Заключение №04-6/1-8-1045ЛП По результатам рассмотрения заявления Тверское УФАС России у... от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 04-6/1-8-2018

 

«04» марта 2019 года                                                                                             г. Тверь

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:

-  Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,

-  Соловьев В.Д., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии на заседании:

  • заявителя – Общества с ограниченной ответственностью Агентство по распространению периодических изданий «ИНФОРМБЮРО» (далее - ООО «Информбюро»): <ФИО> (по доверенности от 09.01.2019 № б/н) и <ФИО> (по доверенности  от 03.12.2018 № б/н),
  • ответчика - Администрации города Твери в лице департамента экономического развития администрации города Твери (далее – Департамент): <ФИО> (по доверенности  от 29.12.2017 № 22/24Д),
  • заинтересованного лица – ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О» <ФИО> – директора (предъявлен паспорт),

рассмотрев дело № 04-6/1-8-2018 по признакам нарушения Департаментом  (ОГРН – 1146952016738, ИНН – 6950186298) пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

ООО «Информбюро», осуществляющее розничную торговлю газетами и журналами в специализированных магазинах, обратилось в Тверское УФАС России с заявлением, в котором сообщалось о наличии в действиях Департамента признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий ООО «Информбюро» по сравнению с ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О», осуществляющим аналогичную деятельность с использованием нестационарных торговых объектов.

По результатам рассмотрения заявления Тверское УФАС России установило в действиях Департамента признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании неравных (дискриминационных) условий для участников рынка розничной торговли газетами и журналами в специализированных магазинах.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Тверское УФАС России 14.09.2018 выдало Департаменту предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ 04-8/5-4222ВФ), в соответствии с которым надлежало в срок до 10.10.2018 устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения, указанного в предупреждении, а также устранить последствия такого нарушения.

В установленный срок Департамент предупреждение не исполнил, в связи с чем на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении него было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Материалы, представленные в рамках дела, свидетельствуют о следующем.

Постановлением Администрации города Твери от 30.04.2015 № 600 (далее – постановление № 600) была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери» (далее – Схема), в которую были включены следующие места размещения НТО ООО «Информбюро» (ИНН 6902022243, ОГРН 1026900512803):

1)  ш. Московское (ост. «пос. Химинститута»);

2)  Тверской пр-т, у д. 3;

3)  пр-т Чайковского, у д. 35 (остановка транспорта «Спортивный пер.»);

4)  ул. Коминтерна, ост. «Автовокзал»;

5)  пр-т 50 лет Октября, у д. 17;

6) ул. Софьи Перовской, пересечение с ул. Ефимова, ост. «Суворовское училище».

Кроме того, в вышеуказанную Схему были включены следующие места размещения НТО ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О» (ИНН 6952041890, ОГРН 1146952012943) - хозяйствующего субъекта, осуществляющего коммерческую деятельность на аналогичном товарном рынке – розничной торговли газетами и журналами в специализированных магазинах в географических границах города Твери:

1) Тверской пр-т, д. 12;

2) ул. Вагжанова, д. 1; 

3) ул. С. Перовской, д. 2;

4) ул. 1-я Республиканская, д. 18;

5) ул. Орджоникидзе, д. 1.

Постановлением Администрации города Твери от 03.05.2018 № 577 (далее – постановление № 577) постановление № 600 и утвержденная постановлением № 600 Схема признана утратившей силу и утверждена новая Схема, в которую не включены вышеуказанные 6 (шесть) НТО ООО «Информбюро», ранее присутствовавшие в Схеме, утвержденной постановлением № 600.

Также в Схему не были включены 5 вышеуказанных НТО ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ + О».

Постановлением Администрации города Твери от 15.05.2015 № 672 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, в местах согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери» (далее – постановление № 672, Порядок), согласно которому:

-  НТО размещаются в местах, определенных Схемой, на основании договора на размещение НТО (далее – Договор), который может заключаться по итогам аукциона, либо без проведения торгов в случаях и в порядке, предусмотренных приложением 1 к Порядку (пункт 2.2 Порядка).

- одним из оснований заключения Договора без проведения торгов признается предоставление компенсационного места в случае исключения места из Схемы, если хозяйствующий субъект надлежащим образом исполнял обязанности по Договору (раздел 2 приложения № 1 к Порядку).

08.05.2018 на официальном сайте Администрации города Твери была размещена информация для субъектов предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность с использованием НТО на территории города Твери, о возможности предоставлении компенсационного места в случае исключения места из Схемы для заключения Договора на новый срок без проведения торгов. Из вышеуказанной информации следовало, что прием заявлений о предоставлении компенсационных мест будет осуществляться в Департаменте в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем официального опубликования указанной информации.

Согласно информации Департамента (письмо от 10.09.2018 № 22/1587-и), который постановлением № 672 определен как орган, уполномоченный рассматривать заявления о предоставлении компенсационных мест, предоставление компенсационных мест осуществлялось Департаментом с 10.05.2018.

В период с 10.05.2018 по 09.06.2018 Департамент рассмотрел 6 заявлений ООО «Информбюро» о предоставлении компенсационных мест и 5 аналогичных заявлений ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О». Результаты рассмотрения вышеуказанных заявлений представлены ниже в таблице.

 

Пп/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Место в старой Схеме НТО

Компенсационное место

Результат рассмотрения заявления

11

2

3

4

5

6

ООО «Информбюро»

ш. Московское, ост. «пос. Химинститута»

ул. П. Савельевой,

у д. 33

Предоставлено компенсационное место (заключен договор на размещение НТО от 05.06.2018)

пр-т 50 лет Октября,

у  д. 17

пр-т Чайковского, 

у д. 44

Отказано в связи с тем, что место № 232 в Схеме предоставлено ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О» (письмо от 30.05.2018             № 22/940-и)

ул. Коминтерна, ост. «Автовокзал»

пер. Спортивный, д. 1

Отказано в связи с тем, что место № 224 в Схеме предоставлено ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О» (письмо от 30.05.2018 № 22/940-и)

ул. С. Перовской, ост. «Суворовское училище»

Октябрьский пр-т, у д. 99

Отказано в связи с тем, что место № 183 в Схеме предоставлено ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О»   (письмо от 30.05.2018 № 22/940-и)

пр-т Чайковского, у                д. 35, ост. «Спортивный переулок»

Комсомольский пр-т,                   у д. 2/26

Отказано в связи с тем, что место № 29 в Схеме предоставлено ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О»   (письмо от 30.05.2018 № 22/940-и)

Тверской пр-т, у д. 3

ул. Б. Полевого, у д. 19

Отказано в связи с тем, что место № 146 в Схеме предоставлено ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О»  (письмо от 30.05.2018 № 22/940-и)

1

2

3

4

5

ООО «ТВЕРЬСОЮЗ-ПЕЧАТЬ+О»

Тверской пр-т, д. 12

Комсомольский пр-т,            д. 2/26

Предоставлено компенсационное место (письмо от 14.05.2018 № 22/794-и)

ул. Вагжанова, д. 1

пер. Спортивный, напр. д. 1

Предоставлено компенсационное место (письмо от 14.05.2018 № 22/786-и)

ул. С. Перовской, д. 2

пр-т Чайковского,  д. 44

Предоставлено компенсационное место (письмо от 14.05.2018 № 22/787-и)

ул. 1-я Республиканская, д. 18

ул. Б. Полевого, д. 19

Предоставлено компенсационное место (письмо от 14.05.2018 № 22/785-и)

ул. Орджоникидзе, д. 1

Октябрьский пр-т, д. 99

Предоставлено компенсационное место (письмо от 14.05.2018 № 22/795-и)

 Всего в мае 2018 года Департаментом было рассмотрено:

  • 6 заявлений ООО «Информбюро» о предоставлении 6-ти компенсационных мест, из которых только 1 было рассмотрено положительно и предоставлено 1 компенсационное место (по адресу: ул. П. Савельевой, у д. 33);
  • 5 заявлений ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О» о предоставлении 5-ти компенсационных мест, из которых все 5 были рассмотрены положительно и предоставлено 5 компенсационных мест (по адресам: Комсомольский пр-т, д. 2/26, Спортивный пер., напр. 1, пр-т Чайковского, д. 44, ул. Б. Полевого, д. 19, Октябрьский пр-т, д. 99).

Из представленных документов следует, что 11.05.2018 между ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О» и Департаментом были заключены 5 договоров на размещение НТО по следующим компенсационным местам: Комсомольский пр-т, д. 2/26 (договор № 29-кп); Спортивный пер., напр. 1 (договор № 224-кп), пр-т Чайковского, д. 44 (договор № 232-кп), ул. Б. Полевого, д. 19 (договор № 146-кп), Октябрьский пр-т, д. 99 (договор № 183-кп).

В качестве основания отказа в предоставлении ООО «Информбюро» компенсационных мест указано на наличие аналогичных заявлений ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О», которые были рассмотрены 14.05.2018, задолго до истечения 30-дневного срока, отведенного для подачи таких заявлений (срок для подачи заявлений истекал 09.06.2018), в то время как заявления ООО «Информбюро» о предоставлении компенсационных мест находились на рассмотрении Департамента в течение мая 2018 года и ответ на них (отказ) был оформлен только 30.05.2018.

Департамент, располагая информацией о наличии заявлений двух хозяйствующих субъектов – конкурентов о получении компенсационных мест в связи с невключением НТО в Схему, принял решение в пользу ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О».

Антимонопольные требования к органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности установлены статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) В частности, подпунктом д) пункта 4 вышеуказанной статьи органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принятие нормативных правовых актов,  и принятие решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры.

В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, влекущие негативные последствия для конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещено создание дискриминационных условий, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

   Признаками ограничения конкуренции признается сокращение числа хозяйствующих субъектов, а также любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Департаментпри наличии заявлений двух хозяйствующих субъектов – участников одного товарного рынка о предоставлении компенсационных мест, поданных в установленный срок, создал для ООО «Информбюро» дискриминационные условия доступа на вышеуказанный товарный рынок по сравнению с ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О», что противоречит требованиям статьи 15 Закона о торговле и содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Действия Департамента повлекли сокращение присутствия ООО «Информбюро» на рынке розничной торговли газетами и журналами в специализированных магазинах в пользу ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О».

Статьей 28 Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68 (в ред. от 31.01.2018), определена структура органов местного самоуправления города Твери. Согласно статье 39 Устава города Твери  администрация города Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области. Структура, полномочия и порядок деятельности структурных подразделений администрации города Твери определяются положениями об этих подразделениях.

Согласно пунктам 1.1 и 1.3 Положения о департаменте экономического развития администрации города Твери, утвержденному постановлением Администрации города Твери от 20.12.2017 № 1708, Департамент является самостоятельным структурным подразделением администрации города Твери с правом юридического лица.

Вышеуказанные действия Департамента повлекли создание неравных (дискриминационных) условий для осуществления предпринимательской деятельности ООО «Информбюро» на рынке розничной торговли газетами и журналами в специализированных магазинах по сравнению с ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О», что нарушает запреты, установленные пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Услуги по розничной торговле газетами и журналами в специализированных магазинах относятся к коду 47.62.1 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Вышеуказанный товарный рынок имеет следующие границы: продуктовые границы – услуги по розничной торговле газетами и журналами в специализированных магазинах; географические границы – территория города Твери.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Департамента повлекли нарушение охраняемого законом баланса экономических интересов ООО «Информбюро», осуществляющего деятельность на рынке услуг по розничной торговле газетами и журналами в специализированных магазинах в географических границах г. Твери, и необходимости квалифицировать действия Департамента как нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Председатель Комиссии: Л.В. Посохова

 Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, В.Д. Соловьев

исп: Е.И. Манюгина, (4822) 34-46-98

Связанные организации

ООО «ТВЕРЬСОЮЗПЕЧАТЬ+О»
ИНН 6952041890, ОГРН 1146952012943
ООО "Информбюро"
ИНН 6902022243, ОГРН 1026900512803