Решение №04-6/2-5-2021ЛП Решение в отношении ООО "СервисТрейд" о нарушении части 7 ст... от 23 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-6/2-5-2017

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2017 года                           

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2017 года                                                                               г. Тверь

                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

- Федина А.Э., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 04-6/2-5-2017, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  ООО «СервисТрейд» на территории города Твери рекламной акции «0-0-24»,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***>, а также представителей ООО «СервисТрейд», ООО «Эд оклок» и ООО «БизнесПРО»,

УСТАНОВИЛА:

В городе Твери напротив магазина «ТехноСила» по проспекту Чайковского  у дома 37 была размещена рекламная конструкция о проводимой рекламной акции «0-0-24» следующего содержания: «РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА».

 В нижней части рекламы мелким шрифтом размещен текст следующего содержания: «0-0-24» - название рекламной акции, в рамках которой с 10.01.2017 по 06.02.2017 при приобретении товара в кредит, предоставляемый банком-партнером ООО «ХКФ Банк» (Генеральная лицензия ЦБ РФ № 316) на указанных ниже условиях, удорожание товара по сравнению с его первоначальной стоимостью не происходит за счет предоставленной продавцом скидки на товар в размере 15% в связи с чем для покупателя такая покупка будет аналогичной как если бы он приобрел товар по его первоначальной стоимости в рассрочку без уплаты процентов, предоставленную продавцом кредит предоставляется в рамках маркетинговой акции «0-0-24_СК15» (сегмент «бытовая электроника») с параметрами: сумма кредита от 2000 до 200000 рублей; срок кредита – 24 месяца; при размере первого взноса в кассу магазина строго 0% от стоимости товара ставка по кредиту 15,81% годовых. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин. Количество товара ограничено. С информацией об организаторе акции, о правилах ее проведения, сроками, местом и порядком получения товаров можно ознакомиться на сайте www.tehnosila.ru ООО «СервисТрейд», РФ, 107061, г. Москва, Преображенская пл., 8, этаж 16, ОГРН 1107746080738».

При этом фраза «РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА» выполнена крупным шрифтом и такая информация с учетом цветовой гаммы и места ее расположения в рекламе в первую очередь воспринимается потребителями рекламы, а остальная информация – не поддается прочтению (ее содержание установлено из информации, представленной ООО «СервисТрейд», письмом от 27.02.2017 б/н), а в непосредственной близости от рекламной конструкции установить полное содержание информации невозможно.

Факт распространения вышеназванной рекламы зафиксирован актом Тверского УФАС России от 07.02.2017 и подтвержден приложенными фотографиями.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к проводимой акции «0-0-24», которая предполагает возможность приобретения товаров в магазинах «ТехноСила» в кредит, предоставляемый ООО «ХКФ Банк», под видом рассрочки.

Согласно позиции ООО «СервисТрейд», изложенной в письме от 06.04.2017 б/н, в рамках проводимой во всех магазинах «ТехноСила» рекламной акции «0-0-24» потребителям были доступны для оформления кредиты на следующих условиях: первоначальный взнос за товар в размере 0 рублей действует в отношении всех покупателей, приобретающих товар в магазинах «Техносила» в кредит, предоставляемый ООО «ХКФ Банк», по маркетинговой акции «0-0-24_СК15». Переплата за товар в размере 0 рублей достигается благодаря предоставлению продавцом скидки на товар в размере 15% от стоимости товара. При приобретении товара в кредит на срок 24 месяца по маркетинговой акции «0-0-24_СК15» и размере первого взноса 0% ставка по кредиту составит 15,81% годовых.

Между ООО «СервисТрейд» и ООО «БизнесПРО» заключен договор комиссии от 26.04.2010 № 801-12/1 (далее – Договор комиссии), согласно условиям которого ООО «СервисТрейд» обязуется от своего имени и за счет ООО «БизнесПРО» осуществлять реализацию товара ООО «БизнесПРО», а также осуществлять реализацию сертификатов «Сервис Плюс» на сервисное облуживание потребителей (продажа услуг дополнительного сервиса) по конкретным категориям товаров. Согласно пункту 2.3.10 Договора комиссии ООО «СервисТрейд» обязано согласовывать с ООО «БизнесПРО» все рекламные материалы, используемые для продвижения товара ООО «БизнесПРО».

В соответствии с условиями подписанного 01.03.2015 между ООО «СервисТрейд» и ООО «БизнесПРО» Дополнительного соглашения к Договору пункт 2.3.10 Договора изложен в новой редакции: «Комиссионер (ООО «СервисТрейд») определяет содержание рекламы, используемой для продвижения товара Комитента (ООО «БизнесПРО»). Рекламные материалы, переданные Комиссионером (ООО «СервисТрейд») должны соответствовать требованиям законодательства РФ о рекламе. Комиссионер (ООО «СервисТрейд») несет ответственность за несоответствие предоставляемых к размещению рекламно-информационных материалов в рамках действующего законодательства РФ».

В связи с проводимой ООО «СервисТрейд» вышеуказанной федеральной рекламной акцией «0-0-24» 19.12.2016 между ООО «СервисТрейд» и ООО «БизнесПРО» подписан документ, поименованный «О предоставлении рекламных материалов по Договору комиссии № 801-12/1 от 26.04.2010», согласно которому ООО «Сервис Трейд» передало ООО «БизнесПРО» для размещения макет рекламной акции «0-0-24».

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного документа ООО «БизнесПРО» не несет ответственности за содержание представленных рекламных материалов.

Привлеченное к участию в деле ООО «Эд оклок» письмом от 12.04.2017 б/н сообщило, что размещение рекламных материалов бренда «Техносила» производится ООО «Эд оклок» по договору от 27.03.2015 № 07-2015/АЗ, заключенному с ООО «БизнесПРО», согласно которому ООО «Эд оклок» обязуется по поручению, в интересах и за счет ООО «БизнесПРО» заключать от своего имени сделки с третьими лицами с целью размещения рекламных кампаний ООО «БизнесПРО» в средствах массовой информации и на объектах наружной и/или внутренней рекламы.

ООО «БизнесПРО» в рамках настоящего дела представило пояснения от 04.05.2017 б/н, согласно которым последнее не осуществляло согласование рекламных материалов, предоставляемых ООО «СервисТрейд».

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе самостоятельно выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе.

Такие обязательные требования содержатся в статье 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Привлекательная для потребителя информация о предоставлении товаров в рассрочку без первоначального взноса и без переплаты на 24 месяца («РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА») выполнена крупным шрифтом, с использованием ярких цветовых акцентов и размещена в центре рекламного поля, что привлекает внимание потребителя и побуждает приобрести товары в магазине «ТехноСила» в рассрочку.

Менее привлекательная, но значимая для потребителя информация о том, что имеет место не рассрочка, а кредит под 15,81% годовых выполнена мелким нечитаемым шрифтом в нижней части рекламного поля.

С учетом особенностей размещения рекламного баннера (на высоте более 2 метров) вышеуказанный мелкий текст не поддается прочтению, даже в непосредственной близости.

 Распространенная ООО «СервисТрейд» в период с 10.01.2017 по 06.02.2017 реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, таким образом, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Указание в рекламе существенных условий способом, затрудняющим восприятие такой информации, в частности, мелким шрифтом, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым способом приобретения товаров в магазине «ТехноСила» в рассрочку.

Таким образом, крупным шрифтом приведена информация привлекательная для потребителя (о возможности приобретения товара в рассрочку без переплаты), хотя фактически имеет место не рассрочка, а кредит под 15,81% годовых,  которые не доведены до сведения потребителя доступным для него способом.

Формальное присутствие в рекламе условий приобретения товара в кредит, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю рекламы воспринимать данные сведения и соответственно не может рассматриваться как их фактическое наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение относительно условий, влияющих на сумму расходов.

Вышеуказанное не свидетельствует о доведении до неопределенного круга лиц требуемой информации надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно порядка приобретения товаров.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае, лицом, определившим содержание вышеуказанной рекламной акции, является ООО «СервисТрейд».

Следовательно, при размещении вышеназванной рекламы ООО «СервисТрейд» нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Тверского УФАС России пришла к выводу о прекращении дела в отношении ООО «Эд оклок» и ООО «БизнесПРО» в связи с отсутствием надлежащих доказательств о причастности их к формированию содержания вышеуказанной рекламы.

Учитывая, что сроки проводимой рекламной акции «0-0-24» истекли, отсутствуют основания для выдачи ООО «СервисТрейд» предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Тверского УФАС России

РЕШИЛА:

1.  Признать ненадлежащей рекламу магазина «ТехноСила» следующего содержания: «РАЗ СРОЧНО-РАССРОЧКА! 0 первый взнос 0 переплата 24 месяца ТЕХНОСИЛА», поскольку при распространении рекламы нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»; признать действия ООО «СервисТрейд» (107061, г. Москва, Преображенская пл.,  д. 8, этаж 16, ОГРН – 1107746080738, ИНН - 7723747460) нарушившими требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.    В связи с  прекращением размещения рекламы предписание ООО «СервисТрейд» не выдавать.

3.   Прекратить участие в деле № 04-6/2-5-2017 ООО «Эд оклок» (115054, г. Москва, ул. Валовая, д. 8, стр. 1, ОГРН - 1077761378661, ИНН - 7705813216) и ООО «БизнесПРО» (107061, г. Москва, Преображенская площадь, д. 8, этаж 16, ОГРН 1097746849529, ИНН 7723743681).

4.   Передать материалы дела № 04-6/2-5-2017 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.Э. Федина

Связанные организации

Связанные организации не указаны