Постановление

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
25.12.2017
Управление:
Тверское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 05-5/1-79-2017
Номер дела:
№ 05-5/1-79-2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 05-5/1-79-2017

 

«24» октября   2017 года                                                                                                        г. Тверь

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюкова Л.К., рассмотрев  протокол № 05-5/1-79-2017 в отношении должностного лица Администрации города Кимры - ***  по части 11  статьи 7.30  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и материалы дела № 05-5/1-79-2017 об административном правонарушении,

в присутствии **** (представлен паспорт),

 

Установил:

1.

В Тверское УФАС России Контрольно-счетной палатой  города Кимры (далее – КСП) представлены сведения о нарушении Администрацией города Кимры  (далее – Заказчик) требований части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) в связи  с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 отчетном году в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок -  закупки осуществлены на 9.1% вместо 15 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона.

КСП  представлены  Отчет о результатах аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении Администрации г. Кимры за 2016 год от 02.08.2017 (далее – Отчет),  Акт №8 по результатам аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в отношении Администрации г. Кимры за 2016 год от 05.07.2017,  Реестр закупок по договорам с единственным поставщиком на  сумму, не превышающую 100,0 тыс. руб. в 2016 г. (далее – Реестр), представленный Администрацией г.Кимры, письмо  Администрации г.Кимры от 14.08.2017 № 5642 (далее – Письмо), в котором приведены сведения о совокупного годового объема закупок в 2016 году - 95133,9 тыс. руб.;; об объеме закупок  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона - 6491,6 тыс.руб. закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона; о сумме закупок у  субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2016 отчетном году - 8023,4 тыс.руб. Из приведенных данных сведений в Письме КСП сделан вывод о нарушении требований Закона в части объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут     дисциплинарную,     гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 11 ст. 7.30 КоАП осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

При установлении события  и состава административного правонарушения следует учитывать следующие нормативные положения Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно части 4 статьи 30 Закона по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

 Согласно части 4.1 статьи 30 Закона порядок подготовки отчета, указанного в части 4  статьи 30 Закона, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определены постановлением  Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 №238.

Заказчиком отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год (далее - Отчет) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) размещен 23.03.2017, что соответствует требованиям Закона.

Согласно подпункту а пункта 2  Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, (Приложение к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденным Постановлением № 238, далее - Требований) в позиции 1  раздела II  формы отчета указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей).

Согласно пункту 16 статьи 3 Закона  совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Согласно подпункту г пункта 2  Требований, в позиции 4 указывается объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей).

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 38 Закона заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным); в случае, если  совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании  типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом.

Постановлением администрации г.Кимры  №743/1-па от 29.12.2015 создана контрактная служба, утвержден ее состав,  Положением о контрактной службе распределены функции и полномочия между работниками контрактной службы. Согласно Положению:  на ***., начальника централизованной бухгалтерии,  возложены полномочия по разработке плана закупок и план-графика закупок и внесению в них изменений в финансовой части, а также по организации оплаты  по контрактам (пункты 2.1.1 и 2.1.3 Положения); на ***  и ***., начальника  и заместителя начальника отдела муниципального заказа, возложены полномочия по разработке, организации утверждения итогового плана-графика закупок и его размещению в ЕИС; обеспечению осуществления закупок у СМП и составлению и размещению в ЕИС Отчета об объеме закупок у СМП (абзацы в), г), ж) подпункта 2 пункта 2.1.1; абзац  к) подпункта 1 пункта 2.1.2; абзац  ж) подпункта 4 пункта 2.1.3 Положения).

Постановлением администрации города Кимры от 30.07.2015 №423-па утвержден механизм взаимодействия структурных подразделений по заключению, исполнению и расторжению контрактов и договоров, заключенных администрацией, согласно которому все проекты договоров и  заключенные контракты поступают в отдел муниципального заказа.

***. работает  в отделе муниципального заказа с 01.02.2007 главным специалистом (распоряжение от 28.09.2009 № 262, с 01.10.2009  начальником отдела муниципального заказа (распоряжение №267 от 01.10.2009; с 06.05.20016 по 04.01.2018 находится в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком – приказы от 06.02.2016 и от 25.10.2016.

*** работает  в отделе муниципального заказа с 22.01.2010 главным специалистом (распоряжение№4-1  от 21.01.2010, с 10.09.2012 заместителем начальника отдела (распоряжение 24/2-ра/к от 10.09.2012; с 06.05.2016 – начальник отдела (приказ № 103-ра/к от 06.05.2016; с 02.06.2017 уволена  (приказ от 31.05.2017 № 140-ра/к.

Таким образом, в связи с изложенным на основании Положения  ((абзацы в), г), ж) подпункта 2 пункта 2.1.1; абзац  к) подпункта 1 пункта 2.1.2; абзац  ж) подпункта 4 пункта 2.1.3 Положения) ответственным должностным лицом, на которое возложены полномочия по организации и обеспечению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год,  и по  составлению  и размещению   Отчета  в ЕИС является ***

Согласно материалам дела Администрацией города Кимры представлены документы, в том числе,  Отчет об объеме  закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год (далее – Отчет) по форме,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 №238 (в ред. от 05.02.2016 №77),  размещенный  в ЕИС  23.03.2017, то есть с соблюдением установленных Законом сроков – до 01.04.2017.

Согласно Отчету   совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) в 2016 году  - 31896,52896 тыс. руб.;  закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона - 492,89345 тыс.руб. (закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с  пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона); объем закупок, который заказчик должен осуществить у СМП (15 %) и который осуществил,  соответственно - 4710,54533 тыс.руб.,  7206,73161 тыс. руб.;  доля закупок у СМП  - 22,95%.

Таким образом, согласно Отчету Заказчиком соблюдены требования Закона по объему закупок у СМП.

Вместе с тем, согласно сведениям и дополнительным документам, представленным Администрацией:

- СГОЗ в 2016 году составляет 95133,9 тыс. руб., что подтверждается выпиской из бюджетной росписи 2016 года с указанием сумм по группам расходов на закупки  товаров, работ, услуг для муниципальных нужд;

- закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона фактически составляют  - 15684,28532 тыс. руб. ( 6491,6 тыс.руб. закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с  пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона (реестр закупок до 100 тыс. руб.)  и 9 192,68720 тыс. руб. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона – договоры тепло-, электро-, водоснабжения, услуги связи);

-  СГОЗ за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона-  79449,60629 тыс.руб. (95133,9 - 15684,28532);

- объем закупок, который заказчик должен осуществить у СМП (15 %) - 11917,44 тыс.руб.; фактически  осуществил - 8023,4 тыс.руб.;  и доля закупок у СМП-10,1 %.

В связи с вышеизложенным, по сведениям Администрации,  Заказчик осуществил закупки у субъектов малого предпринимательства  в 2016 отчетном году с нарушением требований части 1 статьи 30 Закона, что является административным правонарушением, предусмотренным частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ  - осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Как указано выше, в соответствии с локальными муниципальными актами ответственным должностным лицом, на которое возложены полномочия по организации и обеспечению закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 отчетный год,  и по  составлению  и размещению   Отчета в ЕИС является ***

*** полагает, что вменяемое ей совершение административного правонарушения по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ отсутствует, в частности в ее действиях отсутствует вина, представив  в материалы дела информацию о том, что проверка соблюдения требований статьи 30  Закона проводилась ею при составлении Отчета об объеме закупок у СМП на основании плана-графика, в котором указан  СГОЗ в размере 31896,52896 тыс. руб., и   информации, содержащейся в плане-графике и предоставляемой в отдел информацией об исполнении контрактов; сведения о том, что превышен установленный Законом  5% барьер по закупкам до 100 тыс. руб. и оплачены в 2016 г.  контракты (договоры), заключенные в  предыдущие периода, в отдел закупок не предоствлялись в соответствии с требованиями  постановления администрации города Кимры  от 30.07.2015 № 423-па, утвердившем «Механизм взаимодействия структурных подразделений администрации города Кимры по заключению, исполнению и расторжению муниципальных контрактов и иных договоров, заключаемых администрацией города Кимры Твкрской области», и функциями, предусмотренными Положением о контрактной службе, утвержденным постановлением администрации г.Кимры  №743/1-па от 29.12.2015; также отметила, что полномочия по  обеспечению осуществления закупок у СМП заключается в проведении процедуры закупки в соответствии с требованиями Закона в части наличия сведений в извещении и документации об ограничениях и преимуществах для СМП; необходимый объем закупок  у СМП был предусмотрен в плане-графике, самостоятельными полномочиями для принятия решения об объеме закупок у СМП не обладает

 

Должностное лицо Тверского УФАС России, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, установила следующее.

Привлеченные  к участию в рассмотрении дела № 05-5/1-79-2017 в качестве свидетеля Исполняющий обязанности Главы города Кимры С.В.Брагина  и начальник централизованной бухгалтерии администрации г.Кимры,  работник контрактной службы  Т.А. Чернова дали следующие пояснения на поставленные вопросы и предоставили дополнительные документы:

Администрацией представлены 9 контрактов, заключенные в прошлые периоды, оплата по которым  согласно представленным платежным документам, была произведена в 20016 году на 28 340 986,62 руб., которые, как они полагают, должны включаться  в  СГОЗ 2016 года:

-  2 контракта со сроком действия до 32.12.2015 были заключены, соответственно №57/15 от 16.12.2015 на зимнее содержание дорог  по цене 499 999 руб., и № 55/15 от 16.11.2015 на содержание уличной дорожной сети  по цене 1 700 000 руб. – всего оплачено 2 199 999 руб.

- 7 контрактов  на долевое участие в строительстве жилья по программе переселения граждан: от 03.12.2013  с  ООО «Ма-Няня»; от13.11.2013 с ООО «Югинвестстрой; 5 договоров с  20.августа по 12 сентября 2014 года с ООО «Кимры Девелопмент» со сроком строительства по 30.09.2015 года. По данным последним  пяти контрактам  согласно представленным платежным документам в 2016 году было оплачено  26 140 987.62 руб.; сведения об оплате в 2016 году по первым двум договорам отсутствуют.  

Вместе с тем, по правилам пункта 16 статьи 3 Закона в СГОЗ включается  оплата контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Названные выше  9 контрактов должны быть исполнены и оплачены в 2015 году, по сведениям Брагиной С.В. оплата производилась  по фактически выполненным работам по данным контрактам с нарушением сроков исполнения; при этом соглашения о продлении сроков выполнения работ не заключались, поскольку не предусмотрено Законом и  не позволит предъявить штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ. Следовательно,     28 340 986,62 руб. по оплате названных договоров не должны входит в СГОЗ 2016 года.                                                                      

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона было заключено, помимо 173 договоров по  пункту 4 части 1 статьи 93 Закона, 4 контракта на оказание услуг по тепло-, электро-, водоснабжению и  связи на 9 192,68720 тыс. руб.  При этом сведения о данных закупках в плане-графике закупок на 2016 год не  содержатся. Вместе с тем при расчете доли закупок  у СМП данная сумма не повлияет, поскольку в соответствии с требованиями части 1.1 статьи 30 Закона она не учитывается.

Документов и сведений об исполнении иных контрактов на сумму около 20 000 тыс. руб. (95133,9 - 31896,52896 – 15684,29- 28 340, 98662) Администрацией не представлено; Контрольно-счетной палатой г.Кимры таких доказательств также не представлено, в выписке из бюджетной росписи приведены суммы по определенным группам закупок, а не по отдельным контрактам (договорам). В связи с вышеизложенным, истинные сведения о СГОЗ не представлены

По сведениям Брагиной С.В. сведениями  о финансовом обеспечении закупок, в том числе по оплате контрактов за предыдущие периоды обладает централизованная бухгалтерия, которая составляет смету расходов, при этом в отдел муниципального заказа  поступают все документы о вносимых изменениях в контракт (дополнительные соглашения; об исполнении контракта для внесения сведений в реестр контрактов), сведения о промежуточных оплатах по контракту в отдел скорее всего не поступают;  отдел муниципального заказа полномочиями по принятию решений об осуществлении закупок не обладает.

Таким образом, в Администрации нарушен установленный ею порядок  обмена информацией и учета информации в сфере закупок  для муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вина по несоблюдению Заказчиком требований Закона в части объема закупок у СМП в действиях *** не установлена, т.е.  отсутствует  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.29 КоАП РФ

В соответствии с пунктами 1 и  2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения и  отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.66, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 05-5/1-79-2017 в отношении должностного лица Администрации города Кимры - ***,  по части 11 статьи 7.30  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  прекратить в связи с отсутствием состава  административного правонарушения.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.