Решение №04-6/2-22-2015 Решение и предписание по делу № 04-6/2-22-2015 от 11 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-22-2015

­­­­

Резолютивная часть решения по делу оглашена 22 апреля 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 г.                                                г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Тверское УФАС России, Комиссия)  в составе:

председатель Комиссии:  Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Балан А.Э. - специалист  1 разряда отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-22-2015, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  06.12.2013 в 18:18 на выделенный <***> телефонный номер <***> без его предварительного согласия посредством смс-сообщения рекламы следующего содержания: «Деньги всем!Без звездочек! ООО «Тайм кредит»Звони 88043332240», отправитель – <***>, смс-центр - <***>,

в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***>, а также представителей ООО «КАМАТЕЛЕКОМ»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению <***> (далее – Заявитель) по факту распространения 06.12.2013 в 18:18 на выделенный ему телефонный номер <***> без его предварительного согласия рекламы следующего содержания: «Деньги всем!Без звездочек! ООО «Тайм кредит»Звони 88043332240», отправитель – <***>, смс-центр - <***> В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) целями настоящего Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со статьей 3 Закона реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Указанная выше информация полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются услуги микрофинансовой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложена на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: «Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы».

Телефонный номер абонента <***> закреплен за оператором связи ОАО «МегаФон», регион Тверская область.

Согласно информации ОАО «МегаФон» (письмо от 21.02.2014 5/1.18-ОG-исх.3.3)  вышеуказанное смс-сообщение на телефонный номер  <***> <***> поступило 06.12.2013 в 18:17 с телефонного номера <***>.

Телефонный номер отправителя и смс-центра относятся к ресурсу нумерации ОАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем», регион – Самарская область (далее – ОАО «СМАРТС»), согласно информации которого (письмо от 18.02.2014 № 1-631) распространителем вышеуказанного смс-сообщения является ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» на основании договора на оказание услуг от 18.10.2013 №  193-13 (далее – договор №   193-13).

 В рамках вышеуказанного договора Исполнитель (ОАО «СМАРТС» в лице филиала ЗАО «СМАРТС-Ульяновск GSM») обязуется предоставлять Услуги по конвертированию телематических протоколов, используемых Заказчиком (ООО «КАМАТЕЛЕКОМ»)  для отправки SMS-сообщений, в протоколы сетей подвижной связи с необходимым уровнем качества, а также обеспечить учет объема предоставленных услуг (пункт  2.1 договора №   193-13). В рамках услуг ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется обеспечить функционирование Комплекса ИСПОЛНИТЕЛЯ 24 часа в сутки 7 дней в неделю (пункт  2.2 договора №   193-13). 

При этом формирование текста SMS-сообщения и набор абонентского номера для доставки Абоненту производится ЗАКАЗЧИКОМ с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации и Правил предоставления Услуг и не включается в Услуги по настоящему Договору (пункт 2.5 договора №   193-13).

 Таким образом, действия по распространению рекламы на телефонный номер <***> совершены ООО «КАМАТЕЛЕКОМ». Факт отправки подтверждается  пунктами  3.2.2, 3.2.3, 3.2.5 и 5.9 договора № 193-13. Согласно пункту 3.2.2 ЗАКАЗЧИК обязан не использовать свой Комплекс и Комплекс ИСПОЛНИТЕЛЯ для организации СПАМА; для намеренной передачи сообщений, которые могут привести к нарушению работоспособности оборудования ИСПОЛНИТЕЛЯ. Согласно пункту 3.2.3 ЗАКАЗЧИК обязан в обязательном порядке получить предварительное письменное согласие от Абонента, на абонентский номер которого будет производится отправка SMS-сообщений с информацией ЗАКАЗЧИКА. Согласно пункту 3.2.5 ЗАКАЗЧИК обязан осуществлять рассылку SMS-сообщений в соответствии с законодательством РФ, в том числе нормам законов об охране авторских и иных прав на объекты интеллектуальной собственности, о рекламе, действующих на территории Российской Федерации.

Из пункта 5.9 договора № 193-13 вытекает, что в связи с тем, что ИСПОЛНИТЕЛЬ не является создателем (изготовителем) и распространителем SMS-СООБЩЕНИЙ, начиная с момента подготовки текста SMS-сообщения, его редактирования и заканчивая отправкой SMS-СООБЩЕНИЙ АБОНЕНТАМ, всю ответственность, предусмотренную действующим законодательством за ненадлежащее или незаконное распространение SMS-СООБЩЕНИЙ, отправленных с КОМПЛЕКСА ЗАКАЗЧИКА и их содержание и присваиваемый Адрес отправителя, в полном объеме несет ЗАКАЗЧИК. 

Кроме того, ОАО «СМАРТС» были представлены платежные поручения от 23.10.2013 № 3 и от 08.11.2013 № 7, плательщиком по которым значится ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» (р/с 40702810823800000268 в ПФ ОАО «МДМ БАНК» г. Пермь), а также акты  от 31.10.2013 № 1190, от 30.11.2013 № 1343 и от 31.12.2013 № 1501, заказчиком услуг по которым также значится ООО «КАМАТЕЛЕКОМ».

 ООО «КАМАТЕЛЕКОМ», будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, затребованные от него пояснения и документы не предоставил, позицию о факте распространения рекламы не выразил.  

Учитывая отсутствие согласия заявителя на получение вышеуказанной рекламы, при распространении 06.12.2013 в 18:18 на выделенный Заявителю телефонный номер <***> рекламы следующего содержания: «Деньги всем!Без звездочек! ООО «Тайм кредит»Звони 88043332240», были нарушены требования части 1 статьи 18 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Закона, несет рекламораспространитель.

Как указано выше, статьей 3 Закона определено, что рекламораспространитель это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.  

При решении вопроса о том, кто является рекламораспространителем в рамках настоящего дела, Комиссия пришла к выводу о том, что им является ООО «КАМАТЕЛЕКОМ». Такой вывод позволяет сделать наличие договора между оператором связи ОАО «СМАРТС» и ООО  «КАМАТЕЛЕКОМ», которым предоставлена техническая возможность ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» отправлять SMS-сообщения, а также платежные поручения, подтверждающие, что ООО «КАМАТЕЛЕКОМ»,  оплачивало услуги по передаче смс-сообщений, что свидетельствует о прямой и непосредственной причастности ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» к распространению смс-сообщения 06.12.2013 в 18:18 на телефонный номер Заявителя <***>, а его действия квалифицировать как действия рекламораспространителя.

Действия ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» по распространению 06.12.2013 в 18:18 на телефонный номер <***>, выделенный <***> без его предварительного согласия посредством смс – сообщения рекламы следующего содержания: «Деньги всем!Без звездочек! ООО «Тайм кредит»Звони 88043332240», нарушают требования части 1 статьи 18 Закона.

 

На основании вышеуказанного и руководствуясь частью 1 статьи 18, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37, 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Деньги всем!Без звездочек! ООО «Тайм кредит»Звони 88043332240», распространенную 06.12.2013 в 18:18 на выделенный <***> телефонный номер <***> посредством смс-сообщения без предварительного согласия абонента, ненадлежащей, действия  ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» (614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9А; ИНН 5904292726) нарушающими часть 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» (614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9А; ИНН 5904292726) и ОАО «СМАРТС» (443013, г. Самара, ул. Дачная, д. 2, корп. 2; ИНН 6311008571) как лицу, имеющему возможность прекратить или обеспечить прекращение нарушения законодательства о рекламе, предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» при распространении вышеуказанной рекламы услуг посредством направления смс-сообщений без предварительного согласия абонентов.

3. Направить копию настоящего решения ОАО «СМАРТС» (443013, г. Самара, ул. Дачная, д. 2, корп. 2).

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          

          

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е. И. Манюгина, А.Э. Балан

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-6/2-22-2015 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

07 мая 2015 г.                                                                                                                   г. Тверь                                                                                                             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:  Фомин В.М., руководитель управления,

члены Комиссии:

Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

Балан А.Э. - специалист  1 разряда отдела контроля органов власти,

на основании решения от 07.05.2015 по делу № 04-6/2-23-2015 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» (614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9А; ИНН 5904292726) и ОАО «СМАРТС» (443013, г. Самара, ул. Дачная, д. 2, корп. 2; ИНН 6311008571) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламного смс-сообщения следующего содержания: «Деньги всем!Без звездочек! ООО «Тайм кредит»Звони 88043332240» на телефонный номер <***> без предварительного согласия абонента –  <***>, и при распространении рекламы посредством смс-сообщений на телефонный номер <***> обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «КАМАТЕЛЕКОМ» (614010, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 9А; ИНН 5904292726) и ОАО «СМАРТС» (443013, г. Самара, ул. Дачная, д. 2, корп. 2; ИНН 6311008571) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.06.2015 либо в течение десяти дней со дня исполнения настоящего предписания.

 

В  случае  невыполнения  в установленный срок предписания о прекращении нарушения  законодательства  о  рекламе  ФАС России вправе в соответствии с пунктом  2.4  статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить  на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч  до  двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание   может  быть  обжаловано  в  арбитражный  суд  в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалование в судебном порядке настоящего предписания не приостанавливает его исполнение.

 

           

Председатель Комиссии: В.М. Фомин

Члены Комиссии: Л.В. Посохова, Е.И.  Манюгина, А.Э. Балан

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны