Постановление №А18/341-14.3 Постановление от 19 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF


П О С Т А Н О В Л Е Н И Е  № А18/341-14.3
о назначении административного наказания
за нарушение законодательства о рекламе
19.09.2018г.                                                                                             г. Тюмень

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области <…>, рассмотрев материалы дела №А18/341-14.3, возбужденного в отношении АО <…> (117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, корпус 1, ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497,КПП 772801001, дата регистрации:13.11.2001), в присутствии представителя (защитника) АО <…> - <…> (доверенность №66АА 4634257 от 09.10.2017г.), 

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) от 07.06.2018г. № Р18/33-28 признана ненадлежащей реклама, следующего содержания: «ГАЗПРОМБАНК САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВАЖНОГО ШАГА ИПОТЕКА ПО АКЦИИ 9,2% мы снизили ставку по ипотеке», размещенную на рекламной конструкции по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 71,  поскольку в ней нарушены требования  части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №  38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).  
Исследовав материал административного дела, установлено следующее.
Как следует из части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама является средством продвижения товаров, работ и услуг, а также самого изготовителя или продавца рекламируемого товара на определенном рынке. Вместе с тем, способ, форма и средства распространения соответствующей информации имеет существенное значение. Ненадлежащей рекламой согласно подпункту 4 статьи 3 Закона о рекламе является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 г., под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги – кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, фондовая биржа,  валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания   инвестиционного фонда,  управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, пенсионный участник рынка ценных бумаг.  
Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, под финансовую услугу подпадают конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением, размещением денежных средств, но только в случае, если они оказываются финансовой организацией. При этом перечень финансовых организаций содержится в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный перечень является закрытым. 
Согласно части 1 статьи 819  ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно статьям 1,2,3 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге имущества)», ипотека представляет собой способ обеспечения обязательств – уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.
Принимая во внимание положение вышеуказанных норм и содержания рассматриваемой рекламы следует, что под ипотекой в рассматриваемом случае следует понимать долгосрочный ипотечный жилищный кредит – кредит или заем, предоставляемый банком (кредитной организацией) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательств.
Кроме того, само содержание спорной рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания  потенциальных заемщиков именно  к получению ипотечного кредита на  приобретение объекта недвижимости. Таким образом, в рекламе предложены также и услуги ипотечного кредитования.
Таким образом, рассматриваемая реклама является также рекламой финансовой услуги – кредита (ипотечного кредита).
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона о потребительском кредите (займе), в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, следующие платежи заемщика:
1) по погашению основной суммы долга по договору потребительского кредита (займа);
2) по уплате процентов по договору потребительского кредита (займа);
3) платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;
4) плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);
5) платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом. Если условиями договора потребительского кредита (займа) определено третье лицо, для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) используются применяемые этим лицом тарифы. Тарифы, используемые для расчета полной стоимости потребительского кредита (займа), могут не учитывать индивидуальные особенности заемщика. Если кредитор не учитывает такие особенности, заемщик должен быть проинформирован об этом. В случае, если при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа) платежи в пользу третьих лиц не могут быть однозначно определены на весь срок кредитования, в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются платежи в пользу третьих лиц за весь срок кредитования исходя из тарифов, определенных на день расчета полной стоимости потребительского кредита (займа). В случае, если договором потребительского кредита (займа) определены несколько третьих лиц, расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) может производиться с использованием тарифов, применяемых любым из них, и с указанием информации о лице, тарифы которого были использованы при расчете полной стоимости потребительского кредита (займа), а также информации о том, что при обращении заемщика к иному лицу полная стоимость потребительского кредита (займа) может отличаться от расчетной;
6) сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;
7) сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.
Согласно письменным пояснениям АО <…> (вх.№7299 от 18.09.2018г., Общество не согласно с вменяемым правонарушением. Считает, что рассматриваемая реклама содержит весь объем информации, обязательный для предоставления в рекламе, а именно: текст рекламного объявления содержит информацию обо всех условиях, определяющих полную стоимость кредита.
Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №58 от 08.10.2012 г., рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Рассматриваемая реклама, следующего содержания: «ГАЗПРОМБАНК САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВАЖНОГО ШАГА ИПОТЕКА ПО АКЦИИ 9,2% мы снизили ставку по ипотеке», расположена на рекламной конструкции (призматрон 3х6), размещенной  по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 71.
При этом, рекламная информация «ГАЗПРОМБАНК САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВАЖНОГО ШАГА ИПОТЕКА ПО АКЦИИ 9,2% мы снизили ставку по ипотеке» выполнена крупным шрифтом, а в нижней части рекламы имеется текст, выполненный светлым и мелким нечитаемым шрифтом. Рекламная конструкция размещена вдоль проезжей части, что ограничивает возможность получения информации на более близком расстоянии.  Из-за размера шрифта, использованной цветовой гаммы, часть указанной информации не воспринимается потребителем рекламы. 
Особенности размещения рекламы (месторасположение вдоль проезжей части, размер и цвет шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги) лишают возможности потребителей рекламы получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: «ГАЗПРОМБАНК САМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВАЖНОГО ШАГА ИПОТЕКА ПО АКЦИИ 9,2% мы снизили ставку по ипотеке», а иные существенные условия получения финансовой услуги являются недоступными для потребителя рекламы. 
Таким образом, в данной рекламе нарушены требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют сведения обо всех существенных условиях получения финансовой услуги.
Требования части 3 статьи 28 Закона о рекламе напрямую корреспондирует с требованиями части 7 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 
Рассматриваемая реклама <…> направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться предоставляемой финансовой услугой. В таком случае, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, которая способна обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Тем самым, отсутствие какой – либо части информации о представляемых услугах не должно приводить к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей имеющих намерение приобрести рекламируемый товар.
Указание в рекламе существенной информации о рекламируемом товаре, об условии его приобретения или использования является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Указанные нормы права приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Актом осмотра от 05.02.2018 г. установлено, что рассматриваемая реклама содержит только одно условие – процентную ставку по ипотечному кредиту, вместе с тем остальные условия, определяющие полную стоимость ипотечного кредита, указаны таким образом, что не воспринимаются. 
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку в ней отсутствуют условия определяющие стоимость кредита для заемщика, сведения об условиях предоставления кредита, что способно ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно рекламируемых объектов.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч.7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо.
Материалами дела установлено, что АО <…> (117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, корпус 1, ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497,КПП 772801001, дата регистрации:13.11.2001) является рекламодателем рассматриваемой рекламы, который в соответствии с договором несет полную ответственность, как за форму, так и за содержание рекламных материалов.
В соответствии с частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, кредитной организацией, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.
Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе, а именно: ч.7 ст.5, ч.3 ст.28 Закона о рекламе.
Правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.14.3 КоАП РФ, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям пренебрежительным отношением лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей, к требованиям, предусмотренным Законом о рекламе, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы.
Ч.6 ст.14.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности вне зависимости от наличия/отсутствия отрицательных последствий распространения ненадлежащей рекламы.
Субъектом административного правонарушения по делу № А18/341-14.3 выступает – АО <…> (117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, корпус 1, ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497,КПП 772801001, дата регистрации:13.11.2001).
Вина АО <…>состоит в том, что оно не выполнило установленных Законом о рекламе требований и не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных законом требований, при рассмотрении дела не установлены.
Таким образом, АО <…>, распространяя вышеуказанную рекламу, с нарушением рекламного законодательства, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии  с частью  1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
Место совершения административного правонарушения – г. Тюмень.
Время совершения административного правонарушения – с 01.02.2018 по 28.02.2018 г.
Дело об административном правонарушении № А18/341-14.3 в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ рассматривалось с учетом характера совершенного АО <…> административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, при рассмотрении дела не установлено. 
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Безразличное отношение лица к своим публично-правовым обязанностям, которые установлены действующим законодательством, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Следовательно, признать допущенное АО <…> правонарушение в качестве малозначительного недопустимо.
На основании изложенного, принимая во внимание доказанность имеющимися материалами дела события и состава допущенного АО <…> административного правонарушения, руководствуясь статьями 2.10, 4.1, 4.5, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Применить к АО <…> (117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 16, корпус 1, ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497,КПП 772801001, дата регистрации:13.11.2001), меру ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Наименование получателя: Управление федерального казначейства Министерства финансов России по Тюменской области (Тюменское УФАС России)
ИНН 7202081799, КПП 720301001
счет 40101810300000010005 
банк получателя: отделение Тюмени г. Тюмень
БИК 047102001, ОКТМО 71701000
код бюджетной классификации – 161 116 26000 01 6000 140
УИН:   16117092400001371791   (указывать обязательно!!!)
Назначение платежа: «Денежные (штрафы) взыскания за нарушение законодательства о рекламе».
Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.
Согласно    статьи   31.1  КоАП     постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель  
руководителя управления                                                           <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны