Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий, которые содержат пр... от 24 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация города Твери

ул. Советская, д.11,

г.Тверь, 170100

 

 

 

 

 

 

 

 

04-8/2-400 ВФ

12.02.2016

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий,

которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по результатам рассмотрения коллективного заявления операторов связи установило признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, и только в целях решения вопросов местного значения.

Согласно статье 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

 Согласно пункту 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) определен порядок организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи. Вышеуказанной статьей определено, что организации связи по договору с собственниками или иными владельцами опор линий электропередачи могут осуществлять на них строительство и эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной законный владелец указанного недвижимого имущества праве требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законам.  

Согласно части 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.

Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284, (далее – Правила недискриминационного доступа) в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением требований, определенных Правилами недискриминационного доступа, в пределах установленных полномочий по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях. 

Правила недискриминационного доступа делят инфраструктуру для размещения сетей электросвязи на специальные объекты инфраструктуры и сопряженные объекты инфраструктуры. Специальные объекты инфраструктуры - специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры; сопряженные объекты инфраструктуры - объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, воздушные линии электропередачи и столбовые опоры. Опоры наружного освещения – сопряженные объекты инфраструктуры.

Правила недискриминационного доступа устанавливают не право, а обязанность владельца инфраструктуры обеспечить доступ к ней, если имеется технологическая и экономическая возможность для этого и такое размещение не препятствует использованию объектов по их прямому назначению и не влияет на безопасность функционирования самих объектов (пункт 18 Правила недискриминационного доступа).

Согласно пункту 38 Правил недискриминационного доступа тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры.

Владельцем инфраструктуры является МУП «Тверьгорэлектро».

Опоры наружного освещения и сети напряжением 04-10 кВ не являются недвижимым имуществом и МУП «Тверьгорэлектро» вправе самостоятельно им распоряжаться. Аналогичное право закреплено в статье 18 Федерального закона от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, Правилами недискриминационного доступа, принятыми в развитие Закона о связи и Закона о защите конкуренции, определено, что тарифы на доступ к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи не подлежат государственному регулированию или регулированию органами местного самоуправления, поскольку являются тем исключением, на которое указывает пункт 6 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ, и есть прямая норма, предусматривающая самостоятельное ценообразование владельцем инфраструктуры (пункт 38 Правила недискриминационного доступа).

Согласно пункту 38 Правил недискриминационного доступа тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры и на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли. Согласно пункту 18 Правила недискриминационного доступа владелец инфраструктуры не вправе обуславливать получение доступа к инфраструктуре получением иных платных услуг.

МУП «Тверьгорэлектро» предоставляет всем пользователям доступ к одному определенному виду объектов инфраструктуры – опорам наружного освещения, следовательно, тарифы должны быть равными для всех при пользовании этим видом объектов инфраструктуры.

Постановлением Администрации города Твери от 15.09.2015 № 1497 для одного и того же объекта установлены различные тарифы на 2016 год (аналогичный подход применялся и при установлении тарифов на 2015 год):

- стоимость услуги по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления ВОЛС и других проводников (1 нитка) – 387, 36 руб. (с НДС)/опора/месяц;

- стоимость услуги по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления кабеля сечением до 16 кв.мм – 227,68 руб. (с НДС)/опора/месяц;

- стоимость услуги по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления кабеля сечением от 25 кв.мм до 50 кв.мм – 312,70 руб. (с НДС)/опора/месяц;

- стоимость услуги по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления кабеля сечением свыше 50 кв.мм – 554,32 руб. (с НДС)/опора/месяц.

Таким образом, постановлением Администрации города Твери от 15.09.2015 № 1497 утверждены различные тарифы на доступ к одному виду объектов инфраструктуры (опора), что содержит признаки создания дискриминационных условий доступа на рынок услуг связи.

Согласно пункту 30 Правил недискриминационного доступа в состав  тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 вышеуказанных Правил, т.е. следующих обязанностей:

- по обеспечению соответствия объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил недискриминационного доступа;

- по информированию пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

- по обеспечению на безвозмездной основе беспрепятственного доступа уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Пункт 6 Правил недискриминационного доступа содержит указание на возможность установления  федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требований к сопряженным объектам инфраструктуры, в том числе технологических норм и требований к размещению сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры, и иные требования, обеспечивающие возможность размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры.

Согласно письму Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 01.02.2016 № 1119-1-1661 требования в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа не установлены.

Правила недискриминационного доступа определяют тариф на доступ к инфраструктуре не как плату за пользование инфраструктурой, а как плату за работы по обеспечению возможности размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) на сопряженных объектах инфраструктуры без ущерба для осуществления основного вида деятельности владельца инфраструктуры.

Как следует из калькуляции, тариф на услугу по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления ВОЛС и других проводников (1 нитка) – 387, 36 руб. (с НДС)/ опора/месяц складывается из:

- ежемесячных трудозатрат электромонтера (0,33 чел/час);

- ежемесячных трудозатрат машиниста автовышки (0,33 чел/час);

- величины страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (30% от фонда оплаты труда электромонтера и машиниста автовышки и нормы времени 0,33 чел/час;

- стоимости страхования от несчастных случаев вышеуказанного производственного персонала - 0,4%;

- накладных расходов (в 2015году – 121.9%, в 2016 году – более 140%);

- стоимости амортизации опоры (в размере 50%);

 - затрат на работу автовышки (амортизация транспорта, расходы на ГСМ);

- рентабельности 10%. 

МУП «Тверьгорэлектро» является исполнителем муниципальных контрактов по оказанию услуг наружного освещения, которыми на МУП «Тверьгорэлектро» возложены обязательства по содержанию сети и объектов наружного освещения в соответствии с требованиями по эксплуатации электроустановок, определенных нормативными документами (пункт 2.3.2 муниципальных контрактов). В рамках муниципальных контрактов на МУП «Тверьгорэлектро» возложены обязательства по обеспечению надлежащей эксплуатации сети наружного освещения таким образом, чтобы эта сеть отвечала всем требованиям, предъявляемым при эксплуатации сетей, в том числе, требования к периодичности, содержанию и объему обслуживания сети наружного освещения. 

Согласно пунктам 4.1 и 4.2 муниципальных контрактов стоимость услуг по обеспечению наружного освещения складывается из стоимости обслуживания светоточек наружного освещения города Твери и стоимости затрат на оплату электрической энергии. Стоимость обслуживания одной светоточки складывается из себестоимости обслуживания сетей наружного освещения в целом и рентабельности 10%. В свою очередь себестоимость обслуживания сетей наружного освещения, как следует из калькуляции, складывается из: 

- затрат на оплату труда производственного персонала;

- отчислений на социальные нужды (30% + 0,4%);

- амортизации основных средств;

- затрат на материалы;

- затрат на эксплуатацию машин и механизмов;

- общеэксплуатационных расходов. 

Затраты на оплату труда производственного персонала (электромонтер и машинист – производственный персонал), стоимость амортизации основных средств (опоры наружного освещения – часть сети наружного освещения и основные средства), затраты на эксплуатацию автотранспорта учтены при утверждении стоимости обслуживания сетей наружного освещения, которые оплачиваются МУП «Тверьгорэлектро» в рамках муниципальных контрактов.

Представленные Администрацией города Твери и МУП «Тверьгорэлектро» материалы свидетельствуют о том, что в 2015 году величина тарифа на услугу по предоставлению места на опоре наружного освещения для крепления ВОЛС и других проводников (1 нитка) 318,80 руб. (с НДС)/опора/месяц превышает стоимость всех работ по содержанию сетей наружного освещения (т.е. общего бремени затрат по содержанию сетей наружного освещения) и элемента сети – опоры (утвержденная постановлением Администрации города Твери от 15.09.2015 № 1497 величина вышеуказанного тарифа - 387,36 руб.(с НДС)/опора/месяц определена путем индексации тарифа 2015 года).

Таким образом, утвержденный постановлением Администрации города Твери от 15.09.2015 № 1497 тариф на доступ к инфраструктуре не является равным для всех пользователей инфраструктуры, превышает стоимость обслуживания всей инфраструктуры, и не может при вышеуказанных обстоятельствах быть признан экономически обоснованным, установленным на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, соответствующим требованиям Правилам недискриминационного доступа и обеспечивающим равный доступ на рынок услуг связи.

Согласно части 1 статье 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.

 В связи с наличием в действиях Администрации города Твери, утвердившей постановлением Администрации города Твери от 15.09.2015 № 1497 различные тарифы на доступ к одному виду объектов инфраструктуры для размещения сетей связи, величина которых превышают уровень, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем отмены различных тарифов на доступ к одному виду объектов инфраструктуры для размещения сетей связи (опорам) и тарифов, величина которых превышают уровень, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, в срок до 14.03.2016.

О выполнении предупреждения необходимо сообщить в Тверское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Примечание:

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом;

 - при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением;

- в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель  управления                                                                         В.М. Фомин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.В. Посохова

34-52-97                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны