Определение №К 17/2-10 Определение о назначении дола к рассмотрению от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела №  К 17/2 -10 о нарушении

антимонопольного законодательства  к рассмотрению

 

15.03.2017                                                                                                                           г. Тюмень

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Полухин Дмитрий Александрович на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от  03,03,2017 №23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Аэропорт «Рощино» (местонахождение: г. Тюмень, ул. С. Ильюшина, 23, ИНН 7204660086) части 1 статьи 10 и пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «Сила вкуса» и в создании хозяйствующему субъекту препятствий доступу на товарный рынок, руководствуясь частью 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

У С Т А Н О В И Л:

            В Тюменское УФАС России 08.12.2016 поступило заявление ООО «Сила вкуса»» на действия АО «Аэропорт «Рощино» (далее также -  АО А/п «Рощино», Аэропорт) (г. Тюмень, ул. С. Ильюшина, 23), выражающиеся в отказе проводить досмотр бортового питания и предоставлять спецмашину для его доставки на борт воздушных судов авиакомпании «Сибирь» в аэропорту «Рощино». К заявлению приложено письмо «Аэропорт «Рощино», направленное в адрес заявителя, где указано, что Аэропорт отказывает пролонгировать договор, и сообщает о прекращении с 01.01.2017 оказание услуг по досмотру бортового питания и предоставлению спецмашины.

            С аналогичным заявлением ООО «Сила вкуса» обратилось в Уральскую транспортную прокуратуру, которая перенаправила данное обращение на рассмотрение в управление (№23р-2016 от 26.12.2016).

При рассмотрении заявления (по материалам заявления и представленным хозяйствующим субъектом документам и информации), установлено следующее.

Обслуживание воздушных судов ОАО «Авиакомпания «Сибирь» в аэропорту Тюмень («Рощино») осуществляется на основании заключённого с АО «Аэропорт «Рощино» договора №824 от 01.01.2010. В рамках данного договора Аэропорт принимает на себя обязательства по аэропортовому обслуживанию Авиакомпании, в том числе по обеспечению авиационной безопасности, включающей досмотр воздушного судна и его бортовых запасов (п.3.2.1.2 договора).

Стоимость предоставляемых по договору услуг (работ) определяется исходя из фактических объёмов предоставленных услуг и цен, зарегистрированных в Центре расписания и тарифов, действующих в аэропорту.

В разделе договора «Особые условия»  установлено, что вопросы по обеспечению бортпитанием регулируются двухсторонними договорами между «перевозчиком» и третьими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность в аэропорту Тюмень (Рощино) (п.8.4. договора).

ООО «Сила вкуса» (далее также - Заявитель) на основании договора №17-01-str-001/1-14 от 01.11.2014 оказывает ОАО «Авиакомпания «Сибирь» услуги по приготовлению и доставке бортового питания до воздушных судов авиакомпании в аэропорту «Рощино».

Приготовление и комплектацию бортового питания ООО «Сила вкуса» производит в цехе бортового питания, расположенном за пределами территории аэропорта «Рощино» по адресу: г.Тюмень, ул. С.Ильюшина, 27.

Общая стоимость услуг, предоставляемых при обеспечении ВС бортпитанием, оказанных в отчётном периоде, определяется исходя из количества обслуживаемых ВС Заказчика и тарифов за обеспечение бортпитанием, в зависимости от типа ВС, зарегистрированных в ЦРП. Стоимость услуг по приготовлению бортпитания и услуг предоставляемых при обеспечении ВС бортпитанием включает в себя все расходы, связанные с осуществляемой деятельностью (п.5.1. договора).

 Для исполнения обязательств по договору с Авиакомпанией «Сибирь» и оказанию услуг по приготовлению и доставке бортового питания в 2016 году ООО «Сила вкуса» был заключён договор на возмездное оказание услуг от 15.01.2016 №964 с АО «А/п «Рощино», согласно которому (пункт 1.1. и 1.2.) Аэропорт оказывает Заявителю услуги с привлечением собственного персонала и специализированной техники:

  1. услуги спецмашины (автолифт) для доставки бортового питания к воздушному судну
  2. досмотр бортового питания сотрудником САБ Аэропорта в цехе бортового питания ООО «Сила вкуса».

Согласно договору №964, досмотр бортового питания производится сотрудником САБ Аэропорта в цехе бортового питания Заказчика в соответствии с нормами  правилами и процедурами по авиационной безопасности. Досмотренное бортовое питание доставляется к воздушному судну под контролем сотрудника САБ Аэропорта (п.2.1).

            Пунктом 2.3. договора определена обязанность ООО «Сила вкуса» укомплектовать пункт досмотра интроскопом, телефонной связью, кнопкой тревожной сигнализации, охранной сигнализацией, видеонаблюдением с выводом на пост управления инженерно-техническими системами САБ аэропорта и поддерживать их исправное состояние.

Согласно договору Аэропортом на ООО «Сила вкуса» возложена обязанность  в соответствии с СанПин 2.6.1.2369-08 проводить контроль рентгеновского излучения интроскопа, установленного в цехе бортового питания, и копии протоколов испытаний передать в САБ Аэропорта.

            ООО «Сила вкуса» обязано обеспечить присутствие уполномоченного лица при погрузке (выгрузке) бортового питания в спецмашину (п.2.1.2.) и погрузку досмотренного бортового питания в спецмашину и выгрузку его на борт ВС (п.2.1.2.).

Согласно разделу 3 договора, стоимость услуги по досмотру бортового питания составляет 1610 рублей за один досмотр (с НДС).

Стоимость услуг  спецмашины определяется исходя из фактически отработанных моточасов, определена в Прейскуранте, утверждённом в установленном порядке, и опубликованном на сайте Аэропорта.

Период действия договора №964 ограничен 31.12.2016 (п.5 договора).

29.11.2016 АО А/п «Рощино» направило в адрес ООО «Сила вкуса» письмо №2296/А-13, в котором сообщило, что отказывает пролонгировать с заявителем  договор №964, и прекращает с 01.01.2017 оказание услуг по досмотру бортового питания и предоставлению спецмашины.     

Отказ АО «Аэропорт «Рощино» в проведении досмотра бортового питания и предоставления спецмашины для его транспортировки  и загрузки в  ВС авиакомпании «Сибирь», приведут (могут привести) к невозможности исполнения ООО «Сила вкуса» своих обязательств по заключённому с Авиакомпанией договору, что повлечёт, прекращение деятельности ООО «Сила вкуса» на товарном рынке поставки бортового питания для  ВС в аэропорту «Рощино».

АО «Аэропорт «Рощино» (ИНН 7204660086, местонахождение: 625033, Тюменская область, г.Тюмень, ул.Сергея Ильюшина, д.23) является главным оператором аэропорта «Рощино» (Тюмень).

Решением правления ФСТ от 25 мая 1998 года № 18/2 ап ОАО «Аэропорт Рощино» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте под регистрационным номером 72/2/2 раздела 2 «Услуги аэропортов».

На основании приказа ФАС России от 27.09.2016 N 1373/16 внесены изменения в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль в части замены наименования ОАО «Аэропорт Рощино» на АО «Аэропорт Рощино».

Согласно положений статьи 4 Федерального закона «О естественных монополиях» и части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» АО «Аэропорт Рощино» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания аэропортовых услуг, в том числе в части обеспечения авиационной безопасности на территории аэропорта Тюмень (Рощино).

Выданный Управлением транспортной безопасности ФАВТ сертификат №ФАВТ.АБАБ.051 подтверждает, что АО «Аэропорт Рощино» соответствует всем законодательно установленным требованиям в сфере деятельности обеспечения авиационной безопасности в аэропорту Тюмень (Рощино), включающей в том числе  работы (услуги) по организации и обеспечению авиационной безопасности, организации и проведению предполётного и послеполётного досмотров ВС, его бортовых запасов (включая бортовое питание), членов экипажей, пассажиров и багажа,  организации и обеспечению охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов, организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режима.

Аэропортовая деятельность подлежит госрегулированию, включая обеспечение авиационной безопасности и установление тарифов.

  1. Обеспечение авиационной безопасности

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности (Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности").

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 определён перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Обеспечение авиационной безопасности входит в перечень аэропортовых услуг.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделёнными этим правом федеральными законами (статья 83 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности (статья 84 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).

Бортовые запасы – готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание (пункт 3.3 «ОСТ 54-0-192.84-2002. Стандарт отрасли).

Требования авиационной безопасности к аэропортам и порядок их выполнения установлены федеральными авиационными правилами, утверждёнными  приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (далее – приказ №142, Авиационные правила).

Пунктом 29 Авиационных правил установлено, что предполётный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Правилами проведения предполётного и послеполётного досмотров, утверждёнными Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104 (далее - Правила проведения досмотров).

В главе 9 Правил проведения досмотров определён порядок проведения предполётного досмотр грузов, почты и бортовых запасов воздушного. Согласно положениям указанного документа предполётный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств.

В соответствии с пунктом 10 и 13 положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 897 (далее – Положение № 897), аэропорты обеспечивают выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности (приложения к Положению № 897).

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Администрация авиационного предприятия, аэропорта (городского аэровокзала) осуществляет материально-техническое обеспечение, финансирование мероприятий по авиационной безопасности и несет ответственность за их реализацию (п.12 Положения № 897).

Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов (п.2 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897).

Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию (п.5 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897).

Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 №62 в целях обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации утверждена «Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации» (далее также – приказ Минтранса №62, Программа авиационной безопасности).

Программа авиационной безопасности определяет меры защиты воздушных судов, в том числе бортового питания.

Предполётный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств, бортового питания и сопутствующих средств проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в соответствии с Правилами проведения досмотров.

В пункте 119 Программы, указано, что организации, производящие бортовое питание, расположенные за пределами аэропорта, обеспечивают его охрану от несанкционированного доступа на участке от пункта приготовления до пункта досмотра его в аэропорту.

Для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности, в том числе для проведения досмотра бортовых запасов воздушного судна и бортового питания аэропорты должны быть оборудованы техническими и специальными средствами авиационной безопасности (п.123 Программы авиационной безопасности).

Для поддержания постоянной работоспособности технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами, имеющими соответствующую квалификацию (п.131 Программы авиационной безопасности).

  1. Тарифное регулирование: аэропортовые сборы и тарифы на наземное обслуживание

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушно пространстве Российской Федерации утверждены приказом Министерства транспорта России от 17.07.2012 N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации» (далее также - приказ №241, Правила формирования тарифов).

Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание « ...» регистрируются и/или публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1.10 приказа №241).

Правилами формирования тарифов предусмотрено, что к числу аэропортовых сборов относится, взымаемый в соответствии с требованиями, установленными Авиационными правилами, сбор за обеспечение авиационной безопасности. Сбор устанавливается за  обеспечение авиационной безопасности, включая проведение  досмотра воздушного судна и его бортовых запасов (п. 3.2, 3.2.1 приказа №241).

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции (п.1.13).

В случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включённые в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее - базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу), утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции (п.1.14 приказа №241).

Правилами формирования тарифов (глава 4) установлено, что тариф за обеспечение бортпитанием относится к тарифам за наземное обслуживание.

Тариф устанавливается за услуги, предоставляемые при обеспечении воздушного судна бортпитанием, включая: прием и выгрузку с борта воздушного судна съёмного оборудования и бортовой посуды; их загрузку на транспортные средства, доставку в комплекс (цех) бортпитания и выгрузку; утилизацию отходов и санитарную обработку съёмного оборудования и бортовой посуды; погрузку бортпитания на транспортные средства в комплексе (цехе) бортпитания; доставку бортпитания к воздушному судну; передачу и погрузку бортпитания на борт воздушного судна.

Тариф устанавливается на одно обслуживание по типам воздушных судов. Плата определяется по установленному тарифу за каждое обслуживание. Цена бортпитания (включая организацию обеспечения и комплектацию бортпитания), установленная отдельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в настоящий тариф не включается.

В пункте 4.10. Правил формирования тарифов указано, что тарифы за дополнительные услуги по авиационной безопасности устанавливаются за дополнительные мероприятия по авиационной безопасности (не предусмотренные п. 3.2 главы III Перечня и правил), т.е. не входящие  в  сбор за обеспечение авиационной безопасности).

Тарифы за наземное обслуживание взимаются по факту оказания услуг и в размере, действующем на дату выполнения (окончания выполнения) соответствующих услуг (п.8 приложение №2 к приказу№241).

Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, «….», не допускается (п.9 приложение №2 к приказу№241).

Отказ в пролонгации  заключённого договора № 964 и оформлении договорных отношений на 2017 год  Аэропорт объясняет отсутствием возможности предоставления спецавтотранспорта (автолифта) и выделения сотрудников САБ для досмотра и сопровождения бортового питания, производимого Заявителем и доставляемого ВС, принадлежащим авиакомпании «Сибирь».

Отсутствие возможности Аэропорт объясняет (как указано в  ответе за запрос управления  от 18.01.2017 №68/А-13) недостатком сотрудников САБ Аэропорта после проведённой оптимизацией штатной численности.

В качестве правового  основания заключения с Заявителем договора, в рамках которого осуществляет досмотр и доставка бортового питания к воздушным судам авиакомпании «Сибирь» Аэропорт ссылается на п.1.14. Приказа №241.

 Аэропорт считает, что поскольку ООО «Сила вкуса» не является плательщиком авиационных сборов (а именно, сбора за обеспечение авиационной безопасности), то с целью досмотра бортового питания, доставляемого на воздушные суда АК «Сибирь», Аэропортом был заключён возмездный договор и установлен тариф на услуги по досмотру бортового питания и тариф на услуги предоставления спецавтотранспорта (автолифт).

Договором №964 установлено, что оплата за оказание услуги по досмотру бортпитания рассчитывается по тарифу 1364,41 за одно обслуживание (1610 рублей с НДС).

Аэропортом представлен расчёт данного тарифа, определённого при этом как «стоимость дополнительного досмотра ВС».

Тариф, применяемый Аэропортом с момента заключения договора (15.01.2015), равный 1610 рублей с НДС, утверждён приказом генерального директора Аэропорта 20.11.2015 года. Соответственно, в установленном порядке (согласно требованиям п.9 Приказа №241) данный тариф Аэропортом не опубликован, в прейскуранте цен Аэропорта (на момент заключения договора, на 01.01.2015) данный тариф отсутствовал.

При этом тариф «стоимость дополнительного досмотра ВС» указан только в прейскуранте цен от 20.12.2016 в разделе 8 «цены на дополнительные услуги САБ», при этом размер его составляет 1568,64 руб/обслуживание.

Соответственно Аэропортом при установлении данного тарифа не исполнено требование по регистрации и (или) публикации применяемого тарифа, соответственно нарушен п.9 приложение №2 к приказу№241.

 Как следует из Прейскуранта Аэропорта, услуга дополнительного досмотра ВС, а фактически услуга досмотра бортового питания входит в категорию услуг по наземному обслуживанию, что противоречит приказу №241, согласно которому обеспечение авиационной безопасности, куда входит досмотр бортовых запасов (включая бортового питания), является аэропортовым сбором.

 Таким образом, обеспечение авиационной безопасности в части досмотра бортового питания ВС АК «Сибирь» в аэропорту «Рощино» к услугам наземного обслуживания, оказываемых Аэропортом ООО «Сила вкуса», отнесено быть не может.

Возможность применение Аэропортом тарифа на услуги дополнительного досмотра ВС, указанного в разделе «цены на дополнительные услуги САБ», ограничена нормой, предусмотренной Правилами формирования тарифов (Приказ №241), согласно которой данный тариф может быть применён только в случае оказания услуг, не включённых в перечень аэропортовых сборов.

Из чего следует, что фактически для определения стоимости услуг по досмотру бортового питания для обеспечения авиационной безопасности бортовых запасов ВС Авиакомпании «Сибирь», Аэропортом применяется тариф, установленный на оказание дополнительной услуги САБ Аэропорта по досмотру ВС, что свидетельствует о нарушении Аэропортом требований, предусмотренных пунктом 4.10. Правил формирования тарифов.

На Аэропорт законодательно, согласно п.83, 84 ВК РФ и  Положению № 897, возложена ответственность за обеспечение авиационной безопасности в аэропорту «Рощино». Аэропорт, в части своих обязанностей по обеспечение авиационной безопасности в аэропорту «Рощино» не вправе их перекладывать на иных лиц.

В данном случае, договором №964 Аэропортом установлена для ООО «Сила вкуса» обязанность оборудовать цех бортового питания интроскопом. Кроме того, обязанность по контролю за надлежащим содержанием рентгеновского оборудования используемого для досмотра бортпитания Аэропорт также возлагает на Заявителя.

Данное положение договора, Аэропорт объясняет тем, что пункт досмотра бортовых запасов ООО «Сила вкуса» организован вне контролируемой зоны аэропорта по просьбе Заявителя и, соответственно, обязанность по оборудовании цеха бортового питания возлагается на ООО «Сила вкуса».

В качестве обоснования действий по наличию у ООО «Сила вкуса» обязанности по содержанию рентгеновского оборудования, Аэропортом приложено полученное Аэропортом представление об устранении нарушений закона, внесённое Тюменской транспортной прокуратурой от 29.07.2016 № 02-12.2016 по результатам проверки исполнения АО «Аэропорт «Рощино» законодательства, направленного на обеспечение авиационной безопасности.

В представлении указано, что Аэропортом не выполняются требования п.41 ФАП-142 о поддержании постоянной работоспособности технических средств досмотра и оборудования в пункте досмотра в цехе бортового питания ООО «Сила вкуса», их эксплуатации специально подготовленными сотрудниками САБ.

Данное обстоятельство подтверждает, что обязанность обеспечения авиационной безопасности, в т.ч. в части досмотра бортовых запасов (включая бортовое питание) является исключительной обязанностью Аэропорта. Данный вывод основан на нормах законодательства.

Получив представление прокуратуры, Аэропорт направило ООО «Сила вкуса» письмо, в котором сообщает о необходимости заключения договора с АО «АП «Рощино» на техническое обслуживание интроскопа, при этом направляет проект договора, в котором стоимость услуг установлена в размере 15 176 рублей в месяц (с НДС).

Необходимость организации пункта досмотра бортового питания, доставляемого к воздушным судам авиакомпаний, осуществляющих вылет из аэропорта «Рощино», входит в обязанность Аэропорта по обеспечению требуемого уровня авиационной безопасности, что основано на требованиях п.2 и п.5 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, являющихся приложением к Положению № 897, а также п.123 Программы авиационной безопасности.

Согласно указанным нормам Положения № 897 и пункту 131 Программы авиационной безопасности, поддержание работоспособности технических средств относится к обязанностям аэропорта по обеспечение авиационной безопасности и должно выполняется сотрудниками САБ. Техническое обслуживание осуществляется специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.

 Таким образом, оборудование пункта досмотра необходимыми техническими средствами и обеспечение эго надлежащего состояния, относится к обеспечению авиационной безопасности в части досмотра бортового питания воздушного судна, и согласно требованиям обеспечения авиационной безопасности не может быть передано третьим лицам по договору.

Обзывая ООО «Сила вкуса» оборудовать цех бортового питания собственным интроскопом для досмотра бортового питания и требование заключить возмездный договор с Аэропортом на техническое обслуживание данного оборудования, противоречит нормам Положения №897 и требованиям Программы авиационной безопасности.

Оплата за оказание Аэропортом Заявителю услуги по предоставлению спецавтотранспорта (автолифта), согласно договору №964, рассчитывается по тарифу 3721 руб. на 1 моточас  (4400 рублей с НДС).

Согласно прейскуранта цен от 11.12.2015 на момент заключения договора тариф на услуги спецтранспорта (АЛ10/14 Зил 5301БО (раздел 10 прейскуранта) составлял 3860 руб/мчас. Применяемый в договоре с ООО Сила вкуса» тариф в размере 4400 руб./мчас, установлен только с 15.06.2016 года (утверждён приказом генерального директора Аэропорта 15.06.2015 года).

Соответственно Аэропортом при установлении данного тарифа также не исполнено требование по регистрации и (или) публикации применяемого тарифа, соответственно, нарушен пункт 9 приложение №2 к приказу№241.

Согласно заключённому с авиакомпанией «Сибирь» договору на обслуживание воздушных судов, Аэропорт оказывает авиакомпании аэропортовые услуги, включая услуги по обеспечению авиационной безопасности, которые, в свою очередь, предполагает досмотр бортовых запасов (в т.ч. бортового питания) воздушного судна авиакомпании, осуществляющего вылет из аэропорта «Рощино».

Авиакомпания является потребителем услуг оказываемых Аэропортом.

Авиакомпания самостоятельно (или через уполномоченное лицо в установленном законодательством РФ порядке) не осуществляет отдельные операции, включённые в состав аэропортовых сборов в аэропорту «Рощино» (в данном случае АК Сибирь самостоятельно не и не осуществляет досмотр бортового питания для обеспечения авиационной безопасности своих воздушных судов), соответственно является  плательщиком аэропортового сбора за обеспечение авиационной безопасности.

 Таким образом, Аэропорт не вправе, устанавливать для ООО «Сила вкуса» тариф на досмотр бортового питания и ссылаться при этом на п.1.14. Приказа №241, поскольку АК «Сибирь», являясь плательщиком аэропортовых сборов, оплачивает Аэропорту в т.ч. досмотр бортового питания для обеспечения безопасности воздушных судов.

ООО «Сила вкуса» не является лицом уполномоченной авиакомпанией с целью обеспечения авиационной безопасности воздушных судов в части досмотра бортового питания.

Если бы авиакомпания самостоятельно обеспечивала досмотр собственного бортового питания, Аэропорт, руководствуясь п.1.14. Приказа №241, должен установить аэропортовый сбор, включающий только тариф на предоставляемые потребителю операции. Доказательством исполнения указанной нормы может быть установленный (зарегистрированный и опубликованный в Прейскуранте) для авиакомпании аэропортовый сбор за исключением сбора на обеспечение досмотра бортового питания.

В результате анализа материалов заявления на соответствие нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность аэропорта как субъекта естественной монополии на рынке аэропортовых услуг, обеспечивающего, на основании федеральных авиационных правил и норм авиационную безопасность, вследствие чего, наделённого перечнем, законодательно установленных обязанностей, установлено следующее:

  1. В действиях АО «АП «Рощино» по отказу в проведении досмотра бортового питания и предоставления спецмашины для его транспортировки до ВС в аэропорту «Рощино» установлены признаки нарушения пункта 9 части 1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции», выражающиеся в создании ООО «Сила вкуса» препятствий доступу на товарный рынок услуг по поставке бортового питания для воздушных судов в аэропорту «Рощино».
  2. В действиях АО «АП «Рощино установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 «О защите конкуренции», выражающиеся в ущемлении интересов ООО «Сила вкуса» путём:
  • необоснованного установления и взимание платы с ООО «Сила вкуса» за досмотр  бортового питания воздушных судов АК «Сибирь», относящийся к деятельности по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту «Рощино» и предусмотренный в форме платы «аэропортовый сбор за авиационную безопасность», плательщиком которого, по договору на обслуживание воздушных судов Авиакомпании в аэропорту Тюмень (Рощино), является Авиакомпания «Сибирь».
  • установления, не предусмотренного законодательством, требования по оборудованию цеха бортового питания за счёт собственных средств ООО «Сила вкуса» рентгеновским оборудованием (интроскоп), необходимым для досмотра бортового питания сотрудниками САБ Аэропорта с целью обеспечения авиационной безопасности воздушных судов в аэропорту «Рощино»
  • установления, не предусмотренного законодательством, требования по заключению возмездного договора с Аэропортом на техническое обслуживание интроскопа, установленного в цехе бортового питания.
  • установления и взимания платы за услуги «дополнительный досмотр ВС» и за услугу «предоставление спецавтотранспорта (автолифт)», рассчитанной с применением тарифов, не опубликованных и не зарегистрированных Аэропортом в законодательно установленном Порядке.

      Установив основания, послужившие поводом к возбуждению дела и доказательства, которые свидетельствуют об их наличии Председатель Комиссии

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

  1. Назначить дело № К17/2-10  к рассмотрению на 03 апреля 2017 года в 15     часов по адресу: г. Тюмень, ул. Холодильная, 58-а, каб.401.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № К17/2-10  в качестве заявителя ООО «Сила вкуса».
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № К17/2-10  в качестве ответчика  АО «Аэропорт Рощино».
  4. Ответчику - АО «Аэропорт Рощино» в соответствии со ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 29.03.2017 представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
  1. Размер платы, поступившей от Авиакомпании «Сибирь» в 2016 и в 2017 году за обеспечение авиационной безопасности по договору на обслуживание воздушных судов в аэропорту Тюмень (Рощино), заключённому с АО «Аэропорт «Рощино»;
  2. Сведения о тарифе, применяемом для расчёта платы (сбора) за обеспечение авиационной безопасности воздушных судов Авиакомпании «Сибирь» в аэропорту Тюмень (Рощино) в 2016 и в 2017 году;
  3. Правовое обоснование установления для Авиакомпании «Сибирь» понижающего коэффициента ко всем видам аэропортовых сборов;
  4. Документы (при наличии) в подтверждение того, что Авиакомпания «Сибирь» в 2016 и в 2017 году не является плательщиком аэропортового сбора за обеспечение авиационной безопасности в части досмотра бортовых запасов (в т.ч. бортового питания) воздушных судов авиакомпании в аэропорту «Рощино»;
  5. Договор, заключённый с Авиакомпанией «Ямал», в рамках которого производится досмотр бортового питания воздушных судов авиакомпании в аэропорту «Рощино»;
  6. Выручка, полученная от оказания Авиакомпании «Ямал» услуг по досмотру бортового питания в цехе бортпитания авиакомпании и оказания услуг предоставления спецтранспорта для доставки бортового питания на воздушные суда авиакомпании в аэропорту «Рощино» (за 2016 год);
  7. Письменные пояснения (возражения) по существу рассматриваемого дела и иные документы, по усмотрению Заявителя, имеющие отношения к предмету рассматриваемого дела.
  8. Отчёт о прибылях и убытках АО «Аэропорт Рощино» за 2016 год;
  9. Справку, подписанную директором и главным бухгалтером, заверенную печатью, о сумме совокупной выручки (без НДС), полученной АО «Аэропорт Рощино» за 2016 год;
  10. Справку, подписанную директором и главным бухгалтером, заверенную печатью, о сумме выручки (без НДС), полученной АО «Аэропорт Рощино» от осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности за 2016 год, в том числе сумме выручки, полученной от оказания услуг по досмотру бортовых запасов (бортового питания) воздушных судов.

 

  1. Заявителю - ООО «Сила вкуса» в соответствии со ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок не позднее 29.03.2017 года представить в Тюменское УФАС России копии документов (заверенных надлежащим образом) и сведения:
  1. Все договоры (проекты договоров), касающиеся осуществления деятельности по поставке бортового питания в 2017 году;
  2. Сведения о фактах отказа Ответчика в досмотре бортового питания, после окончания срока действия договора №964;
  3. Иные документы (пояснения), по усмотрению Заявителя, имеющие отношения к предмету рассматриваемого дела.

 

За непредставление в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверных сведений, влечет наложение административных штрафов на должностных лиц или юридические лица в соответствии со статьей 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Явка представителя ответчика по делу (с надлежащим образом оформленной доверенностью  на  участие  в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                      Д.А. Полухин

Связанные организации

Связанные организации не указаны