Решение б/н Решение и Предписание по делу № 05-6/2-38-2017 от 5 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 

по делу № 05-6/2-38-2017

 

31 августа 2017 года                                                                                                          г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия)

в присутствии представителей Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области - (далее – Организатор торгов), 

в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ООО «Стройэнерго» (далее - Общество),

рассмотрев после перерыва жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон) и проведя внеплановую проверку,

УСТАНОВИЛА:

В Тверское УФАС России 11.08.2017 поступила жалоба Общества о неправомерности решения комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (№ процедуры SBR037-1706200003, извещение о проведении аукциона СМР-047/17) о  признании заявки Общества не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, нарушении Организатором торгов порядок организации и проведения вышеуказанного аукциона.

Представители Организатора торгов считают доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, обосновав свою позицию в возражениях на жалобу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) привлечение региональным оператором, в частности, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения электронный аукцион является конкурентным способом определения подрядной организации, следовательно, жалоба Общества подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона.

 

Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку, установила следующее.   

Организатором торгов на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области http://minstroy.tver.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.utp.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона СМР-047/17 на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее – Аукцион).

Согласно пункту 2 Положения закупка состоит из двух этапов - предварительный отбор и непосредственно электронный аукцион; предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; электронный аукцион - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.

Таким образом, условием участия в аукционе является нахождение в реестре квалифицированных подрядных организаций, формируемом по результатам предварительного отбора, а победителем аукциона признается тот участник аукциона из числа включенных в реестре квалифицированных подрядных организаций, который предложил наименьшую цену договора.

В соответствии с пунктом 145 Положения заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) документы и сведения об участнике электронного аукциона, подавшем заявку на участие в электронном аукционе, - полное наименование, сведения об организационно-правовой форме, адрес юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - для юридического лица, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, номер контактного телефона - для индивидуального предпринимателя;

б) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 146 Положения заказчик не вправе требовать от участника электронного аукциона иных документов и сведений, кроме документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 Положения.

В соответствии с пунктом 157 Положения заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в следующих случаях:

а) непредставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 Положения;

б) несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям к документации об электронном аукционе;

в) недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона;

г) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части выполнения соответствующих работ).

В соответствии с пунктом 158 Положения отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 Положения, не допускается.

В соответствии с пунктами 159 и 161 Положения комиссия по осуществлению закупок принимает решение о допуске или об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе и оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, при этом, в решении об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе указывается обоснование решения со ссылками на нормы Положения, которым не соответствует заявка на участие в электронном аукционе, и (или) положения заявки, которые не соответствуют требованиям документации об электронном аукционе.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению заявок от 09.08.2017, а также возражений на жалобу от 22.08.2017 № 4039/2017, заявка Общества признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и отклонена в соответствии с подпунктом в) пункта 157 Положения, который предусматривает отклонение в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона. При этом недостоверность, по мнению Организатора торгов, заключается в следующем: Общество не соответствует требованиям части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), поскольку членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, (далее – СРО) могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, а Общество, будучи членом СРО гор. Москвы, зарегистрировано в г. Орле. Также отмечено, что на сайте СРО отсутствуют сведения о размере взноса Общества в компенсационный фонд, что рассматривается Организатором торгов как обстоятельство, исключающее право Общества выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.   

Комиссия считает, что решение комиссии по осуществлению закупки от 09.08.2017, которым заявка Общества признана не соответствующей требованиям документации об аукционе и отклонена, не соответствует требованиям Положения, требованиям ГрК РФ и является необоснованным, учитывая следующее.

Заявка Общества не содержит недостоверных сведений, все представленные в составе заявки сведения соответствуют регистрационным данным Общества, в том числе, в части адреса и места регистрации Общества.

В соответствии со статьей 4 ГрК РФ отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регулируются вышеуказанным кодексом.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а в случае, если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает 3-х миллионов рублей, такие работы могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как следует из извещения о проведении вышеуказанного электронного аукциона, начальная (максимальная) цена договора подряда составляет 1 414 733 руб. и, исходя из положений статьи 52 ГрК РФ, для выполнения таких работ не требуется наличие членства в СРО.

Вместе с тем, Общество является членом СРО; согласно выписке из реестра членов СРО «Объединение инженеров строителей» от 30.08.2017 № 59465, Общество является членом СРО, имеет право выполнять работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения, внесло взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и соответствует 2-му уровню ответственности (сумма договора до 500 млн. руб.), а также внесло взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и соответствует 1-му уровню ответственности (сумма договора до 60 млн. руб.).

Общество ранее прошло предварительный отбор и в порядке, установленном Положением, было включено Организатором торгов в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право участвовать в вышеуказанных торгах и из вышеуказанного реестра не исключено.

Учитывая, что Общество соответствует требованиям ГрК РФ в части возможности выполнения являющегося предметом настоящего аукциона договора подряда, начальная (максимальная) цена которого составляет 1 414 733 руб., а заявка Общества не содержит недостоверных сведений, решение Комиссии по рассмотрению заявок от 09.08.2017, которым заявка Общества признана не соответствующей требованиям документации об аукционе и отклонена, не соответствует требованиям Положения, требованиям ГрК РФ, жалоба Общества признается обоснованной. 

Кроме того, ссылка Организатора торгов на положения части 3 статьи 55.6 ГрК РФ, как основание для отклонения заявки Общества, не обоснована, поскольку вышеуказанная норма, как в целом статья 55.6 ГрК РФ, регулирует процедуру приема в члены СРО.

Согласно части 3 статьи 55.6 ГрК РФ, введенной  Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ, членами СРО могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением указанных в статье случаев.

В целях реализации части 3 статьи 55.6 ГрК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ введена статья 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно пункту 13 которой юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации не по месту регистрации СРО и добровольно прекратившие членство в СРО в целях перехода в другую СРО по месту регистрации, вправе подать заявление в СРО, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды) этой СРО в СРО, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо во вновь созданную саморегулируемую организацию. Указанное заявление может быть подано не позднее 1 сентября 2017 года.

Согласно пункту 5 вышеуказанной статьи 3.3 ГрК РФ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами СРО, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию либо о намерении добровольно прекратить членство в такой СРО, в том числе с последующим переходом в другую СРО, либо о сохранении членства в такой СРО. 

Как следует из ответа СРО «Объединение инженеров строителей» от 30.08.2017 № 1413/с, членом которой является Общество, последнее в установленный законом срок выполнило вышеуказанные требования и заявило о сохранении членства в СРО «Объединение инженеров строителей», но приняло решение об изменении места регистрации и процедура изменения места регистрации начата, но не завершена, что также подтверждается общедоступными сведениями, размещенными на сайте Федеральной налоговой службы (25.10.2016 внесены сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения на г. Москва, но еще не изменен адрес места нахождения).

Учитывая вышеизложенное, позиция Организатора торгов, мотивированная ссылкой на несоблюдение требованиям части 3 статьи 55.6 ГрК РФ и отсутствии у Общества надлежащего членства в СРО, не может быть признана обоснованной.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что комиссия по осуществлению закупок Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, равно как и Комиссия Тверского УФАС России, не вправе оценивать законность (незаконность) членства Общества в СРО «Объединение инженеров строителей», не вправе оценивать действительность (недействительность) выписки о членстве в СРО.

Комиссия по осуществлению закупок, не имея на то достаточных оснований, сделала вывод о недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона, при том, что членство Общества в СРО «Объединение инженеров строителей» не было признано незаконным в установленном порядке, выписка о таком членстве не была признана недействительной уполномоченными на то органами либо судом в установленном порядке.

Кроме того, как отмечено выше, в рассматриваемом Аукционе это обстоятельство не может иметь значение, учитывая начальную (максимальную) цену договора менее 3 млн. руб., когда право выполнения работ не связывается с необходимостью членства в СРО.    

Таким образом, жалоба Общества является обоснованной.

Руководствуясь статьями  18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройэнерго» обоснованной.

2. Признать комиссию по осуществлению закупок Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области нарушившей Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615, при проведении электронного аукциона СМР-047/17 о проведении закупки на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

3. Выдать Организатору торгов - Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-6/2-38-2017

 

«31» августа 2017 года                                                                                               г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, (далее – Комиссия)

на основании решения от 31.08.2017 по делу № 05-6/2-38-2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Стройэнерго», и в соответствии со статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

В срок до 01.10.2017:

1.1. Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и комиссии отменить протоколы, сформированные в ходе проведения электронного аукциона СМР-047/17 (№ процедуры SBR037-1706200003);

1.2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и Комиссией по осуществлению закупок пункта 1 настоящего предписания, при этом поданные заявки на участие в аукционе не возвращать, уведомить участников аукциона, подавших заявки на участие в аукционе, об отмене протоколов, о новой дате рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участниками аукциона, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе - предоставив им не менее 3-х рабочих дней для перечисления на счет для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционов, открытых участниками закупок, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;

1.3. Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области разместить на электронной площадке информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в аукционе и о новой дате проведения аукциона; при этом срок проведения аукциона должен составлять не ранее 6 и не позднее 15 дней с момента размещения информации о дате и времени проведения аукциона в электронной форме;

1.4. Комиссии по осуществлению закупок повторно рассмотреть заявки, поданные на участие в электронном аукционе на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области СМР-047/17 (№ процедуры SBR037-1706200003) с учетом решения Комиссии от 31.08.2017 по делу № 05-6/2-38-2017;

1.5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и Комиссией по осуществлению закупок пунктов 1.3 и 1.4 настоящего предписания;

1.6. Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, Комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки провести дальнейшую процедуру электронного аукциона СМР-047/17 (№ процедуры SBR037-1706200003) в установленном порядке;

1.7. Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и оператору электронной площадки в срок до 05.10.2017 представить в Тверское УФАС России информацию об исполнении настоящего предписания с приложением надлежащим образом заверенных документов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны