Решение

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
29.12.2017
Управление:
Тверское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

Решение № 05-6/1-293-2017

 

14 декабря 2017 года                                                                                                                   г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:

председатель Комиссии: Фомин В.М. – руководитель управления,

члены Комиссии:

Шибанов Я.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Кадичева Т.С.  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы представителей: Министерства здравоохранения Тверской области (далее – Заказчик), Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее – Уполномоченный орган) ПАО «Электромеханика», ООО СКТБ «Стройдеталь» (далее – Общество),

рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,

                                                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тверское УФАС России 07.12.2017 поступила жалоба Общества о том, что Заказчиком и Уполномоченным органом при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку быстровозводимого модульного фельдшерско – акушерского пункта (ФАП в с. Филлипково) (извещение от 24.11.2017 № 0136200003617010063) нарушены требования Закона в следующей части: 1) установления короткого срока для поставки ФАПа, 2) установления срока окончания подачи заявок на участие в аукционе в выходной день, 3) несоответствия инструкции по заполнения заявок предмету контракта.     

 Заказчиком предоставлены письменные пояснения, из которых следует, что срок для исполнения контракта установлен в связи с тем, что финансовые средства выделены на реализацию мероприятий в 2017 г., и именно этим обстоятельством Заказчик руководствовался при установлении сроков для выполнения работ, признавая при этом, что данный срок является минимальным, и может быть недостаточным для исполнения контракта; в остальной части доводы жалобы не признал.

Уполномоченный орган предоставил письменные пояснения, в которых сообщил, что доводы жалобы считает необоснованным, и что при формировании документации об аукционе обращал внимание Заказчика на короткие сроки исполнения контракта, что может рассматриваться как ограничение количества участников аукциона.

В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия установила следующее:

 

24.11.2017 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение 0136200003617010063 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку быстровозводимого модульного фельдшерско - акушерского пункта (ФАП в с. Филлипково) и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 045 000 руб.

Согласно извещению и документации об аукционе:

- дата и время окончания подачи заявок – 10.12.2017 г. в 09.00;

- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок – 11.12.2017;

- дата проведения аукциона в электронной форме – 14.12.2017 г.

Согласно пункту 3.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, поставщик осуществляет поставку товара с даты заключения контракта и до 27.12.2017 г.

Согласно пункту 3.3 проекта контракта поставщик передаёт Заказчику оригиналы Акта сдачи-приёмки товара, товарно-транспортных накладных и счетов – фактур с отметкой Получателя не позднее 1 (одного) календарного дня, следующих за днём поставки товара Получателю.

Согласно пункту 3.4 проекта контракта Заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения Акта сдачи-приёмки товара, товарно-транспортных накладных и счетов – фактур, обязан осуществить приёмку поставленного товара на соответствие количеству, комплектности, установленным контрактом, а также осуществить проверку документов, подтверждающих качество поставляемого товара и сопроводительных документов, указанных в настоящем пункте. Заказчик направляет Поставщику один экземпляр подписанного Акта сдачи-приёмки товара.

Согласно пункту 3.5 проекта контракта датой поставки товара является дата подписания полномочными представителями Сторон Акта сдачи-приемки товара, подтверждающего поставку товара. До этого момента все риски, связанные с утратой, порчей товара несет Поставщик.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 64 Закона к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, Закон не содержит специальных или императивных требований о том, какие сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг должен указать в документации о закупке и в проекте контракта Заказчик, и к порядку установления таких сроков.

Вместе с тем, Комиссия считает, что Заказчик при установлении таких сроков не вправе игнорировать требования статьи 8 Закона, и оценка установления Заказчиком таких сроков Комиссией должна быть осуществлена с учетом установленных статьей 8 Закона принципов.

Сроки осуществления отдельных процедур проведения аукциона указаны выше.

Порядок заключения контракта установлен статьей 70 Закона, частью 9 которой, в частности, установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:

1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника такого аукциона, предусмотренные пунктами 2 – 6 и 8 статьи 61 Закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 части 1 статьи 71 Закона. обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;

3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 71 Закона, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:

а) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям Закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям Закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений Закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;

б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям Закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям Закона и (или) документации о таком аукционе;

4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона в порядке, установленном статьей 70 Закона.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона протокола  (прим.: протокола подведения итогов аукциона) заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона протокол разногласий.

В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Таким образом, в соответствии с условиями утвержденной Заказчиком и Уполномоченным органом документации об аукционе и при условии подачи только одной заявки на участие в аукционе, которая будет рассмотрена в минимально допустимые сроки, контракт может быть заключен не ранее 22.12.2017 г.

Вместе с тем, Комиссия учитывает, что осуществление конкурентных процедур, к которым относится аукцион, предполагает участие не одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, а большее количество участников закупки, и Заказчик, Уполномоченный орган, начиная процедуру осуществления закупки, должны были исходить из данного предположения.

Как указано выше, извещением и документацией об аукционе установлены дата проведения аукциона – 14.12.2017 г. 

В соответствии с частью 18 статьи 68 Закона протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 – 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

 

 

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 69 Закона общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

Таким образом, вышеприведенные положения Закона в совокупности с условиями проведения аукциона свидетельствуют о том, что Заказчик и Уполномоченный орган при условии участия в аукционе более чем одного участника закупки должны были учитывать то обстоятельство, что контракт -  в лучшем случае, мог быть заключен 25.12.2017 г., либо в более поздний срок, к примеру, 27.12.2017 г., что соответствовало бы Закону, при том, что срок поставки по контракту установлен до 27.12.2017 г., при том, что датой поставки является даже не дата физической поставки ФАПа, а дата подписания соответствующих документов.

Сам по себе факт подачи только одной заявки на участие в аукционе, при том, что податель жалобы – Общество, согласно общедоступной информации сети «Интернет», является потенциальным участником соответствующего рынка, свидетельствует о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены необъективные требования к сроку исполнения контракта, и о том, что ими нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 8, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона.

В данной части жалоба Общества является обоснованной.

 

Вместе с тем, Комиссия приняла решение о признании жалобы Общества относительно двух других доводов необоснованной с учетом следующего.

1. Так, относительно довода о том, что срок окончания подачи заявок на участие в аукционе приходится на выходной день, что Общество рассматривает как нарушение требований Закона, Комиссия учитывает следующее.

Законом в случае осуществления закупки путем проведения электронного аукциона – в отличие от случаев закупки путем проведения запроса котировок, срок подачи заявок установлен в календарных днях. Так, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; в обычной ситуации на такой срок приходится 10-11 рабочих дней. В спорном случае количество полных рабочих дней для подачи заявок на участие в аукционе составило 10 рабочих дней.

Кроме того, нельзя не учитывать такую специфику процедуры проведения аукциона в электронной форме как возможность осуществления всех предусмотренных Законом действий в любой календарный, в том числе, не рабочий день; в частности, возможность подачи заявки в выходной день.

 

2. Как указано выше, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.

При этом Общество в своей жалобе не указало, в чем именно состоит несоответствие имеющейся в документации об аукционе инструкции по заполнению заявок требованиям Закона; Комиссия в ходе рассмотрения жалобы также не выявила несоответствие инструкции по заполнению заявок требованиям Закона.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Тверского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО СКТБ «Стройдеталь» частично обоснованной.

2. Признать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области и Министерство здравоохранения Тверской области нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 64, статьи 8, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству здравоохранения Тверской области, аукционной комиссии и оператору электронной площадки - ЗАО «Сбербанк – АСТ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.