который открывается список, в котором на первом месте указана торговая компания «НикитиН». Подзаголовок «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «НикитиН» имеет активную ссылку на сайт www.nikitin-trade.ru.

На сайте www.nikitin-trade.ru в рубрике «Новости» (в правом сайт-баре) размещена информация от 30.09.2017 под заголовком «Акция «Марочное — болей за наших с Афанасием», открывается новость отдельной страницей с началом текста: «Хочешь выиграть билет на Чемпионат мира по футболу – 2018. Тогда участвуй в акции от «Афанасия»!», текст заканчивается строчкой «Подробности акции читай на сайте Марочное.рф». Название сайта акции при этом является активной ссылкой, которая открывает сайт акции.

Подзаголовок на главной странице сайта www.nikitin-trade.ru «Ассортимент» открывается с заголовком «Продукция», в котором расположен один из разделов «Алкогольные напитки», где представлены 4 вида пива «Марочное»: безалкогольное, светлое (4,5 % об.), темное (4,5 % об.), светлое нефильтрованное (4,1 % об.).

Согласно акту осмотра сайтов, актам фиксации реализации продукции от 19.10.2017 Тверского УФАС России в акции участвует пиво «Марочное светлое», информация об акции нанесена на бутылки в виде наклейки зеленого цвета с информацией «Сохраняй чек на покупку светлого Марочного, заходи на сайт МАРОЧНОЕ.РФ и выиграй билеты на Чемпионат Мира по футболу-2018»», в которой используется обозначение «Чемпионат Мира по футболу-2018», сходное до степени смешения с зарегистрированными FIFA обозначениями: «Чемпионат Мира по футболу FIFA» (международный сертификат № 1142845 (дата регистрации 20.02.2012), «WORLD CUP 2018» (международный сертификат № 1093885 (дата регистрации 11.05.2011), «ЧМ2018» (свидетельство № 600423 (дата регистрации 28.12.2016) (классы МКТУ 32, 35, 41).

В разделе «Призы» сайта акции размещен графический товарный знак FIFA с словесными обозначениями «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018» (свидетельство № 600424 (класс МКТУ 32, 35, 41 дата регистрации 28.12.2016) и надпись «2 билета на ЧМ 2018», в которой используется обозначение «ЧМ 2018», сходное до степени смешения с зарегистрированными FIFA обозначением: «ЧМ2018» (свидетельство № 600423 (дата регистрации 28.12.2016) (классы МКТУ 32, 35, 41).

Вышеуказанное использование товарных знаков FIFA осуществляется в отсутствие лицензионного (сублицензионного) соглашения, дающего право использо­вания принадлежащих FIFA товарных знаков и сходных с ними до степени смешения обозначений в отношении: товара – пиво (класс МКТУ 32); услуг - по продвижению данного товара, организация мероприятий, выставок, ярмарок и шоу в коммерческих, рекламных целях и в целях продвижения (класс МКТУ 35); услу­г по распространению билетов на спортивные соревнования, мероприятия (развлечения) и пр. организация лотерей и конкурсов, бронирование мест на развлекательные и спортивные мероприятия; бронирование билетов на развлекательные и спортивные мероприятия; услуги по распространению билетов на спортивные соревнования, мероприятия (развлечения), билетные агентства в сфере спорта (класс МКТУ 41).

Фонетическое, графическое и семантическое сходство обозначения «Чемпионат Мира по футболу-2018», использованного непосредственно на товаре (наклейки) ООО «Частная пивоварня «Афанасий», соответствующего классу МКТУ 32 (пиво), с зарегистрированными FIFA обозначениями (международные сертификаты № 1142845 и № 1093885) подтверждается также Заключением патентного поверенного Бородина А.О. от 19.10.2017 (сертификат НП «Палата судебных экспертов» от 19.10.2011 № 006562 по специальности – Исследование объектов патентных прав и средств индивидуализации с целью установления их использования).

В Правилах проведения акции «Афанасий Марочное. Болей за наших вместе с «Афанасием»» указан организатор акции - ООО «Частная пивоварня «Афанасий» (ИНН 7704209474), 170028, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95 (подраздел «Основные определения» раздела «Регламент акции» сайта акции).

Размещение вышеуказанной информации о сайте акции и сайте www.afanasy.ru подтверждено также протоколом в порядке обеспечения доказательств исполняющего обязанности нотариуса города Москвы Сигал К.И. от 09.10.2017, представленным АО АО «САН ИнБев» (приложение к письму от 19.10.2017 № 191017-001ю).

Согласно информации АО «Региональный Сетевой Информационный Центр (письмо от 03.11.2017 № 4137-С):

администратором домена второго уровня марочное.рф с 24.07.2017 года и по настоящее время является юридическое лицо ООО «НикитиН»»;

доменное имя nikitm-trade.ru было принято на обслуживание в АО «РСИЦ» 07.09.2015, администратором домена второго уровня nikitin-trade.ru с 07.09.2015 года и по настоящее время является юридическое лицо ООО «НикитиН» (ИНН: 6901082384, адрес места нахождения: 170028. г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95)

доменное имя afanasy.ru было принято на обслуживание в АО «РСИЦ» 07.09.2015, администратором домена второго уровня afanasy.ru с 07.09.2015 года и по настоящее время является юридическое лицо ООО «Частная пивоварня «Афанасий» (ИНН: 7704209474, адрес места нахождения: 170028, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95)

Информация о проведении и продолжении акции была размещена не только на сайте акции, но и на страницах «Холдинга Афанасий», «afanasyholding», «Марочное», «Мир глазами алкоголика» и «Поясни за бухло» в социальных сетях: www.facebook. com, www.instaqram.com, www.vk.com , www.ok.ru и на сайте www.theothertver.com (письма ООО «АИС» от 10.10.2017 № ЗИС-2628/2017, от 09.11.2017 исх. № ЗИС-2955/2017, акты осмотра сайтов от 09.10.2017 и 01.11.2017); при этом также используются обозначения, сходные до степени смешения с зарегистрированными FIFA обозначениями и товарными знаками, например: в www.instaqram.com, используется обозначение, сходное до степени смешения с товарны­ми знаками по свидетельствам №№ 600424, 552416.

Предусмотренная взаимосвязь сайта акции по активным ссылкам с сайтами www.afanasy.ru и www.nikitin-trade.ru, на которых размещена информация о рассматриваемом стимулирующем мероприятии «Афанасий Марочное», а также информация в социальных сетях с активными ссылками на www.марочное.рф, свидетельствуют об активном совместном промотировании ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» (Холдинг «Афанасий») акции среди потребителей пива в целях продвижения товара пива «Марочное» и имиджа Холдинга «Афанасий» с использованием товарных знаков, правообладателем которых FIFA.

Согласно акту осмотра сайтов от 01.11.2017 Тверского УФАС России стимулирующее мероприятие «Афанасий Марочное» продолжается, на сайте www.марочное.рф условия участия определены в следующей последовательности: купи «Марочное» светлое с акционной наклейкой, сохрани кассовый чек, регистрируйся в личном кабинете, присылай нам чек и выбирай подарки, с 1 декабря получи призы в пунктах выдачи; первый приз: 2 билета на игры сборной РФ (1000 баллов) с изображением флага Российской Федерации и футбольным мячом.

Факт реализации пива «Марочное светлое» с информацией об акции вышеуказанного содержания имел место в торговых сетях г. Твери, г. Москвы, г. Нижний Новгород, г. Рязань, г. Кострома, с. Дядьково Рязанской области, п. Караваево Костромской области (чеки в материалах дела).

Согласно информации торговых сетей города Твери поставщиком пива «Марочное» является ООО «НикитиН» (ИНН 6901082384, ОГРН 1056900107109, юридический и почтовый адрес: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 95), пиво поступало от поставщика в адрес торговох сетей с уже нанесенными наклейками об акции (письмо от 03.11.2017 № б/н ООО «Ритм-2000», договор поставки от 17.08.2015 № 111; письмо от 01.11.2017 № 02-172 ОАО «Универсал», договор поставки от 01.02.2015 № б/н).

При этом, ни FIFA, ни уполномоченные ею организации не заключали с ООО «Частная пивоварня «Афанасий» или ООО «НикитиН» соглашений, дающих право использовать символику спортивных соревнований (товарные знаки) FIFA при проведении акции «Афанасий Марочное. Болей за наших вместе с «Афанасием», а также не давали официального письменного разрешения на использование входных билетов на мероприятия для проведения рекламных и маркетинговых акций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 07.06. 2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (да­лее – Закон № 108), ФИФА принадлежат имущественные права, в том числе права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на ме­роприятия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 108 использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 5 статьи 19 Закона № 108 использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 108, реализация (продажа, перепродажа, распреде­ление, распространение, обмен и иное использование, связанное или не связанное с извлечением при­были) входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными орга­низациями FIFA не допускается.

При этом, согласно части 1 статьи 20 Закона № 108, признается недобросовестной конку­ренцией и влечет за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законода­тельством Российской Федерации:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований (пункт 1);

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA (пункт 2);

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве (пункт 3);

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями (пункт 4);

- использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия (пункт 6);

- использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA (пункт 7).

В соответствии со статьей 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предприни- мателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. При этом товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ без разрешения правообладателя никто не вправе использовать сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем незаконного использования обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Товарные знаки и бренды как важнейшие нематериальные активы хозяйствующих субъектов служат обеспечению их конкурентоспособности. Будучи средством идентификации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, реализуемых с его символикой товаров и услуг, товарные знаки FIFA имеет несомненную ценность для нелицензированных предприятий как залог востребованности его услуг на соответ-ствующем рынке.

Привлечение потенциальных потребителей товара ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и продвижение ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» товара ООО «Частная пивоварня «Афанасий» (пива «Марочное») путем размещения символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года на сайтах www.марочное.рф, www.afanasy.ru, www.nikitin-trade.ru, также использование для такого продвижения билетов на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года, является в соответствии с пунктом 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции актом недобросовестной конкуренции, так как данные действия причиняют или могут причинить убытки официальным спонсорам международного мероприятия, а также вводят в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» к FIFA или мероприятиям FIFA в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 27.09.2011 г. № 3602/11, нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование (размещение на товаре или упаковке) не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.

ООО «Частная пивоварня «Афанасий», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц онлайн-ресурса Федеральной налоговой службы (далее - выписке из ЕГРЮЛ), зарегистрированное в качестве юридического лица 20.08.2002 (ИНН 7704209474), осуществляет основной вид деятельности – деятельность по производству пива (код ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, далее – код ОКВЭД – 11.05), дополнительные виды деятельности: производство безалкогольных напитков; торговля оптовая пивом (соответствующие коды ОКВЭД – 11.07.2, 46.34.23).

ООО «НикитиН», согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрированное в качестве юридического лица 02.08.2005 (ИНН 6901082384), осуществляет основной вид деятельности – деятельность по оптовой торговле напитками (код ОКВЭД – 46.34), дополнительные виды деятельности: производство пива, производство безалкогольных напитков, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (соответствующие коды ОКВЭД – 11.05, 11.07, 70.22).

АО «САН ИнБев», согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрированное в качестве юридического лица 02.03.2004 (ИНН 5020037784), осуществляет основной вид деятельности – деятельность по производству пива (код ОКВЭД – 11.05), дополнительный вид деятельности – деятельность по оптовой торговле напитками (код ОКВЭД – 46.34), производство безалкогольных напитков, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (соответствующие коды ОКВЭД – 11.07, 70.22).

Реализация пива производства АО «САН ИнБев», а также производства ООО «Частная пивоварня «Афанасий» осуществляется на территории Российской Федерации, в том числе в г. Твери.

Таким образом, в том числе с учетом предпринимательской деятельности:

- ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и АО «САН ИнБев» являются конкурентами на товарном рынке по производству пива (код ОКВЭД – 11.05), производство безалкогольных напитков (код ОКВЭД – 11.07);

- ООО «НикитиН» и АО «САН ИнБев» являются конкурентами на товарном рынке по оптовой торговле напитками (код ОКВЭД – 46.34) и на рынке услуг консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления (соответствующие коды ОКВЭД –70.22).

Согласно сведениям Федеральная служба государственной статистики ( письмо по состоянию на 01.10.2017 в Российской Федерации учтено следующее количество организаций, заявивших при государственной регистрации в качестве основного вида деятельности код по ОКВЭД:

11.05 «производство пива» - 1992 организации;

11.07 «производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» - 3750 организаций;

46.34 «торговля оптовая напитками» - 10824 организации;

70.22 «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управле-ния» - 45206 организаций.

При этом количество крупных и средних функционирующих предприятий-

производителей пива и безалкогольных напитков в Российской Федерации в январе-сентябре 2017 года составило:

пиво, кроме отходов пивоварения - 106 организаций;

воды минеральные природные питьевые и воды питьевые, расфасованные в емкости, не содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ - 161 организация;

напитки безалкогольные прочие - 177 организаций.

Рынок по производству и оптовой торговле пивом является конкурентным, любой из хозяйствующих субъектов на данном рынке – потенциальный партнер FIFA и при заключении соответствующего соглашения – лицензиат (сублицензиат) с правом использования товарных знаков, правообладателем которых является FIFA.

С учетом объема информации об акции, размещенной в сети Интернет, использование ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН» товарных знаков FIFA при проведении рассматриваемого стимулирующего мероприятия и использование (предложение в виде приза) в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов входных билетов на мероприятия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года при осуществлении предпринимательской деятельности, направлено на получение значительных преимуществ перед другими участниками выше обозначенных товарных рынков вследствие создания представления об одобрении FIFA производимых ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и поставляемых в торговые сети ООО «НикитиН» товаров в виде:

- увеличения объема продаж пива (и иных товаров);

- увеличения количества информационных поводов для раскрутки имиджа компаний (и их товаров).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Частная пивоварня «Афанасий» и ООО «НикитиН», выразившиеся в незаконном использовании при осуществлении предпринимательской деятельности, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», билетов и символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года - товарных знаков, правообладателем которых является Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (Международная федерация футбольных ассоциаций (FIFA) в рекламных целях и для проведения рекламных акций в нарушение требований Федерального закона от 07.06. 2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как действия, нарушающие требования пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции Закона о защите конкуренции.

………….

Связанные организации

Связанные организации не указаны