Постановление

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
25.12.2017
Управление:
Тверское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 05-5/1-82-2017
Номер дела:
№ 05-5/1-82-2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания  за нарушение законодательства

о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по делу об административном правонарушении № 05-5/1-82-2017

 

     23 октября 2017 г.                                                                                                               г. Тверь

 

Я, заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок  Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Красюкова Л.К., рассмотрев протокол № 05-5/1-82-2017 об административном правонарушении от  16.10.2017 и материалы дела об административном правонарушении № 05-5/1-82-2017,  возбужденного в отношении должностного лица – Главы города Твери  ****,   по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),  

в отсутствие извещенного в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела  *** в присутствии защитника  Барышева В.А. (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Тверское УФАС России 18.07.2017 поступила жалоба ООО «Издательский дом УМПРО» (далее – Общество), согласно которой документация электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по подготовке и опубликованию информации в печатном периодическом издании, являющимся приложением к федеральному изданию (извещение от 17.07.2017 № 0136300021717000540), в части, предусматривающей, что такое печатное издание должно являться приложением к федеральному изданию, нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон).

В ходе рассмотрения  жалобы Комиссия Тверского УФАС России установила следующее.

17.07.2017 Уполномоченный орган - Управление муниципального заказа администрации города Твери,  на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместил извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и опубликованию информации в печатном периодическом издании, являющимся приложением к федеральному изданию, и документацию об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 300 000,00 руб.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона предмет закупки классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, по коду 63.99.10.130 «Услуги по сбору и обобщению фактов и информации, кроме списков адресатов» (группа 63.99 «Услуги информационные прочие, не включенные в другие группировки»).

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.

Как указано выше, предмет контракта определен как оказание услуг по подготовке и опубликованию информации в печатном периодическом издании, являющимся приложением к федеральному изданию.

Согласно пункту 7 Информационной карты документации об аукционе услуги должны быть оказаны в соответствии с Заданием на оказание услуг (приложение № 1 к аукционной документации), условиями проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к аукционной документации), Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

В Приложении № 1 к документации об аукционе «Задание на оказание услуг» в графе «Параметры издания» установлены следующие требования: «График выхода издания – еженедельно; Тираж (за один выход издания) – не менее 5 000 экз.; Формат издания А3; Газета - приложение к федеральному изданию, зона распространения – г. Тверь, Тверская область (не менее)».

Пункт 1.1 проекта контракта содержит условия о том, что Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по подготовке и опубликованию информации в печатном периодическом издании, являющимся приложением к федеральному изданию, в соответствии с Заданием на оказание услуг, являющимся неотъемлемой частью контракта (Приложение № 1 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Согласно статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Вместе с тем, Закон о СМИ, равно как и иные законы и/или иные нормативные правовые акты, не содержат понятия «федеральное издание», «федеральное печатное периодическое издание», «приложение к федеральному изданию».

Как пояснили представители Заказчика, под федеральным изданием понимается печатное периодическое издание, распространяемой на всей территории Российской Федерации, в том числе, в Тверской области, каковыми являются, в частности, «Российская газета», «АиФ», «Комсомольская правда» (еженедельный выпуск), «Московский комсомолец в Твери).

Согласно статье 8 Закона о СМИ редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Законом о СМИ.

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации;

2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в том числе пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик предполагает получение информационных услуг в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации или на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

При этом, как уже неоднократно указано выше, территория распространения заказываемой услуги – г. Тверь, Тверская область (не менее).

Согласно пояснениям представителя Общества Общество является средством массовой информации с территорией распространения – Российская Федерация (наименование СМИ «Караван + Я»), что подтверждается информацией с сайта Роскомнадзора - https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/, однако спорное требование не позволяет Обществу принять участие в закупке, поскольку оно является самостоятельным изданием, а не приложением к федеральному изданию.

Представители Заказчика не представили какие-либо заслуживающие внимание пояснения и доводы о том, почему информационные услуги должно оказывать периодическое печатное издание, имеющее статус – «федеральное», в том числе не представили какое-либо нормативное правовое обоснование такого требования, учитывая требуемую территорию распространение печатного издания.

Также Комиссия отклоняет доводы Заказчика и Уполномоченного органа о том, что ими не установлены избыточные требования к участникам закупки, поскольку к участию в аукционе будет допущен любой участник закупки, зарегистрированный как средство массовой информации или имеющий договор с таким СМИ.

Как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.

В данном случае Заказчиком, Уполномоченным органом установлено недопустимое частью 3 статьи 33 Закона и фактически незавуалированное требование к участнику закупки, которое не позволит каждому лицу, являющемуся периодическим печатным изданием, с территорией распространения – Тверская область, оказать информационные услуги Заказчику.

Таким образом,  Уполномоченным органом и Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 и части 3 статьи 33 Закона; жалоба Общества является обоснованной.

Решением Тверского УФАС России от 25.07.2016 по делу № 05-6/1-129-2017 по результатам рассмотрения жалобы Тверской городской Думе, Управлению муниципального заказа администрации города Твери, аукционной комиссии выдано предписание об устранении нарушений в сфере закупок, в том числе об отмене протоколов и  внесения изменения в документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по подготовке и опубликованию информации в печатном периодическом издании, являющимся приложением к федеральному изданию (извещение от 17.07.2017 № 0136300021717000540) с учетом требования действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом принятого решения Комиссии Тверского УФАС России по делу № 05-6/1-129-2017 от 25.07.2017, исключив указание из документации об аукционе и проекта контракта на «приложение к федеральному изданию»;

 

В соответствии со статьей 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ  утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Аукционная документация,  с нарушением требований Закона    утверждена Главой города Твери  ***

Следовательно, должностным лицом, ответственным за совершение вышеуказанного административного правонарушения, является Глава города Твери  ***., в его действиях содержится состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Дата совершения административного правонарушения:  17.07.2017.

Место совершения административного правонарушения:  г. Тверь.

Действия  ***   совершены виновно, поскольку, являясь должностным лицом заказчика, он обязан был выполнять императивные требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

***  в этой связи ответственности за совершение административного правонарушения подлежит вне зависимости от формы вины – в связи с ненадлежащим исполнением им как должностным лицом своих служебных обязанностей, которые в данном случае выражались в необходимости соблюдения требований законодательства о контрактной системе при утверждении документации о закупке; в частности, правильном установлении требований к объекту закупки.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ***   в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении  от 16.10.2017 № 05-5/1-82-2017 и  материалами дела № 05-5/1-82-2017 и  решением Тверского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы участника закупки № 05-6/1-129-2017.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, является не привлечение к административной ответственности по однородным правонарушениям. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, не установлены.  

Вместе с тем, оснований для освобождения *** от  административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами.

Законодатель, не дав развернутого определения понятия «малозначительность» правонарушения, тем не менее, указывает на следующие признаки малозначительности административного правонарушения:1) это противоправное (то есть, предусмотренное КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации) виновное действие (бездействие);2) вред, причиняемый таким административным правонарушением, по размеру, характеру, объему и т.п. крайне незначителен;3) деяние не представляет большой опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ;4) при его совершении обычно отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;5) такое административное правонарушение обычно имеет разовый, кратковременный характер.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. 

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановлением от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»).

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении  об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Правоотношения в сфере заказов являются предметом особой защиты со стороны государства и охраняются не только нормами российского, но и нормами международного законодательства. Так, согласно пунктам «b» и «с» части 1 статьи 9 Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, констатируется необходимость мер по созданию надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. 

Такие системы затрагивают условия участия, критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, правила проведения торгов и их опубликования, а также применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур.

В данном случае, как указано выше, документация о закупке утверждена с нарушением требований Закона.

Руководствуясь статьями 23.66, 29.9 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

  

1. Признать должностное лицо - Главу города Твери  *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2. Наложить на ***  административный штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

 

Реквизиты для перечисления штрафов за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских округов

Получатель:

УФК по Тверской области (Тверское УФАС России)

ИНН 6905005800   КПП 695001001

Р/сч. № 40101810600000010005 в ОТДЕЛЕНИИ ТВЕРЬ Г.ТВЕРЬ

БИК 042809001

код бюджетной классификации 161 1 16 33040 04 6000 140

ОКТМО городского округа – получателя дохода - 28701000

Назначение платежа – штраф за нарушение законодательства о закупках для нужд городских округов

 

УИН (ID начисления)    16152102300000977744     (прим.: обязателен для указания)

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 - 30.3 КоАП РФ в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

   При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60  дней Управлением будут направлены соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания сумм штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (пункт 5 статьи 32.2 КоАП РФ). Кроме того, Управление вправе принять решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ.