решение по делу

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
14.03.2018
Управление:
Тюменское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер дела:
№ А17/12-11

РЕШЕНИЕ

по делу № К17/12-11

12.03.2018 г.                                                                                                                           г. Тюмень 

 

Резолютивная часть решения объявлена  07.03.2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 12.03.2018 г.

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Полухин Д.А. – заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля за монополистической деятельностью.

Члены Комиссии:

Иванова Л.В. – заместитель начальника отдела контроля за монополистической деятельностью,

Окатьева Л.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за монополистической деятельностью,

в присутствии представителя ответчика ООО «МБМ»,

в отсутствии представителей заявителя ООО «Просторы Сибири», ответчиков ООО «ССС», ООО «СибЛес»,

рассмотрев дело № К17/12-11, возбужденное по признакам нарушения ООО «МБМ» (ИНН 7204099390), ООО «СибЛес» (ИНН 7203341619), ООО «ССС» (ИНН 7203373730) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России поступило заявление ООО «Просторы Сибири» на действия ООО «МБМ», ООО «СибЛес», выразившиеся в заключении картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах при проведении аукционов на право заключения договоров пользования рыбоводными участками.

Как указывает заявитель, Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству проводятся аукционы на право заключения договоров пользования рыбоводными участками, расположенным на территории Тюменской области.

23.12.2017 Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству проводился аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным на территории Тюменской области, для осуществления пастбищной аквакультуры № 2. Заявитель принял участие в обозначенном аукционе по лотам № 19Т Рыбоводный участок - озеро Шишкино (Лывное) и № 20Т Рыбоводный участок - озеро Чесноково. Согласно протоколу аукциона от 23.12.2017 № 31 участниками аукциона по лотам № 19Т, 20Т, кроме заявителя, являлись ООО «МБМ» и ООО «СибЛес», которые активно повышали цену.

Вместе с тем, при участии ООО «МБМ» и ООО «СибЛес» в других аукционах указанные лица используют следующую стратегию поведения: заявляются на аукцион вдвоем, один из участников повышает цену лота на один шаг аукциона, другой участник не продолжает поднимать цену, тем самым лоты приобретаются по начальной цене, увеличенной на один шаг аукциона.

Такое поведение ООО «МБМ» и ООО «СибЛес», по мнению заявителя, свидетельствует о наличии между ними сговора, направленного на поддержание цен на торгах.

В связи с поступившим заявлением ООО «Просторы Сибири» приказом Тюменского УФАС России от 04.10.2017 № 110 возбуждено дело № К17/12-11 по признакам нарушения ООО «МБМ» (ИНН 7204099390), ООО «СибЛес» (ИНН 7203341619), ООО «ССС» (ИНН 7203373730) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

Определением от 05.10.2017 ООО «Просторы Сибири» было привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя, ООО «МБМ», ООО «СибЛес», ООО «ССС» были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков по делу.

В ходе рассмотрения дела от ООО «МБМ» поступили письменные пояснения по обстоятельствам дела. В частности, общество признало факт наличия устной договоренности между ООО «МБМ», ООО «ССС» и ООО «СибЛес» о совместной подаче заявок и участии в аукционах на право заключения договоров пользования рыбоводными участками. Вместе с тем считает, что ООО «МБМ», ООО «ССС» и ООО «СибЛес» не являются между собой конкурентами, поскольку указанные компании фактически осуществляют разные виды деятельности. Указывает, что совместное участие ООО «МБМ», ООО «ССС» и ООО «СибЛес» в рассматриваемых аукционах было направлено на обеспечение признания торгов состоявшимися, поскольку условиями аукционной документации аукцион признается несостоявшимся, если в аукционе участвовало менее 2 участников. Кроме того, по мнению ООО «МБМ», действиями ответчиков не создавалась возможность для отдельных лиц, в том числе и для заявителя, устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, либо наложить на каких-либо третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий. Просит Комиссию признать действия ООО «МБМ» допустимыми в соответствии с условиями ч. 1 ст. 13 Закона № 135-ФЗ.

От ООО «ССС» поступили письменные объяснения по обстоятельствам дела. Общество подтверждает достижение устной договоренности с ООО «МБМ» по участию в аукционах на право заключения договора пользования рыбоводными участками по лотам 1Т, 17Т, 25Т. Поясняет, что целью и задачей совместного участия ООО «ССС» и ООО «МБМ» в аукционах являлась необходимость признания аукциона состоявшимся, потому что требования аукционной документации содержали условия о том, что в случае если на участие в аукционе допущена одна заявка, то такой аукцион признается несостоявшимся, при этом заранее не известно, будут ли кем-нибудь еще поданы заявки на участие в аукционах. Отмечает, что какой-либо иной договоренности, в том числе обеспечить победу ООО «МБМ» в аукционах, не было.

Кроме того, от ООО «ССС» и ООО «МБМ» поступили заявления о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения при участии на торгах (вх.№1425 от 28.02.2018 и вх.№1582 от 05.03.2018 соответственно). В этих заявлениях указанные лица признают факт нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ.

Ответчик ООО «СибЛес» письменных объяснений по обстоятельствам дела не направил.

Комиссией в соответствии со статьей 48.1 Закона № 135-ФЗ было принято заключение об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела была направлена всем лицам, участвующим в деле. Комиссией было разъяснено право лиц, участвующих в деле, представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Между тем, каких-либо письменных возражений на заключение об обстоятельствах дела к моменту рассмотрения дела от ответчиков не поступило.

Заявитель и ответчик ООО «СибЛес», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия установила следующие фактические обстоятельства дела.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 135-ФЗ установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

В ходе рассмотрения заявления и материалов Комиссией были установлены следующие лица, в действиях которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства:

1) ООО «МБМ» (ИНН 7204099390; адрес: 626170, Тюменская обл., Уватский р-н, с. Уват, ул. Ленина, 121А; директор Брюшко Леонид Евгеньевич);

2) Группа лиц в составе:

- ООО «СибЛес» (ИНН 7203341619; адрес: адрес: 625007 Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Депутатская, 80к1; директор Пещерских Сергей Александрович),

- ООО «ССС» (ИНН 7203373730; адрес: 625007 Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Депутатская, 80к1; генеральный директор Пещерских Сергей Александрович).

Указанные лица (группы лиц) не подпадают под исключение, установленное ч. 7 ст. 11 Закона № 135-ФЗ, следовательно, на них распространяется запрет на заключение антиконкурентных соглашений.

2. В рамках рассмотрения дела, в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона № 135-ФЗ был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции на аукционах на право заключения договора пользования рыбоводными участками.

По результатам исследования состояния конкуренции при проведении аукционов было установлено:

1) Временной интервал по каждому из рассматриваемых аукционов определен с даты принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона до даты заключения договора пользования рыбоводными участками, соответственно, общий период исследования определен с 08.11.2016 по 20.06.2017 г.

2) Предмет торгов: право заключения договора пользования рыбоводными участками

3) Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: хозяйствующие субъекты, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона. Все участники каждого из исследованных аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения договора пользования рыбоводными участками. Состав хозяйствующих субъектов участников-конкурентов по каждому из аукционов приведен в Приложении № 1 к данному отчету.

4) Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № К17/12-11 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Перечень рассматриваемых аукционов представлен в Приложении №1 к Аналитическому отчету.

3. Порядок организации и проведения торгов в форме конкурса или аукциона (далее - торги) на право заключения договора пользования рыбоводным участком юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для осуществления аквакультуры (рыбоводства) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450.

Предметом торгов является право на заключение договора. Торги являются открытыми и проводятся как в отношении одного рыбоводного участка, так и в отношении нескольких рыбоводных участков, при этом каждый из рыбоводных участков составляет отдельный лот.

В случае проведения торгов в отношении рыбоводных участков, расположенных на водных объектах и (или) их частях, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, организатором торгов являются территориальные органы Федерального агентства по рыболовству.

Организатор торгов принимает решение о создании комиссии, определяет порядок ее деятельности и утверждает ее состав.

Комиссия выполняет следующие функции: принимает, регистрирует и рассматривает заявки об участии в торгах; принимает решение о допуске заявителя к участию в торгах; принимает решение по итогам рассмотрения заявок об участии в торгах; определяет победителя торгов; осуществляет контроль за соблюдением процедуры проведения торгов; совершает иные действия, связанные с проведением торгов.

Информация о проведении аукциона на право заключения договора (далее соответственно - извещение о проведении аукциона, аукцион) размещается на официальном сайте. Извещение о проведении аукциона размещается организатором аукциона на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня окончания срока подачи заявок об участии в аукционе в письменной или электронной форме, в том числе в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в установленном порядке, или с использованием Единого портала государственных услуг. Днем начала подачи заявок об участии в аукционе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. Прием заявок об участии в аукционе прекращается за 5 дней до дня проведения аукциона.

Начальная цена выставляемого на продажу права на заключение договора устанавливается организатором аукциона в соответствии с правилами расчета и взимания платы за пользование рыбоводными участками, устанавливаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В случае если право на заключение договора не продано на аукционе, по решению организатора аукциона его начальная цена может быть снижена не более чем на 5 процентов при проведении повторного аукциона. В общей сложности начальная цена выставляемого на продажу права на заключение договора не может быть снижена более чем на 15 процентов при проведении повторного аукциона.

Размер вносимого участниками аукциона задатка определяется организатором аукциона и не может составляет менее 40 процентов начальной цены предмета аукциона.

Для участия в аукционе заявители представляют в комиссию организатора аукциона в срок и по форме, которые указаны в документации об аукционе, заявку об участии в аукционе.

Заявитель вправе подать не более одной заявки об участии в аукционе по одному лоту аукциона. Представление этой заявки подтверждает согласие заявителя выполнять обязательства в соответствии с извещением о проведении аукциона и документацией об аукционе.

Заявка об участии в аукционе, поступившая в срок, указанный в извещении о проведении аукциона, регистрируется комиссией. По требованию заявителя комиссия выдает расписку в получении заявки об участии в аукционе с указанием даты и времени ее получения.

В случае если подана одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной такой заявки, аукцион признается несостоявшимся. В случае если документацией об аукционе предусмотрена реализация права на заключение 2 или более договоров, аукцион признается несостоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана одна заявка об участии в аукционе или в отношении которых заявки об участии в аукционе не поданы.

В случае если до дня окончания срока подачи заявок об участии в аукционе на отдельный лот не подана ни одна заявка, комиссия рекомендует организатору аукциона принять решение о целесообразности проведения нового аукциона, которое заносится в протокол аукциона. При принятии организатором аукциона решения о целесообразности проведения нового аукциона в отношении такого лота в протоколе аукциона указывается срок, в течение которого будет проведен новый аукцион в соответствии с настоящими Правилами и который не может превышать 6 месяцев со дня опубликования протокола аукциона.

Комиссия рассматривает заявки об участии в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, а также на соответствие заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Срок рассмотрения заявок об участии в аукционе не может превышать 10 рабочих дней со дня окончания срока их подачи. В случае установления факта подачи одним заявителем 2 и более заявок об участии в аукционе на право заключения одного и того же договора при условии, что поданные ранее этим заявителем заявки об участии в аукционе не отозваны, все заявки указанного заявителя, поданные в отношении права на заключение договора, не рассматриваются и возвращаются заявителю.

На основании результатов рассмотрения заявок об участии в аукционе комиссия принимает решение о допуске к участию в аукционе заявителя и признании заявителя, подавшего заявку об участии в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске заявителя к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящими Правилами.

Протокол рассмотрения заявок об участии в аукционе подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии организатора аукциона в день окончания срока рассмотрения заявок об участии в аукционе.

Протокол рассмотрения заявок об участии в аукционе в день окончания их рассмотрения размещается организатором аукциона на официальном сайте. Заявителям, подавшим заявки об участии в аукционе и признанным участниками аукциона, и заявителям, подавшим заявки об участии в аукционе и не допущенным к участию в аукционе, направляются уведомления о принятых комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола. В случае если подана одна заявка об участии в аукционе или не подано ни одной такой заявки, в протокол вносится запись о признании аукциона несостоявшимся.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона "шаг аукциона", при этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5 процентов начальной цены предмета аукциона. В случае если после 3-кратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона никто из участников аукциона не представил предложение о более высокой цене предмета аукциона, организатор аукциона вправе снижать "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной цены предмета аукциона, при этом "шаг аукциона" не может составить в результате последнего снижения менее 0,5 процента начальной цены предмета аукциона.

Комиссия осуществляет аудиозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.

Комиссия объявляет победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший более высокую цену предмета аукциона.

Комиссия ведет протокол аукциона, который размещается организатором аукциона на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Аукцион признается несостоявшимся:

а) если в аукционе участвовали менее 2 участников;

б) если после 3-кратного объявления начальной цены предмета аукциона никто из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по цене первого шага аукциона.

1. Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству приказом от 08.11.2016 № 306-П был организован аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным на территории Тюменской области, для осуществления пастбищной аквакультуры. Срок договора - 25 лет.

Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно извещению срок приема заявок на участие в аукционе установлен с 09.11.2016 по 19.12.2016 г.

Дата и время проведения аукциона - 23 декабря 2016 г. в 10 ч. 00 мин.

Место проведения аукциона - г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 52.

Регистрация участников аукциона проводилась в месте проведения аукциона 23 декабря 2016 г. с 09 ч. 00 мин. до 09 ч. 55 мин. (время местное).

От ООО «МБМ» поступили заявки об участии в аукционе по следующим лотам: лот № 19Т (рыбоводный участок - озеро «Шишкино» (Лывное)), лот № 20Т (рыбоводный участок - озеро «Чесноково»). От ООО «СибЛес» поступила заявка об участии в аукционе по лоту № 20Т (рыбоводный участок - озеро «Чесноково»).

Лот № 19Т. Рыбоводный участок - озеро «Шишкино» (Лывное).

Местоположение - Уватский муниципальный район Тюменской области.

Площадь - 610 га.

Начальная цена лота - 195 200 рублей.

Шаг аукциона - 9 760 рублей.

Размер задатка - 78 080 рублей.

Согласно протоколу от 21.12.2016 на участие в аукционе по данному лоту было допущено 2 заявки от участников ООО «МБМ» и ООО «Просторы Сибири».

Согласно протоколу № 31 от 23.12.2016 победителем аукциона признано ООО «Просторы Сибири»; цена, предложенная победителем - 2 518 080 рублей (повышение на 238 шагов).

Лот № 20Т. Рыбоводный участок - озеро «Чесноково».

Местоположение - Уватский муниципальный район Тюменской области.

Площадь - 987 га.

Начальная цена лота - 315 840 рублей.

Шаг аукциона - 15 792 рублей.

Размер задатка - 126 336 рублей.

Согласно протоколу от 21.12.2016 на участие в аукционе по данному лоту было допущено 4 заявки от участников ООО «МБМ», ООО «СибЛес», ООО «Просторы Сибири» и ООО «ЗАПСИББИОРЕСУРС».

От ООО «МБМ» заявка поступила 14.12.2016 в 11 ч. 45 мин., от ООО «СибЛес» заявка поступила 14.12.2016 в 11 ч. 46 мин.

Заявки по оформлению и по содержанию являются идентичными. Обе заявки подписаны 13.12.2016.

Согласно протоколу № 31 от 23.12.2016 победителем аукциона признано ООО «Просторы Сибири»; цена, предложенная победителем - 9 001 440 рублей (повышение на 550 шагов).

2. Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству приказом от 19.12.2016 № 334-П был организован аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным на территории Тюменской области, для осуществления пастбищной аквакультуры № 3. Срок договора - 25 лет.

Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно извещению срок приема заявок на участие в аукционе установлен с 20.12.2016 по 06.02.2017 г.

Дата и время проведения аукциона - 10 февраля 2017 г. в 10 ч. 00 мин.

Место проведения аукциона - г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 52.

Регистрация участников аукциона проводилась в месте проведения аукциона 10 февраля 2017 г. с 09 ч. 00 мин. до 09 ч. 55 мин. (время местное).

От ООО «МБМ» и ООО «ССС» поступили заявки об участии в аукционе по следующим лотам: лот № 1Т (рыбоводный участок - озеро Ленево), лот № 14Т (рыбоводный участок - озеро Чаучуково), лот № 17Т (рыбоводный участок - озеро без названия (9 км Ю с.Тугалово).

Лот № 1Т. Рыбоводный участок - озеро Ленево.

Местоположение - Уватский муниципальный район Тюменской области.

Площадь - 43 га.

Начальная цена лота - 13 760 рублей.

Шаг аукциона - 688 рублей.

Размер задатка - 5 504 рублей.

Согласно протоколу № 36 от 08.02.2017 на участие в аукционе по данному лоту было допущено 2 заявки от участников ООО «МБМ» и ООО «ССС».

От ООО «МБМ» заявка поступила 06.02.2017 в 12 ч. 20 мин., от ООО «ССС» заявка поступила 06.02.2017 в 12 ч. 20 мин.

Заявки по оформлению являются идентичными.

Согласно протоколу № 37 от 10.02.2017 победителем аукциона признано ООО «МБМ»; цена, предложенная победителем - 15 136 рублей (повышение на 2 шага).

По результатам аукциона с победителем ООО «МБМ» заключен договор пользования рыбоводным участком от 27.02.2017 № 72/504-Т.

Лот № 14Т. Рыбоводный участок - озеро Чаучуково.

Местоположение - Уватский муниципальный район Тюменской области.

Площадь - 87 га.

Начальная цена лота - 27 840 рублей.

Шаг аукциона - 1 392 рублей.

Размер задатка - 11 136 рублей.

Согласно протоколу № 37 от 10.02.2017 на участие в аукционе по данному лоту было допущено 2 заявки от участников ООО «МБМ» и ООО «ССС».

От ООО «МБМ» заявка поступила 06.02.2017 в 12 ч. 20 мин., от ООО «ССС» заявка поступила 06.02.2017 в 12 ч. 20 мин.

Заявки по оформлению являются идентичными.

Согласно протоколу № 37 от 10.02.2017 победителем аукциона признано ООО «МБМ»; цена, предложенная победителем - 32 016 рублей (повышение на 3 шага).

По результатам аукциона с победителем ООО «МБМ» заключен договор пользования рыбоводным участком от 27.02.2017 № 72/506-Т.

Лот № 17Т. Рыбоводный участок - озеро без названия (9 км Ю с.Тугалово).

Местоположение - Уватский муниципальный район Тюменской области.

Площадь - 29 га.

Начальная цена лота - 9 280 рублей.

Шаг аукциона - 464 рублей.

Размер задатка - 3 712 рублей.

Согласно протоколу № 37 от 10.02.2017 на участие в аукционе по данному лоту было допущено 2 заявки от участников ООО «МБМ» и ООО «ССС».

От ООО «МБМ» заявка поступила 06.02.2017 в 12 ч. 20 мин., от ООО «ССС» заявка поступила 06.02.2017 в 12 ч. 20 мин.

Заявки по оформлению и по содержанию являются идентичными. Обе заявки подписаны 06.02.2017.

Согласно протоколу № 37 от 10.02.2017 победителем аукциона признано ООО «МБМ»; цена, предложенная победителем - 11 136 рублей (повышение на 4 шага).

По результатам аукциона с победителем ООО «МБМ» заключен договор пользования рыбоводным участком от 27.02.2017 № 72/506-Т.

10.02.2017 в день проведения аукциона процедуру регистрации участников аукциона директор ООО «МБМ» Брюшко Леонид Евгеньевич (регистрационный номер 5) и директор ООО «ССС» Пещерских Сергей Александрович (регистрационный номер 6) прошли одновременно.

3. Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству приказом от 13.04.2017 № 90-П был организован аукцион на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным на территории Тюменской области, для осуществления пастбищной аквакультуры № 5. Срок договора - 25 лет.

Извещение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Согласно извещению срок приема заявок на участие в аукционе установлен с 14.04.2017 по 02.06.2017 г.

Дата и время проведения аукциона - 08 июня 2017 г. в 10 ч. 00 мин.

Место проведения аукциона - г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 52.

Регистрация участников аукциона проводилась в месте проведения аукциона 08 июня 2017 г. с 09 ч. 00 мин. до 09 ч. 55 мин. (время местное).

От ООО «МБМ» и ООО «ССС» поступили заявки об участии в аукционе по лоту № 25Т (рыбоводный участок - озеро Ванихин сор).

Лот № 25Т. Рыбоводный участок - озеро Ванихин сор.

Местоположение - Уватский муниципальный район Тюменской области.

Площадь - 130 га.

Начальная цена лота - 41 600 рублей.

Шаг аукциона - 2 080 рублей.

Размер задатка - 16 640 рублей.

Согласно протоколу № 64 от 06.06.2017 на участие в аукционе по данному лоту было допущено 2 заявки от участников ООО «МБМ» и ООО «ССС».

От ООО «МБМ» заявка поступила 02.06.2017 в 09 ч. 20 мин., от ООО «ССС» заявка поступила 02.06.2017 в 09 ч. 20 мин.

Заявки по оформлению и по содержанию являются идентичными. Обе заявки подписаны 01.06.2017. Денежные средства в качестве задатка перечислены участниками 01.06.2017.

Согласно протоколу № 65 от 08.06.2017 победителем аукциона признано ООО «МБМ»; цена, предложенная победителем - 52 000 рублей (повышение на 5 шагов).

По результатам аукциона с победителем ООО «МБМ» заключен договор пользования рыбоводным участком от 20.06.2017 № 72/579-Т.

08.06.2017 в день проведения аукциона процедуру регистрации участников аукциона директор ООО «МБМ» Брюшко Леонид Евгеньевич (регистрационный номер 7) и директор ООО «ССС» Пещерских Сергей Александрович (регистрационный номер 8) прошли одновременно.

Согласно выписке из ЕРГЮЛ основным видом деятельности ООО «МБМ» является воспроизводство морских биоресурсов искусственное (ОКВЭД2 03.21.4). Дополнительные виды деятельности: Рыболовство пресноводное (ОКВЭД2 03.12), Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное (ОКВЭД2 03.22.5) и другие.

Согласно выписке из ЕРГЮЛ основным видом деятельности ООО «СибЛес» является распиловка и строгание древесины (ОКВЭД2 16.10). Дополнительные виды деятельности: Производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины (ОКВЭД2 16.10.1), Предоставление услуг по пропитке древесины (ОКВЭД2 16.10.9), Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий (ОКВЭД2 16.23), Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (ОКВЭД2 16.23.1), Производство прочих деревянных изделий (ОКВЭД2 16.29.1) и другие. Виды деятельности, связанные с рыболовством и рыбоводством, компанией не заявлены.

Согласно выписке из ЕРГЮЛ основным видом деятельности ООО «ССС» является распиловка и строгание древесины (ОКВЭД2 16.10). Дополнительные виды деятельности: Производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более 6 мм; производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины (ОКВЭД2 16.10.1), Предоставление услуг по пропитке древесины (ОКВЭД2 16.10.9), Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий (ОКВЭД2 16.23), Производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий (ОКВЭД2 16.23.1), Производство прочих деревянных изделий (ОКВЭД2 16.29.1) и другие. Виды деятельности, связанные с рыболовством и рыбоводством, компанией не заявлены.

Из чего следует, что ООО «СибЛес» и ООО «ССС», при участии в аукционах на право заключения договора пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры, подавали т.н. заявки-прикрытия, с целью имитации конкуренции и обеспечения победы ООО «МБМ».

Установленные по делу обстоятельства подтверждают и ответчики ООО «МБМ» и ООО «ССС».

Так ООО «МБМ» в своих письменных пояснениях (вх.№355 от 22.01.2018) признало факт наличия устной договоренности между ООО «МБМ», ООО «ССС» и ООО «СибЛес» о совместной подаче заявок и участии в аукционах на право заключения договоров пользования рыбоводными участками. Подтвердило, что в связи с достигнутыми договоренностями заявки на участие в аукционах подавались одновременно с ООО «ССС» и с «СибЛес»; заявки компаний являлись идентичными в связи с тем, что подготовка заявок от имени ООО «ССС» и ООО «СибЛес» осуществлялась директором ООО «МБМ» Брюшко Л.Е.; даты подписания заявок совпадали; процедуру регистрации на аукционы представители ответчиков проходили одновременно; обеспечение заявок в некоторых случаях осуществлялось ответчиками также одновременно. Кроме того Общество пояснило, что между ООО «МБМ», ООО «ССС» и ООО «СибЛес» имеются родственные связи, поскольку в штате ООО «МБМ» трудится заместитель директора ООО «МБМ» Пещерских Вячеслав Александрович, который является братом Пещерских Сергея Александрович, являющегося генеральным директором и участником ООО «ССС», а также бывшим директором и участником ООО «СибЛес».

ООО «ССС» в своих письменных пояснениях (вх.№348 от 22.01.2018) признало факт достижения устной договоренности с ООО «МБМ» по участию в аукционах на право заключения договора пользования рыбоводными участками по лотам 1Т, 17Т, 25Т. Подтвердило, что в силу достигнутой договоренности заявки на участие в аукционах по лотам 1Т, 17Т, 25Т от имени ООО «ССС» были подготовлены и поданы директором ООО «МБМ» Брюшко Л.Е.; заявки обладали признаками идентичности, даты подписания заявок совпадали, оплата проходила, как правило, одновременно, прохождение регистрации на аукционах осуществлялось одновременно директором ООО «МБМ». Кроме того Общество пояснило, что сотрудником ООО «МБМ» является Пещерских, являющийся родственником директора ООО «ССС» Пещерских.

Согласно статье 4 Закона № 135-ФЗ соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Под конкуренцией понимается - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11, 12, 13 Закона № 135-ФЗ следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона № 135-ФЗ под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключённости в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что действия ООО «МБМ», ООО «СибЛес» и ООО «ССС» и соответственно результаты торгов по аукционам на право заключения договора пользования рыбоводным участком для осуществления пастбищной аквакультуры являются следствием достигнутого между ними соглашения.

Анализ поведения участников в указанных аукционах показывает, что данные хозяйствующие субъекты реализуют единую стратегию поведения, направленную на поддержание цен на торгах, когда победитель заранее определен и участие данных компаний направлено на создание видимости конкурентной борьбы.

Достигнутое между участниками соглашение, является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, целью которого является поддержание цен на торгах, и как следствие получение экономической выгоды.

Полученные итоги торгов по проведенным аукционам вне сговора (взаимной информированности) компаний невероятны, а исследованные факты свидетельствуют о нетипичном, недобросовестном поведении участников аукциона, и о том, что результат рассматриваемых аукционов невозможен без полной информированности каждого участника о поведении и намерении к поддержанию цен на торгах.

При этом Комиссия отклоняет доводы ответчиков о том, что ответчики не являются между собой конкурентами; действия ответчиков в рассматриваемых аукционах не были направлены на поддержание цен на торгах; действия ответчиков могут быть признаны допустимыми в соответствии с условиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Наличие между ответчиками конкурентных отношений в рамках рассматриваемых аукционов установлено Комиссией по результатам исследования состояния конкуренции на аукционах на право заключения договора пользования рыбоводными участками. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что при участии ответчиков в аукционах при отсутствии других участников цена договора повышена незначительно (на 2-5 шагов), и, напротив, при участии ответчиков в аукционах при наличии других участников цена договора повышена значительно (на 238-550 шагов). Кроме того, поддержание цен на торгах подтверждается действиями ООО «ССС» и ООО «СибЛес», которые, не имея намерений заключать договоры пользования рыбоводными участками, принимали участие в аукционах «в поддержку» ООО «МБМ». Действия ответчиков не могут быть признаны допустимыми в соответствии с условиями ч. 1 ст. 13 Закона № 135-ФЗ, поскольку положения данной нормы не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Таким образом, изложенные обстоятельства дела в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами указывают на наличие в действиях ООО «МБМ» (ИНН 7204099390), ООО «СибЛес» (ИНН 7203341619), ООО «ССС» (ИНН 7203373730) нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в заключении картельного соглашения, которое приводит или может привести к поддержанию цен на торгах.

Место совершения правонарушения, установленное материалами дела: Тюменская область (без автономных округов).

Время совершения правонарушения: с 08.11.2016 по 20.06.2017 г.

Комиссией не установлено получение ответчиками доходов от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле). Следовательно, в действиях Брюшко Леонида Евгеньевича и Пещерских Сергея Александровича признаки состава преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, не усматриваются.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, Комиссия считает, что имеются правовые основания для принятия антимонопольным органом мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства и выдачи предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и(или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «МБМ» (ИНН 7204099390, ОГРН 1067203308886 от 25.05.2006) и группы лиц в составе ООО «ССС» (ИНН 7203373730, ОГРН 1167232055891 от 20.02.2016), ООО «СибЛес» (ИНН 7203341619, ОГРН 1157232016127 от 23.04.2015) нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении картельного соглашения, которое приводит или может привести к поддержанию цен на торгах.

2. Выдать ООО «МБМ» (ИНН 7204099390, ОГРН 1067203308886 от 25.05.2006) обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и(или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.

3. Выдать ООО «ССС» (ИНН 7203373730, ОГРН 1167232055891 от 20.02.2016) обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и(или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.

4. Выдать ООО «СибЛес» (ИНН 7203341619, ОГРН 1157232016127 от 23.04.2015) обязательное для исполнения предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и(или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при участии в торгах.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии                                                             Д.А. Полухин

 

Члены Комиссии:                                                                                     Л.В. Иванова

 

                                                                                                                       Л.И. Окатьева