Предупреждение №04-8/25- 5068ВФ предупреждение от 27 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация города Ржева

ул. Партизанская, д. 33, г. Ржев, Тверская область, 172381

e-mail: info@rzhevcity.ru

27.12.2017 № 04-8/25- 5068ВФ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

27 декабря 2017 года г. Тверь

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по результатам рассмотрения коллективного обращения предпринимателей города Ржева от 16.10.2017 № б/н, в том числе направленного Министерством экономического развития Тверской области от 20.10.2017 № 6129/10 и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Тверской области от 20.10.2017 № 609, установило в действиях Администрации города Ржева (далее – Администрация) признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Предприниматели в обращении заявляют о препятствовании осуществлению предпринимательской деятельности на рынке услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 1) – 96.03) на территории города Ржева.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что решением Ржевской городской Думы от 01.10.2010 № 76 утверждено Положение об организации похоронного дела, предоставления ритуаль­ных услуг и содержания муниципальных мест погребений на территории города Ржева Тверской области (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения организация похоронного дела и содержание мест захоронения на муниципальных местах погребения в городе Ржева Тверской области осуществляется Администрацией города Ржева.

Согласно пункту 6.1 Положения Администрация города Ржева или уполномоченное ею в установленном порядке лицо выделяет места под захоронения при наличии справки о смерти или актовой записи о смерти и регистрирует каждое захоронение в книге установленной формы.

В соответствии с пунктом 6.2 Положения порядок выделения мест под захоронения, регистрации захоронений утверждается постановлением Главы города Ржева Тверской области.

Согласно ответу Администрации от 10.11.2017 № ИС 3769/23 на территории города Ржева решение о выделении мест под захоронение принимает Муниципальное казенное предприятие «Благоустройство и ландшафтный дизайн» (далее – МКП г. Ржева «БиЛД»).

При этом отсутствует утвержденный Администрацией порядок принятия такого решения о выделении мест под захоронения.

МКП г. Ржева «БиЛД» осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность, является коммерческой организацией и, следовательно, по смыслу определения, установленного в пункте 5 статьи 4 Закон о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Постановлением Администрации города Ржева от 03.10.2014 года № 1315 на МКП г. Ржева «БИЛД» возложены функции специализированной службы по вопро-сам похоронного дела на территории города Ржева.

Согласно пункту 7.1 Положения прием заказов на погребение производится специализированной службой по вопросам похоронного дела и иными ритуальными организациями после регистрации смерти в актовых записях органов ЗАГС и получения всех необходимых документов в Администрации.

В соответствии с пунктом 8.8 Положения оформление заказов на погребение умерших (погибших) производится специализированной службой по вопросам похоронного дела и иными ритуальными организациями.

Таким образом, Положением об организации похоронного дела установлены равные права для специализированной службы по вопросам похоронного дела и иных ритуальных организаций при обращении с заявлением о выделении места под захоронение.

Согласно письму МКП г. Ржева «БиЛД» от 10.11.2017 № 266 с учетом имеющегося статуса специальной службы с 2014 года места под захоронения на кладбищах города Ржева выделяет МКП г. Ржева «БиЛД».

Пунктом 1.2 постановления Администрации от 25.09.2017 № 875 «О внесении изменений в постановление администрации города Ржева от 03.10.2017 № 1315» установлено, что МКП г. Ржева «БиЛД» оказывает за плату гарантированный перечень услуг по погребению, указанный в пункте 1.1 данного постановления (оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела умершего на кладбище, погребение (кремация)) в случае, если лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, получило социальное пособие на погребение либо имеет намерение его получить не позднее шести месяцев со дня смерти в порядке, установленном частью 3 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закона о погребении), то есть осуществляет за плату полный комплекс ритуальных услуг (включая копку могил).

Таким образом, МКП г. Ржева «БиЛД» является участником рынка услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг по коду ОКВЭД – 96.03.

При этом МКП г. Ржева «БиЛД», являющееся участником указанного рынка, наделено полномочиями принимать решения о выделении мест под захоронение и имеет возможность решать выделить или нет место хозяйствующему субъекту – конкуренту как для первоначального захоронения (на новом кладбище), так и место для захоронения в родственную могилу (на старом кладбище), а также МКП г. Ржева «БиЛД» может принять заявку или отказать хозяйствующему субъекту – конкуренту в оказании услуги по копке могилы, вынуждая граждан обращаться непосредственно в МКП г. Ржева «БиЛД», так как погребение на указанных кладбищах невозможно без услуг МКП г. Ржева «БиЛД» по копке могил.

При этом отсутствие нормативного акта муниципального образования, определяющего порядок подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении мест для захоронений, исчерпывающие основания для отказа предоставления мест, досудебный порядок обжалования отказов, дает возможность МКП г. Ржева «БиЛД» решать вопрос выделения земельных участков под захоронения произвольно.

Анализ норм Закона о погребении, Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» показывает, что услуги по погребению могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке предоставления ритуальных услуг, а органы местного самоуправления и специализированные службы не вправе препятствовать лицам, исполняющим волеизъявление умершего, либо иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, в выборе исполнителя для оказания ритуальных услуг, а также препятствовать хозяйствующим субъектам осуществлять деятельность в сфере предоставления ритуальных услуг. Статус специализированной службы не предоставляет хозяйствующему субъекту каких-либо преимуществ, равно как и отсутствие у хозяйствующего субъекта такого статуса не препятствует осуществлению деятельности по организации похорон и оказанию всего спектра связанных с ними услуг.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела лишь указывает на наличие у его обладателя обязанности оказать гарантированный перечень услуг по погребению любому обратившемуся лицу.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.11.2016 № 301-КГ16-15160 по делу № А17-2720/2015 статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание услуг по погребению. Лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Следовательно, такие услуги могут быть оказаны любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствую-щих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (услуги) на товарном рынке.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Как следует из ответа Администрации от 20.10.2017 № ИС-3404/16 для осуществления полного комплекса ритуальных услуг (включая копку могилы) хозяйствующий субъект, оказывающий ритуальные услуги по заявкам родственников умерших, должен обладать статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, что не предусмотрено Законом о погребении.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмот-ренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Администрация создала для МКП г. Ржева «БиЛД» особые условия доступа на товарный рынок услуг по погребению по сравнению с остальными участниками рынка, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и влечет ограничение конкуренции на указанном рынке вследствие перераспределения объема рынка в пользу МКП г. Ржева «БиЛД».

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации города Ржева признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Тверское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию города Ржева о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем создания равных условий для участников рынка услуг по погребению, исключающих участие МКП г. Ржева «БиЛД» в процедуре принятия решений о выделении мест для захоронений на муниципальных кладбищах города Ржева.

Указанное предупреждение необходимо исполнить в срок до 01.02.2018.

О выполнении предупреждения сообщить в Тверское УФАС России не позднее трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

Примечание: В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом;

- при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением;

- в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель управления В.М. Фомин

Связанные организации

Связанные организации не указаны